Город
ШЕЛ ТРАМВАЙ ПО ГОРОДУ
16 апреля
Четвертый по счету ретрорейс организовали вчера "Горэлектротранс" и Музей петербургского трамвая. Почетные места в стареньких салонах заняли ветераны трамвайно-троллейбусного управления и молодые транспортники.
Только один раз за 95 лет в городе на Неве остановились трамваи. Случилось это в холодную зиму 1941 года. Волхов, где располагалась электростанция, подающая в Ленинград электричество, оккупировали немецкие войска. Многие трамваи, не успевшие в парки, так и остались мерзнуть прямо на рельсах. Обледеневшие, парализованные вагоны, застигнутые врасплох на пустынных улицах, - вот картина блокадного Ленинграда 1942 года.
В начале марта 1942-го Волхов был освобожден - и в Ленинград вновь стало поступать электричество. После четырехмесячного перерыва на линии вышли грузовые трамваи: 317 вагонов больше месяца расчищали пути. Пуск же пассажирских составов состоялся только 15 апреля. В этот день из трамвайного парка номер 2 вышло всего несколько вагонов: "американок" (они похожи на железнодорожные вагоны американского изобретателя Пульмана) и маленьких "МС", которые отличаются легкостью и малогабаритностью. В случае налета или обстрела изможденные голодом люди могли вытолкнуть эти вагоны с разрушенных рельсов.
Немцы долго не могли поверить, что в блокадном городе ожили трамваи. А когда поняли, что на ленинградских улицах звучат трамвайные звонки, начали бомбить остановки и транспортные парки. Профессия вагоновожатого стала едва ли не самой опасной.
Всего пострадало свыше 500 километров трамвайной контактной сети и десятки километров кабельной. Было уничтожено более 150 вагонов и повреждено 1065. За 900 дней фашистской осады из оставшихся в городе работников трамвая 57 были убиты или умерли от увечий, 211 - ранены и контужены.
Бабушка Александра, бывший водитель военного трамвая, вспоминает, как боялась падающих снарядов: если танкист на фронте защищен броней, то водителя трамвая "оберегает" лишь тоненькая стенка вагона. По ее словам, в блокадных "американках" не было печек. Заледенелые стекла, если они, конечно, были, вагоновожатым и кондукторам приходилось очищать поваренной солью. "Зато, - говорит ее коллега Татьяна Лукьяновна, кондуктор трамвая № 24, - в блокадных трамваях не было "зайцев". Проезд стоил 15 копеек - столько же, сколько и в довоенные годы. Право на бесплатный проезд имели военнослужащие, юристы, работники трамвайных парков. Студенты могли купить льготную карточку". Сколько стоил проездной, Татьяна Лукьяновна уже не помнит. Столько времени прошло...
ДОСТОВЕРНО
До начала войны ежедневно в нашем городе по 43 маршрутам курсировало 750-800 пассажирских поездов, а это 1835 вагонов. Маршрутная сеть была свыше 700 км. В последнем предвоенном году трамвай перевез более миллиарда пассажиров.
За годы войны зафиксировано 1050 непосредственных попаданий в объекты трамвайного хозяйства. Нередко в годы блокады на улицах Ленинграда можно было увидеть танки и трамвай, идущие бок о бок.
Вероника РУБЦОВА
Только один раз за 95 лет в городе на Неве остановились трамваи. Случилось это в холодную зиму 1941 года. Волхов, где располагалась электростанция, подающая в Ленинград электричество, оккупировали немецкие войска. Многие трамваи, не успевшие в парки, так и остались мерзнуть прямо на рельсах. Обледеневшие, парализованные вагоны, застигнутые врасплох на пустынных улицах, - вот картина блокадного Ленинграда 1942 года.
В начале марта 1942-го Волхов был освобожден - и в Ленинград вновь стало поступать электричество. После четырехмесячного перерыва на линии вышли грузовые трамваи: 317 вагонов больше месяца расчищали пути. Пуск же пассажирских составов состоялся только 15 апреля. В этот день из трамвайного парка номер 2 вышло всего несколько вагонов: "американок" (они похожи на железнодорожные вагоны американского изобретателя Пульмана) и маленьких "МС", которые отличаются легкостью и малогабаритностью. В случае налета или обстрела изможденные голодом люди могли вытолкнуть эти вагоны с разрушенных рельсов.
Немцы долго не могли поверить, что в блокадном городе ожили трамваи. А когда поняли, что на ленинградских улицах звучат трамвайные звонки, начали бомбить остановки и транспортные парки. Профессия вагоновожатого стала едва ли не самой опасной.
Всего пострадало свыше 500 километров трамвайной контактной сети и десятки километров кабельной. Было уничтожено более 150 вагонов и повреждено 1065. За 900 дней фашистской осады из оставшихся в городе работников трамвая 57 были убиты или умерли от увечий, 211 - ранены и контужены.
Бабушка Александра, бывший водитель военного трамвая, вспоминает, как боялась падающих снарядов: если танкист на фронте защищен броней, то водителя трамвая "оберегает" лишь тоненькая стенка вагона. По ее словам, в блокадных "американках" не было печек. Заледенелые стекла, если они, конечно, были, вагоновожатым и кондукторам приходилось очищать поваренной солью. "Зато, - говорит ее коллега Татьяна Лукьяновна, кондуктор трамвая № 24, - в блокадных трамваях не было "зайцев". Проезд стоил 15 копеек - столько же, сколько и в довоенные годы. Право на бесплатный проезд имели военнослужащие, юристы, работники трамвайных парков. Студенты могли купить льготную карточку". Сколько стоил проездной, Татьяна Лукьяновна уже не помнит. Столько времени прошло...
ДОСТОВЕРНО
До начала войны ежедневно в нашем городе по 43 маршрутам курсировало 750-800 пассажирских поездов, а это 1835 вагонов. Маршрутная сеть была свыше 700 км. В последнем предвоенном году трамвай перевез более миллиарда пассажиров.
За годы войны зафиксировано 1050 непосредственных попаданий в объекты трамвайного хозяйства. Нередко в годы блокады на улицах Ленинграда можно было увидеть танки и трамвай, идущие бок о бок.
Вероника РУБЦОВА