Общество
ВЕЧНЫЙ ЦЫГАН, ЖИВУЩИЙ РЯДОМ
10 апреля
ЭТНОС
Вернее, суперэтнос - за тысячелетия существования группы цыган настолько разошлись во времени и пространстве, что теперь составляют как бы отдельные народы. В мире насчитывается более семидесяти цыганских этнических групп - крымы, лотвы, котляры, ловари, влахи, мадьяры, кэлдэрары, сэрвы, люли, русска рома - русские цыгане. Самоназвание, между прочим, показывающее, что сами они себя определяют непременной принадлежностью России. Впрочем, способность этого народа к адаптации такова, что он может найти свое место среди любого этнического окружения, став почти неотличимым от местных жителей. Говорят, живут в Африке два чернокожих племени, которые тоже - цыгане. Из всех народов лишь евреи демонстрируют такую степень адаптации. Но евреи, утеряв родной ландшафт Палестины, приспособились к искусственному ландшафту городов, за счет чего могут существовать в нынешнем виде неопределенно долгое время. Цыгане тоже освоили искусственный ландшафт - но сельских местностей:
- Наш народ к цивилизации имел мало отношения, жил в основном в деревне, где есть хлеб и вода, - говорит Александр Тумашевич, директор Санкт-Петербургского центра цыганской культуры.
Действительно, даже городские цыгане предпочитают компактно селиться на городских окраинах, напоминающих деревню. Например, у нас они компактно проживают в Горелово, Токсово, Вырице, Гатчине, Александровской. А их родной ландшафт - бог знает где. Сами они особенного любопытства на этот счет не проявляют, довольствуясь легендами, разбрасывающими прародину от Китая до Египта. На самом деле это, скорее всего, была Северная Индия, примерно тысячу лет оттуда ушло некое бродячее племя. Но с тех пор их родина - весь мир.
ЧУЖАКОВ НЕ ЛЮБЯТ
Когда-то в Европе на цыган устраивали облавы. Потом их женщин сжигали как колдуний. XX век тоже не был для цыган золотым. Обилие информации о трагедии Холокоста часто заслоняет в сознании современников катастрофы других народов во время Второй мировой войны. Десятки тысяч европейских цыган стали лагерным пеплом, только в России их погибло более 30 тысяч. Они сопротивлялись, организуя партизанские отряды из расчета один табор - один отряд. Таборы окружались эсэсовцами и вырезались до последнего человека.
Сегодня в Восточной Европе они чуть ли не главная мишень молодых нацистов, власти многих стран Европейского союза препятствуют их свободному передвижению. Албанолюбивый хор правозащитников, во время конфликта в Косове призывавший американские ракеты на головы сербов, не заметил трагедии косовских цыган, уничтожавшихся несчастными албанцами. Тысяча их погибла там, сто тысяч бежали в сопредельные страны. А теперь принявшие их страны в массовом порядке депортируют обратно, хотя на Балканах их никто не ждет.
В России к цыганам всегда были несколько более толерантны. Если не так, почему бы тогда русское искусство так заполонено цыганскими сюжетами. Были, конечно, трения: ловили крестьяне конокрада и били смертным боем. Но в основном царское правительство придерживалось в цыганском вопросе политики разумной сегрегации - ограничивая возможности их слияния с титульной нацией, с другой стороны, не препятствовало жить своим обычаем. Ромалы кочевали по дорогам, подковывали лошадей, лудили кастрюли, гадали и выпрашивали - и все были этим, в общем, довольны.
Большевистский переворот цыгане восприняли прохладно - их стереотип поведения предполагает почтение перед богатством. В последнее время появились публикации о гонениях на цыган в Советском Союзе. Перелом же наступил в 1956 году с инициированного Климентом Ворошиловым Указа Президиума Верховного Совета СССР "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством". Проще говоря, цыганам запретили кочевать. Прикрепление к земле не стало для них такой трагедией, как для сибирских народов, чья экономика строилась на кочевом быте, - как уже сказано, цыгане адаптированы к искусственному ландшафту. Дорога навечно осталась в душах, но традиции кочевья отмерли вместе с последним поколением их носителей. Тот же самый процесс, безо всякого насильного прикрепления, произошел и в Европе - 92 процента европейских цыган ведут оседлый образ жизни. Впрочем, они остались до сих пор этносом весьма мобильным, что и демонстрируют в последние годы.
Так и вступили мы с ними в третье тысячелетие.
ОБОСТРЕНИЕ
Попытки искусственным образом создать монолитную "советскую нацию" дали рецидив в виде обострения национализма. Механизм явления прост: слишком долго нам, вопреки нашему внутреннему чувству, внушали, что мы все одинаковые, а когда выяснилось, что это совсем не так, подавленное чувство национальной самости стало выливаться в вспышки иррациональной ксенофобии.
Коснулось это и цыган. Впрочем, в меньшей степени, чем прочих: в 1992-1998 годах общество "Мемориал" отслеживало националистическую прессу и обнаружило, что в 6 тысячах текстах цыгане лишь дважды негативно упомянуты.
Вместе с тем случаи русско-цыганского противостояния участились: поджигаются цыганские дома, цыгане насильно депортируются из многих местностей. В Псковской области есть город Опочка, где только за май 2001 года было сожжено девять цыганских домов, причем милиция отказывается возбуждать уголовные дела по этим фактам. Причина ненависти русских жителей Опочки к цыганам - уверенность, что они торгуют наркотиками. Насколько такие обвинения соответствуют действительности, скажем ниже, пока только заметим, что поджоги нисколько не снизили уровень наркомании среди сельской молодежи.
Другая причина возрастающей ненависти к цыганам - миграция из других мест. Экономическое неблагополучие в бывших соцстранах и смягчение режима перемещения привело к тому, что значительные цыганские группы мигрируют в поисках заработка. Вот, например, Северо-Западный регион, где жили в основном русска рома, в последние года видит на своей территории таборы и закарпатских мадьяр, и таджикских люли. Они, как правило, готовы на любую работу, а когда работы нет, промышляют профессиональным нищенством. Кто не слышал в метро заунывного: "Сами мы не местные!.." Трудно сказать, насколько соответствуют правде рассказы о роскошной жизни "нищих", то, что мне известно об этой "профессии", заставляет предположить, что делать серьезные деньги на этом могут очень немногие. Остальных заставляет протягивать руку обыкновенная нужда. Ну и национальные традиции, конечно.
НАРКОТРАФИК
Однако можно понять и коренную национальность, среди которой вдруг в одночасье появляются толпы странно одетых людей, протягивающих руку за подаянием. Чужаков не любят нигде, а особенно в тяжелые периоды истории. И тут уже не разбираются, пришлые они или живущие здесь сотню лет, и как сами русска рома относятся к пришельцам. Цыгане - цыгане и есть, а в отношении их первое обвинение - в криминальных наклонностях.
Говорят, люли занимаются перевозкой наркотиков. Действительно, время от времени появляются сообщения, что милиция задержала гражданина Таджикистана при попытке перевозки наркотиков. Однако редко уточняется, идет ли речь об этническом таджике или таджикском цыгане. А может, имеется в виду и славянин. Не думаю, что обвинения люли в поголовной контрабанде зелья справедливы - слишком пристально внимание к ним милиции, именно потому, что их в этом обвиняют. Их досматривают всегда, но ловят на наркотиках очень немногих. Мужчины-люли берутся у нас за любую работу, а когда ее не находят, просят милостыню. Не очень убедительный образ жизни для наркоторговцев...
В том же самом обвиняют и другие цыганские группы, и, надо сказать, доля правды в этом есть. Московский художник и этнограф Николай Бессонов, активный защитник цыган, приводит в своей книге высказывания, частые среди них еще несколько лет назад:
- Никто этих наркоманов не заставляет, сами деньги несут.
- Если не цыгане, то другие найдутся.
- Водка тоже наркотик, но государство им торгует...
Но сейчас разговоры изменились:
- Деньги на крови.
- Бог накажет...
Такой поворот общественного цыганского мнения произошел из-за открытия, что наркотиками невозможно торговать, не пробуя их самому. И цыганская молодежь катастрофически втягивается в наркоманию. Потому действия милиции по пресечению наркоторговли находят в их среде все больше понимания.
КРИМИНАЛЬНОЕ ЧТИВО
Насколько соответствуют истине утверждения об "извечной склонности цыган к криминалу"? На первый взгляд, они сами подтверждают это, называя воровство - романи бути (цыганский труд). Помню, один цыган показывал мне образок Святителя Николая на груди, уверяя, что это покровитель воров... На самом деле во всем этом больше бравады, ибо большая часть цыган-мужчин всегда занималась каким-либо законным ремеслом. Иначе трудно понять, как несколько сот лет терпели пребывание в России народа, сплошь состоящего из воров. Тем более верно это сейчас, после утраты большей части кочевых традиций. Однако подозрительность по отношению к ним осталась.
"Цыгане похищают детей, цыгане держат славянских рабов, цыгане гипнозом заставляют отдавать им квартиры" - так воспринимают их многие сограждане. Не берусь утверждать, что факты подобных преступлений среди цыган вообще не имели места, однако часть таких обвинений, когда они возникают, опровергается. Да, в цыганских семьях живут славянские дети - проданные им спившимися родителями. Да, богатые цыгане покупают квартиры у алкоголиков, а потом их же берут в свои дома сторожами и уборщиками и неплохо им платят при этом. Гипнотические способности цыганок один раз наблюдал сам и много раз о них слышал, однако не думаю, что каждая цыганка обладает ими, а из обладающих каждая мошенничает.
Разумеется, все преступления, независимо от национальности их совершившего, должно пресекать, расследовать и подвергать виновных наказанию. Однако от этого далеко до преследования по национальному признаку. Именно так цыгане восприняли дважды проводившиеся в 2002 году российской милицией операции "Табор". Причем больше всего возмущения вызвало их название, ибо табор есть традиционная цыганская социальная единица, а не имя преступного клана.
Предвзятое отношение к цыганам со стороны некоторых милиционеров проявляется в избиениях, фабрикации дел, игнорировании жалоб на произвол:
- Это не государственная политика травли, все решалось на местном уровне, - говорит Николай Бессонов.
Именно поэтому я не сомневаюсь в существовании цыганских преступных сообществ - таковые всегда являются реакцией на давление со стороны. Так было на Сицилии, где в ответ на притеснения норманнов и арабов итальянцы собирались в кланы, которые в другой исторической ситуации, но тоже в чуждом окружении превратились в "Коза ностру". И китайские триады возникли как реакция на завоевания монголов и маньчжур. А в России в начале 90-х во многом в ответ на беспредельный рэкет - и криминальный, и официальный - возникли цыганские группы, действующие силовыми методами. Да, такие группы называются преступными сообществами, но не стоит называть поэтому цыган криминальным народом, иначе придется применить это определение и к русским, и ко многим другим...
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Из вышеизложенного понятно, что цыганская проблема имеет место быть. А проблемы следует решать. В цыганской теме существуют - с вариациями - два решения. "Всех цыганей надо убить", - скажет ксенофоб. "Цыгане должны быть интегрированы в цивилизованное общество", - призовет либерал, защитник общечеловеческих ценностей. Парадокс в том, что в конечном итоге они призывают к одному и тому же. Реализуется желание первого - все "чуждые нации" будут порабощены или уничтожены, в мире останется только этнос-победитель. То же самое будет, если все этносы сольются в некую "общечеловеческую семью". В этнологии это называется "упрощением системы", и есть признак этнического старения. А для христианина - это приближение последних времен, рождение глобального царства Зверя.
До сих пор европейцы в своей национальной политике метались именно между этими двумя идеями. Когда они прибыли в Океанию и обнаружили, что понятия о частной собственности у них и местных жителей в корне не совпадают, первое, что они сделали, - попытались уничтожить. Потом - культурно ассимилировать. К счастью, пока не удалось ни то ни другое. Россия, всегда в своем движении на Восток дававшая народам, попавшим в сферу ее влияния, жить своим умом и своими традициями, в XX веке вдруг поменяла ориентиры и озадачилась "ленинской национальной политикой", которая была не чем иным, как вариантом того же европейского ассимиляторства. Сейчас мы все за это платим.
Цыгане живут как живут. Это называется этническим стереотипом поведения, и искусственными методами изменить его невозможно. Потому самое разумное - дать людям жить. В последние годы появились цыганские организации, контактирующие с властями. В некоторых местах, например в Самаре, эти контакты очень плодотворны. На Северо-Западе существуют две организации - уже упомянутый центр цыганской культуры и цыганская община. Их лидеры должны представлять интересы цыган перед властями. Кстати, это и есть бароны, вернее, баро - большие. И вопреки сложившимся мифам, это не всесильные цыганские аристократы, а именно представители общины перед властями. А высший орган у цыган, еще сохраняющих традиционную социальную структуру, - сходка.
- Нам не нужна милостыня, но нужна поддержка, - говорит известная артистка Тамара Череповская.
Как и всем старым этносам, как и всей экологической системе Земли, подорванной глобальной модернизацией.
Павел ВИНОГРАДОВ
Вернее, суперэтнос - за тысячелетия существования группы цыган настолько разошлись во времени и пространстве, что теперь составляют как бы отдельные народы. В мире насчитывается более семидесяти цыганских этнических групп - крымы, лотвы, котляры, ловари, влахи, мадьяры, кэлдэрары, сэрвы, люли, русска рома - русские цыгане. Самоназвание, между прочим, показывающее, что сами они себя определяют непременной принадлежностью России. Впрочем, способность этого народа к адаптации такова, что он может найти свое место среди любого этнического окружения, став почти неотличимым от местных жителей. Говорят, живут в Африке два чернокожих племени, которые тоже - цыгане. Из всех народов лишь евреи демонстрируют такую степень адаптации. Но евреи, утеряв родной ландшафт Палестины, приспособились к искусственному ландшафту городов, за счет чего могут существовать в нынешнем виде неопределенно долгое время. Цыгане тоже освоили искусственный ландшафт - но сельских местностей:
- Наш народ к цивилизации имел мало отношения, жил в основном в деревне, где есть хлеб и вода, - говорит Александр Тумашевич, директор Санкт-Петербургского центра цыганской культуры.
Действительно, даже городские цыгане предпочитают компактно селиться на городских окраинах, напоминающих деревню. Например, у нас они компактно проживают в Горелово, Токсово, Вырице, Гатчине, Александровской. А их родной ландшафт - бог знает где. Сами они особенного любопытства на этот счет не проявляют, довольствуясь легендами, разбрасывающими прародину от Китая до Египта. На самом деле это, скорее всего, была Северная Индия, примерно тысячу лет оттуда ушло некое бродячее племя. Но с тех пор их родина - весь мир.
ЧУЖАКОВ НЕ ЛЮБЯТ
Когда-то в Европе на цыган устраивали облавы. Потом их женщин сжигали как колдуний. XX век тоже не был для цыган золотым. Обилие информации о трагедии Холокоста часто заслоняет в сознании современников катастрофы других народов во время Второй мировой войны. Десятки тысяч европейских цыган стали лагерным пеплом, только в России их погибло более 30 тысяч. Они сопротивлялись, организуя партизанские отряды из расчета один табор - один отряд. Таборы окружались эсэсовцами и вырезались до последнего человека.
Сегодня в Восточной Европе они чуть ли не главная мишень молодых нацистов, власти многих стран Европейского союза препятствуют их свободному передвижению. Албанолюбивый хор правозащитников, во время конфликта в Косове призывавший американские ракеты на головы сербов, не заметил трагедии косовских цыган, уничтожавшихся несчастными албанцами. Тысяча их погибла там, сто тысяч бежали в сопредельные страны. А теперь принявшие их страны в массовом порядке депортируют обратно, хотя на Балканах их никто не ждет.
В России к цыганам всегда были несколько более толерантны. Если не так, почему бы тогда русское искусство так заполонено цыганскими сюжетами. Были, конечно, трения: ловили крестьяне конокрада и били смертным боем. Но в основном царское правительство придерживалось в цыганском вопросе политики разумной сегрегации - ограничивая возможности их слияния с титульной нацией, с другой стороны, не препятствовало жить своим обычаем. Ромалы кочевали по дорогам, подковывали лошадей, лудили кастрюли, гадали и выпрашивали - и все были этим, в общем, довольны.
Большевистский переворот цыгане восприняли прохладно - их стереотип поведения предполагает почтение перед богатством. В последнее время появились публикации о гонениях на цыган в Советском Союзе. Перелом же наступил в 1956 году с инициированного Климентом Ворошиловым Указа Президиума Верховного Совета СССР "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством". Проще говоря, цыганам запретили кочевать. Прикрепление к земле не стало для них такой трагедией, как для сибирских народов, чья экономика строилась на кочевом быте, - как уже сказано, цыгане адаптированы к искусственному ландшафту. Дорога навечно осталась в душах, но традиции кочевья отмерли вместе с последним поколением их носителей. Тот же самый процесс, безо всякого насильного прикрепления, произошел и в Европе - 92 процента европейских цыган ведут оседлый образ жизни. Впрочем, они остались до сих пор этносом весьма мобильным, что и демонстрируют в последние годы.
Так и вступили мы с ними в третье тысячелетие.
ОБОСТРЕНИЕ
Попытки искусственным образом создать монолитную "советскую нацию" дали рецидив в виде обострения национализма. Механизм явления прост: слишком долго нам, вопреки нашему внутреннему чувству, внушали, что мы все одинаковые, а когда выяснилось, что это совсем не так, подавленное чувство национальной самости стало выливаться в вспышки иррациональной ксенофобии.
Коснулось это и цыган. Впрочем, в меньшей степени, чем прочих: в 1992-1998 годах общество "Мемориал" отслеживало националистическую прессу и обнаружило, что в 6 тысячах текстах цыгане лишь дважды негативно упомянуты.
Вместе с тем случаи русско-цыганского противостояния участились: поджигаются цыганские дома, цыгане насильно депортируются из многих местностей. В Псковской области есть город Опочка, где только за май 2001 года было сожжено девять цыганских домов, причем милиция отказывается возбуждать уголовные дела по этим фактам. Причина ненависти русских жителей Опочки к цыганам - уверенность, что они торгуют наркотиками. Насколько такие обвинения соответствуют действительности, скажем ниже, пока только заметим, что поджоги нисколько не снизили уровень наркомании среди сельской молодежи.
Другая причина возрастающей ненависти к цыганам - миграция из других мест. Экономическое неблагополучие в бывших соцстранах и смягчение режима перемещения привело к тому, что значительные цыганские группы мигрируют в поисках заработка. Вот, например, Северо-Западный регион, где жили в основном русска рома, в последние года видит на своей территории таборы и закарпатских мадьяр, и таджикских люли. Они, как правило, готовы на любую работу, а когда работы нет, промышляют профессиональным нищенством. Кто не слышал в метро заунывного: "Сами мы не местные!.." Трудно сказать, насколько соответствуют правде рассказы о роскошной жизни "нищих", то, что мне известно об этой "профессии", заставляет предположить, что делать серьезные деньги на этом могут очень немногие. Остальных заставляет протягивать руку обыкновенная нужда. Ну и национальные традиции, конечно.
НАРКОТРАФИК
Однако можно понять и коренную национальность, среди которой вдруг в одночасье появляются толпы странно одетых людей, протягивающих руку за подаянием. Чужаков не любят нигде, а особенно в тяжелые периоды истории. И тут уже не разбираются, пришлые они или живущие здесь сотню лет, и как сами русска рома относятся к пришельцам. Цыгане - цыгане и есть, а в отношении их первое обвинение - в криминальных наклонностях.
Говорят, люли занимаются перевозкой наркотиков. Действительно, время от времени появляются сообщения, что милиция задержала гражданина Таджикистана при попытке перевозки наркотиков. Однако редко уточняется, идет ли речь об этническом таджике или таджикском цыгане. А может, имеется в виду и славянин. Не думаю, что обвинения люли в поголовной контрабанде зелья справедливы - слишком пристально внимание к ним милиции, именно потому, что их в этом обвиняют. Их досматривают всегда, но ловят на наркотиках очень немногих. Мужчины-люли берутся у нас за любую работу, а когда ее не находят, просят милостыню. Не очень убедительный образ жизни для наркоторговцев...
В том же самом обвиняют и другие цыганские группы, и, надо сказать, доля правды в этом есть. Московский художник и этнограф Николай Бессонов, активный защитник цыган, приводит в своей книге высказывания, частые среди них еще несколько лет назад:
- Никто этих наркоманов не заставляет, сами деньги несут.
- Если не цыгане, то другие найдутся.
- Водка тоже наркотик, но государство им торгует...
Но сейчас разговоры изменились:
- Деньги на крови.
- Бог накажет...
Такой поворот общественного цыганского мнения произошел из-за открытия, что наркотиками невозможно торговать, не пробуя их самому. И цыганская молодежь катастрофически втягивается в наркоманию. Потому действия милиции по пресечению наркоторговли находят в их среде все больше понимания.
КРИМИНАЛЬНОЕ ЧТИВО
Насколько соответствуют истине утверждения об "извечной склонности цыган к криминалу"? На первый взгляд, они сами подтверждают это, называя воровство - романи бути (цыганский труд). Помню, один цыган показывал мне образок Святителя Николая на груди, уверяя, что это покровитель воров... На самом деле во всем этом больше бравады, ибо большая часть цыган-мужчин всегда занималась каким-либо законным ремеслом. Иначе трудно понять, как несколько сот лет терпели пребывание в России народа, сплошь состоящего из воров. Тем более верно это сейчас, после утраты большей части кочевых традиций. Однако подозрительность по отношению к ним осталась.
"Цыгане похищают детей, цыгане держат славянских рабов, цыгане гипнозом заставляют отдавать им квартиры" - так воспринимают их многие сограждане. Не берусь утверждать, что факты подобных преступлений среди цыган вообще не имели места, однако часть таких обвинений, когда они возникают, опровергается. Да, в цыганских семьях живут славянские дети - проданные им спившимися родителями. Да, богатые цыгане покупают квартиры у алкоголиков, а потом их же берут в свои дома сторожами и уборщиками и неплохо им платят при этом. Гипнотические способности цыганок один раз наблюдал сам и много раз о них слышал, однако не думаю, что каждая цыганка обладает ими, а из обладающих каждая мошенничает.
Разумеется, все преступления, независимо от национальности их совершившего, должно пресекать, расследовать и подвергать виновных наказанию. Однако от этого далеко до преследования по национальному признаку. Именно так цыгане восприняли дважды проводившиеся в 2002 году российской милицией операции "Табор". Причем больше всего возмущения вызвало их название, ибо табор есть традиционная цыганская социальная единица, а не имя преступного клана.
Предвзятое отношение к цыганам со стороны некоторых милиционеров проявляется в избиениях, фабрикации дел, игнорировании жалоб на произвол:
- Это не государственная политика травли, все решалось на местном уровне, - говорит Николай Бессонов.
Именно поэтому я не сомневаюсь в существовании цыганских преступных сообществ - таковые всегда являются реакцией на давление со стороны. Так было на Сицилии, где в ответ на притеснения норманнов и арабов итальянцы собирались в кланы, которые в другой исторической ситуации, но тоже в чуждом окружении превратились в "Коза ностру". И китайские триады возникли как реакция на завоевания монголов и маньчжур. А в России в начале 90-х во многом в ответ на беспредельный рэкет - и криминальный, и официальный - возникли цыганские группы, действующие силовыми методами. Да, такие группы называются преступными сообществами, но не стоит называть поэтому цыган криминальным народом, иначе придется применить это определение и к русским, и ко многим другим...
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Из вышеизложенного понятно, что цыганская проблема имеет место быть. А проблемы следует решать. В цыганской теме существуют - с вариациями - два решения. "Всех цыганей надо убить", - скажет ксенофоб. "Цыгане должны быть интегрированы в цивилизованное общество", - призовет либерал, защитник общечеловеческих ценностей. Парадокс в том, что в конечном итоге они призывают к одному и тому же. Реализуется желание первого - все "чуждые нации" будут порабощены или уничтожены, в мире останется только этнос-победитель. То же самое будет, если все этносы сольются в некую "общечеловеческую семью". В этнологии это называется "упрощением системы", и есть признак этнического старения. А для христианина - это приближение последних времен, рождение глобального царства Зверя.
До сих пор европейцы в своей национальной политике метались именно между этими двумя идеями. Когда они прибыли в Океанию и обнаружили, что понятия о частной собственности у них и местных жителей в корне не совпадают, первое, что они сделали, - попытались уничтожить. Потом - культурно ассимилировать. К счастью, пока не удалось ни то ни другое. Россия, всегда в своем движении на Восток дававшая народам, попавшим в сферу ее влияния, жить своим умом и своими традициями, в XX веке вдруг поменяла ориентиры и озадачилась "ленинской национальной политикой", которая была не чем иным, как вариантом того же европейского ассимиляторства. Сейчас мы все за это платим.
Цыгане живут как живут. Это называется этническим стереотипом поведения, и искусственными методами изменить его невозможно. Потому самое разумное - дать людям жить. В последние годы появились цыганские организации, контактирующие с властями. В некоторых местах, например в Самаре, эти контакты очень плодотворны. На Северо-Западе существуют две организации - уже упомянутый центр цыганской культуры и цыганская община. Их лидеры должны представлять интересы цыган перед властями. Кстати, это и есть бароны, вернее, баро - большие. И вопреки сложившимся мифам, это не всесильные цыганские аристократы, а именно представители общины перед властями. А высший орган у цыган, еще сохраняющих традиционную социальную структуру, - сходка.
- Нам не нужна милостыня, но нужна поддержка, - говорит известная артистка Тамара Череповская.
Как и всем старым этносам, как и всей экологической системе Земли, подорванной глобальной модернизацией.
Павел ВИНОГРАДОВ