Город
КОМУ ЕЩЕ МЫ ДОЛЖНЫ?
11 апреля
Речь идет о новом платеже, который только что появился в квитанциях на квартплату. Пришла такая квитанция и моей семье: 113 "ремонтных" рублей в месяц за 3-комнатную квартиру в доме постройки 1975 года. Но, может быть, за эти деньги нам гарантирован качественный ремонт нашего дома, когда он того потребует? Как выясняется - ничего подобного. И не надо удивляться, что введение платы за капремонт вызвало шквал возмущения у горожан...
Сегодня в Мариинском дворце пройдут депутатские слушания, посвященные введению платы за капитальный ремонт государственного жилищного фонда. Их проводят бюджетно-финансовый комитет и комиссия по городскому хозяйству ЗС. Приглашены ключевые вице-губернаторы: Анна Маркова, Александр Смирнов, Виктор Кротов, а также председатель комитета по содержанию жилищного фонда Владимир Хренов.
Вообще-то, если внимательно прочесть Гражданский кодекс - выяснится, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. В данном случае собственник - город, который и является хозяином жилого фонда. Выходит, оплачивать капремонт надо из городского бюджета? Так-то оно так, но очень хочется разделить это "бремя" с совладельцами и пользователями, то есть с гражданами. Эта идея давно носилась в воздухе - еще в 2001 году в ЗС обсуждался проект соответствующего закона.
Теперь идея реализована: 28 февраля губернатор подписал распоряжение № 359-ра "о плате за капитальный ремонт жилищного фонда Санкт-Петербурга", которым поручил комитету по содержанию жилищного фонда разработать и утвердить порядок расчета платы за капитальный ремонт. 13 марта 2003 года распоряжением КСЖФ № 6-р порядок расчета был утвержден. Теперь гражданам предложено платить. Непонятно только, за что именно. Но об этом - чуть дальше, а пока неизвестно: насколько законно вообще введен новый платеж?
"Незаконно!" - говорит председатель БФК Владимир Барканов (фракция КПРФ-НПСР). По его мнению, которое разделяет юридическое управление ЗС, способ введения платы за капремонт противоречит как городскому, так и федеральному законодательству, нарушает порядок государственного ценового регулирования. Сомневается в законности платы за капремонт и председатель комиссии по городскому хозяйству, координатор фракции "Яблоко" Михаил Амосов. "Еще в 1998 году мы приняли закон о том, чтобы ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги устанавливались исключительно законом Санкт-Петербурга, а не распоряжением губернатора, - говорит он. - Это - наша принципиальная позиция: все, что затрагивает права и интересы граждан, должно регулироваться только законом. Поскольку плата за капремонт отнесена к жилищно-коммунальным услугам - значит, она должна устанавливаться законом. Принимая бюджет на 2003 год, депутаты не должны были делегировать городской администрации права на установление порядка расчета платы за капремонт. Мы это понимали, когда принимался бюджет, и пытались исключить из закона о бюджете статью 15, где сказано про капремонт, но не хватило одного голоса..."
Дело, впрочем, не только в сомнительной законности нового платежа. Дело в том, что, внося деньги за капремонт, граждане не получают никаких гарантий, что их дом будет отремонтирован. Ведь деньги направляются не на счет конкретного дома, не в целевой фонд, предназначенный исключительно для проведения его ремонта, а в "общий котел". Собирают деньги со всех жителей всех государственных домов - а ремонтировать будут только для избранных. Ведь по признанию, сделанному еще в прошлом году вице-губернатором Александром Смирновым, сейчас заявки на финансирование капитального ремонта удовлетворяются... на 2-4 процента от реальных потребностей. И это - в теории. А на практике, как говорит, например, председатель муниципального совета Колпина Сергей Кирсанов, потребности в капремонте на этой пригородной территории в 2002 году были реально удовлетворены лишь на 1 процент...
В принципе, предполагается утвердить некую "адресную программу" капитального ремонта, и если дом в нее попал - все в порядке. А если не попал? И кто будет решать этот вопрос? Как написано в Законе о городском бюджете, адресную программу утверждает глава районной администрации. У которого могут быть свои представления о том, какие дома и когда нуждаются в капитальном ремонте, отличающиеся от представления граждан. Нетрудно, скажем, предположить, что дом, где живут знакомые или родственники главы района, имеет куда больше шансов попасть в список "счастливчиков", чем дом, за который некому "ходатайствовать"...
В результате житель, заплативший за некую услугу, не может быть уверен, что ему ее окажут. Деньги заплачены вперед - а когда будет ремонт, и будет ли вообще, неизвестно. Это очень похоже на то, как используются деньги, собранные в счет платы за санитарное содержание территории: все платят, но территория не убирается. О чем каждый легко может судить сам - достаточно выйти во двор. Между тем если подсчитать, сколько мы платим, - выяснится, что на любую половину этих денег можно было бы нанять дворников, которые держали бы двор в идеальной чистоте.
Помимо сказанного, при введении платы за капремонт возникают и другие проблемы. Так, в домах государственного жилищного фонда предусмотрено получение малообеспеченными гражданами дотаций для своевременного внесения платежей за капремонт. А вот для жителей домов ЖСК и товариществ собственников, производящих платежи за капремонт, аналогичные дотации не предусмотрены. Что, по сути, означает разделение жителей города на две неравноправные категории, причем жильцы домов ЖСК и ТСЖ ставятся в явно дискриминируемое положение...
Не исключено, что введенная плата за капремонт станет предметом судебного разбирательства или прокурорского протеста - и тогда есть шанс, что этот платеж будет отменен. Но в любом случае он "проживет" никак не больше года - срока действия городского закона о бюджете на 2003 год. А то и меньше: по словам Михаила Амосова, "мы сделаем все, чтобы этот платеж исчез из квитанций петербуржцев еще раньше - об этом и пойдет речь на депутатских слушаниях". Скорее всего, большинство депутатов поддержит такую позицию.
МНЕНИЕ
Константин СУРОВЦЕВ, координатор общественных приемных "Диалог", заместитель председателя муниципального совета Владимирского округа:
"На днях встречался с рабочими завода ОАО "Газаппарат", что на улице профессора Качалова, в невском районе. На предприятии трудятся 700 человек, и ни один из них, что характерно, не считает, что получает те коммунальные услуги, за которые платит. Все тот же наболевший вопрос о качестве работы подразделений ЖКХ - мы отдаем деньги за то, что не получаем. Люди говорят о том, что их по-настоящему волнует: грязные подъезды, замусоренные дворы, перегоревшие лампочки, трещины в стенах... что больше всего раздражает рабочих в этой ситуации - неуклонный рост коммунальных тарифов. Средний размер зарплаты на предприятии 9 тысяч рублей, и лишних 100 "целковых" в квитке для семейного бюджета, может, и не существенны. Но вот за что отдается эта сотня?.. На содержание не своего, а "какого-то там" дома в Петербурге. Жильцы которого, в свою очередь, платят еще за "какой-то там дом". Может, они где-то и существуют - эти какие-то дома. Но не в нашем районе, точно. Люди говорят о том, что видят собственными глазами, - и их, как известно, никакими рассуждениями и объяснениями обмануть нельзя".
Виктория РАБОТНОВА
Сегодня в Мариинском дворце пройдут депутатские слушания, посвященные введению платы за капитальный ремонт государственного жилищного фонда. Их проводят бюджетно-финансовый комитет и комиссия по городскому хозяйству ЗС. Приглашены ключевые вице-губернаторы: Анна Маркова, Александр Смирнов, Виктор Кротов, а также председатель комитета по содержанию жилищного фонда Владимир Хренов.
Вообще-то, если внимательно прочесть Гражданский кодекс - выяснится, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. В данном случае собственник - город, который и является хозяином жилого фонда. Выходит, оплачивать капремонт надо из городского бюджета? Так-то оно так, но очень хочется разделить это "бремя" с совладельцами и пользователями, то есть с гражданами. Эта идея давно носилась в воздухе - еще в 2001 году в ЗС обсуждался проект соответствующего закона.
Теперь идея реализована: 28 февраля губернатор подписал распоряжение № 359-ра "о плате за капитальный ремонт жилищного фонда Санкт-Петербурга", которым поручил комитету по содержанию жилищного фонда разработать и утвердить порядок расчета платы за капитальный ремонт. 13 марта 2003 года распоряжением КСЖФ № 6-р порядок расчета был утвержден. Теперь гражданам предложено платить. Непонятно только, за что именно. Но об этом - чуть дальше, а пока неизвестно: насколько законно вообще введен новый платеж?
"Незаконно!" - говорит председатель БФК Владимир Барканов (фракция КПРФ-НПСР). По его мнению, которое разделяет юридическое управление ЗС, способ введения платы за капремонт противоречит как городскому, так и федеральному законодательству, нарушает порядок государственного ценового регулирования. Сомневается в законности платы за капремонт и председатель комиссии по городскому хозяйству, координатор фракции "Яблоко" Михаил Амосов. "Еще в 1998 году мы приняли закон о том, чтобы ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги устанавливались исключительно законом Санкт-Петербурга, а не распоряжением губернатора, - говорит он. - Это - наша принципиальная позиция: все, что затрагивает права и интересы граждан, должно регулироваться только законом. Поскольку плата за капремонт отнесена к жилищно-коммунальным услугам - значит, она должна устанавливаться законом. Принимая бюджет на 2003 год, депутаты не должны были делегировать городской администрации права на установление порядка расчета платы за капремонт. Мы это понимали, когда принимался бюджет, и пытались исключить из закона о бюджете статью 15, где сказано про капремонт, но не хватило одного голоса..."
Дело, впрочем, не только в сомнительной законности нового платежа. Дело в том, что, внося деньги за капремонт, граждане не получают никаких гарантий, что их дом будет отремонтирован. Ведь деньги направляются не на счет конкретного дома, не в целевой фонд, предназначенный исключительно для проведения его ремонта, а в "общий котел". Собирают деньги со всех жителей всех государственных домов - а ремонтировать будут только для избранных. Ведь по признанию, сделанному еще в прошлом году вице-губернатором Александром Смирновым, сейчас заявки на финансирование капитального ремонта удовлетворяются... на 2-4 процента от реальных потребностей. И это - в теории. А на практике, как говорит, например, председатель муниципального совета Колпина Сергей Кирсанов, потребности в капремонте на этой пригородной территории в 2002 году были реально удовлетворены лишь на 1 процент...
В принципе, предполагается утвердить некую "адресную программу" капитального ремонта, и если дом в нее попал - все в порядке. А если не попал? И кто будет решать этот вопрос? Как написано в Законе о городском бюджете, адресную программу утверждает глава районной администрации. У которого могут быть свои представления о том, какие дома и когда нуждаются в капитальном ремонте, отличающиеся от представления граждан. Нетрудно, скажем, предположить, что дом, где живут знакомые или родственники главы района, имеет куда больше шансов попасть в список "счастливчиков", чем дом, за который некому "ходатайствовать"...
В результате житель, заплативший за некую услугу, не может быть уверен, что ему ее окажут. Деньги заплачены вперед - а когда будет ремонт, и будет ли вообще, неизвестно. Это очень похоже на то, как используются деньги, собранные в счет платы за санитарное содержание территории: все платят, но территория не убирается. О чем каждый легко может судить сам - достаточно выйти во двор. Между тем если подсчитать, сколько мы платим, - выяснится, что на любую половину этих денег можно было бы нанять дворников, которые держали бы двор в идеальной чистоте.
Помимо сказанного, при введении платы за капремонт возникают и другие проблемы. Так, в домах государственного жилищного фонда предусмотрено получение малообеспеченными гражданами дотаций для своевременного внесения платежей за капремонт. А вот для жителей домов ЖСК и товариществ собственников, производящих платежи за капремонт, аналогичные дотации не предусмотрены. Что, по сути, означает разделение жителей города на две неравноправные категории, причем жильцы домов ЖСК и ТСЖ ставятся в явно дискриминируемое положение...
Не исключено, что введенная плата за капремонт станет предметом судебного разбирательства или прокурорского протеста - и тогда есть шанс, что этот платеж будет отменен. Но в любом случае он "проживет" никак не больше года - срока действия городского закона о бюджете на 2003 год. А то и меньше: по словам Михаила Амосова, "мы сделаем все, чтобы этот платеж исчез из квитанций петербуржцев еще раньше - об этом и пойдет речь на депутатских слушаниях". Скорее всего, большинство депутатов поддержит такую позицию.
МНЕНИЕ
Константин СУРОВЦЕВ, координатор общественных приемных "Диалог", заместитель председателя муниципального совета Владимирского округа:
"На днях встречался с рабочими завода ОАО "Газаппарат", что на улице профессора Качалова, в невском районе. На предприятии трудятся 700 человек, и ни один из них, что характерно, не считает, что получает те коммунальные услуги, за которые платит. Все тот же наболевший вопрос о качестве работы подразделений ЖКХ - мы отдаем деньги за то, что не получаем. Люди говорят о том, что их по-настоящему волнует: грязные подъезды, замусоренные дворы, перегоревшие лампочки, трещины в стенах... что больше всего раздражает рабочих в этой ситуации - неуклонный рост коммунальных тарифов. Средний размер зарплаты на предприятии 9 тысяч рублей, и лишних 100 "целковых" в квитке для семейного бюджета, может, и не существенны. Но вот за что отдается эта сотня?.. На содержание не своего, а "какого-то там" дома в Петербурге. Жильцы которого, в свою очередь, платят еще за "какой-то там дом". Может, они где-то и существуют - эти какие-то дома. Но не в нашем районе, точно. Люди говорят о том, что видят собственными глазами, - и их, как известно, никакими рассуждениями и объяснениями обмануть нельзя".
Виктория РАБОТНОВА