Спорт
ЕФРЕЙТОРСКИЙ ЗАПАС МАРКУСА ГРОНХОЛЬМА
17 апреля
Выиграв Rally New Zealand, Маркус Гронхольм вышел на второе место в общем зачете чемпионата мира.
Однако к IV этапу команды подошли ответственно, особенно Ford и Citroen, явившие автомиру Focus WRC RS03 и Xsara версии 2003, а также Hyundai, старающаяся не отстать от старших товарищей. Начну с "как бы американцев". Здесь основное внимание уделялось снижению веса Focus (причем свой вклад в реализацию этой доктрины почему-то должны были внести и гонщики), ревизии задней подвески и возможности балансировки подвижного состава в любых условиях. Но на всех новья не хватило, и Микко Хирвонена материально обеспечили по остаточному принципу, выделив ему RS02. В Citroen подсуетились на предмет турбины, интеркуллера и выхлопного коллектора, но единственным видимым отличием нынешней Xsara WRC от своей предшественницы стало секционированное заднее антикрыло, позволяющее увеличить прижимную силу в скоростных поворотах. Hyundai определила новое место прописки для турбины, и впервые в арсенале Accent WRC появились амортизаторы собственного производства. Subaru слегка поработала по части электроники с целью улучшения характеристик двигателя, что никоим образом не отразилось на спецификации Impreza WRC 2003, представшей в Новой Зеландии. Peugeot и Skoda удовлетворились автопарком, прошедшим турецкую кампанию, и впервые в сезоне напомнила о себе Mitsubishi Ralliart - здесь она все-таки выкатила два заводских Lancer WRC для Алистера МакРэя и Кристиана Зольберга (даже не однофамилец).
Конечно, именинницам, проставившимся новой порослью, очень хотелось бы именно ее и увидеть на подиуме. Вот, к примеру, Колин МакРэй. Первую победу на этапах чемпионата мира он одержал ровно 10 лет назад и именно на Rally New Zealand. Тогда ему это так понравилось, что он заодно и два следующих сезона выигрывал в Окленде, кстати со своим нынешним штурманом. Но не все так просто в Citroen: еще больше - четырежды (1990-1992, 1998) - гроссмейстерский бал в Новой Зеландии правил Карлос Сайнс. На сей раз у дона Карлоса была дополнительная мотивация, но об этом - ниже. О том, что в те светлой памяти времена шотландец выступал под флагом Subaru, а испанец - Toyota, умолчу.
На фоне этих дедов по части новозеландского опыта совсем уж салагой выглядел Себастьян Лоэб, только познававший все прелести этого ралли. Правда, не ввязываясь в боевые, разведдействия здесь он вел уже два года. Тем не менее на победу особо не претендовал, ибо не очень хорошо представлял, "как вести себя на этой трассе", а в настройках полагался на своих искушенных одноклубников.
Из более близкой истории Rally New Zealand отмечу, что последние три года его выигрывали исключительно нынешние служащие Peugeot: Маркус Гронхольм (2000, 2002) и Ричард Бернс в 2001-м, правда промышлявший под прикрытием Subaru. Англичанин первым появился на островах, но не в Окленде, а в Квинстауне - он взял отгулы то ли за ранее отработанное время, то ли в счет отпуска и приехал сюда оттянуться перед трудовыми буднями. "Я отдохнул настолько хорошо, сколько нужно для победы". Гронхольм, хотя в свободное от визитов на родину Кими Райкконена время предавался тестам, новозеландский hat trick в уме держал. В близком этой паре настроении пребывал и Харри Рованпера: "Два года назад я финишировал здесь третьим, в прошлом сезоне - вторым. Почему бы в этом не стать первым?" И в самом деле?
В компанию рекрутам Citroen и Peugeot набивался и Маркко Мартин, горя желанием реабилитироваться за прошлогоднюю неудачу. "Я просто не могу дождаться старта", - стращал он коллег по цеху. Мякинен, в резюме которого также значится победа в Rally New Zealand-2000, и Зольберг, памятуя превратности турецкого вояжа, шансы свои расценивали весьма реалистично и на все вопросы касательно исхода ралли отвечали стереотипной фразой: мы провели хорошие тесты, а какая погода для нас предпочтительнее, сказать трудно.
Не желая обидеть личный состав Skoda, Hyundai, Алистера МакРэя и остальных, все же возьму на себя смелость констатировать, что априори в качестве фаворитов их не рассматривали.
Сам дебют 33° Rally New Zealand ни новизной, ни оригинальностью не отличался: выиграв 7 из 9 допов первого круга и накатив на пятничном промежуточном финише более 38 секунд Мартину, Гронхольм уверовал в исполнение желаний: "Именно это я и ожидал от старта. У меня достаточно большое преимущество даже с учетом того, что впереди два долгих дня. Так что наращивать свой отрыв я не собираюсь". Не столь радужно обстояли дела у Бернса и Рованперы: хотя технических проблем они избежали, оказать достойного сопротивления Мартину и Зольбергу не смогли.
Не преуспела и Citroen: единственная трудность, с которой столкнулись все три ее экипажа, состояла в том, что на первой секции, проходившей под аккомпанемент дождя, запотевало лобовое стекло. Но ведь сами же хотели осадков! Кстати, на них, вернее, на их отсутствие на СУ6 возложил ответственность за свой сход Колин МакРэй, в одном "неплохом повороте" разбивший подвеску. Так стало ясно, что по числу побед в Новой Зеландии и в этом году никто не сравняется с Сайнсом. А тот по итогам первого круга был лишь восьмым. "После СУ5 я попытался изменить настройки подвески, но это не сработало. Не совсем угадали и с резиной, особенно когда погода изменилась". Более оптимистичным казался Лоэб, говоря, что для первого раза шестое место в начале гонки - неплохо. А разделил одноклубников Мякинен.
Уже на первом допе второго круга стало ясно, что с задачей удержать 38-секундный отрыв Маркусу Гронхольму справиться не удастся - на СУ10 он привез Мартину еще 24 секунды с прицепом, и отставание эстонца перевалило за минуту.
Правда, все могло поменяться после СУ13, где в связке быстрых поворотов Гронхольм не рассчитал скорость и 206-я завалилась на бок. Но, видно, фортуна вцепилась в финна мертвой хваткой: досмотр на месте каких-либо серьезных повреждений автомобиля не выявил, и Маркус благополучно продолжил ралли. Только теперь он выигрывал у Мартина всего 26 секунд. Казалось, уж сейчас эстонец своего не упустит, но! Проблемы с гидравликой, преследовавшие Маркко на первом допе дня, угомонились не надолго, и на СУ14 у Focus кончился двигатель. Так Мартин стал второй крупной жертвой субботы. А номер один в этой номинации принадлежит Карлосу Сайнсу. На приснопамятном СУ10 его развернуло, вынесло с трассы, Xsara пробила ограждение и оказалась в канаве, все попытки выбраться из которой оказались тщетны. Пришлось испанцу совершить прогулку по полю (частное владение, наверное) и откатиться на 31 позицию. Правда, к финишу круга он отыграл 12 мест, но это - не самый лучший подарок ко дню рождения, а в субботу дону Карлосу исполнился 41 год. Кстати, перед стартом Сайнс говорил, что "это ралли - одно из лучших в чемпионате. Здесь можно сосредоточиться только на пилотаже, не беспокоясь о сохранности машины". Сосредоточился, называется.
В особо крупных размерах не подфартило также Харри Рованпере и Томми Мякинену. Первый, уверенно сохраняя свое четвертое место, на ставшем роковым СУ14 потерял контроль над автомобилем и безвозвратно вылетел с трассы. Что же до соотечественника, то здесь случай особый. По пути к старту первого субботнего допа Томми превышает скорость, о чем ему и всем заинтересованным лицам и сообщает дорожный полисмен. Неизвестно, как бы отреагировали на это стюарды, но подобную оплошность Томи допускает и по пути к последнему СУ круга и по совокупности нарушений дорожного уложения получает пять минут в гору, откатываясь с 5-го на 9-е место и проигрывая замыкающему очковый сектор Ориолю более 37 секунд. А во главе пробега Гронхольм так и вез более минуты, но теперь уже одноклубнику Бернсу, которого Зольберг после прокола переднего правого колеса на СУ10 уже не преследовал. Со своей стороны, норвежцу не угрожал Лоэб, на четвертое место которого абсолютно не посягал Фредди Лойкс, в свою очередь комфортно дистанцировавшийся от Алистера МакРэя. А вот на позицию шотландца откровенно положил глаз Тони Гардемайстер, уступая тому всего 4 секунды.
Третий круг не внес изменений в расклад первой четверки. Гронхольм, наступая на горло собственной песне, продолжал наращивать свой отрыв, доведя его почти до 1 минуты 9 секунд. А вот дележ 5-8-го мест удался, и выиграл его Гардемайстер, выступающий, кстати, здесь всегда довольно успешно. МакРэй отстоял шестую позицию, а Мякинен огорчил Дидье Ориоля, опустив француза на восьмое место. Что же до Карлоса Сайнса, то все его героические усилия позволили ему финишировать лишь двенадцатым.
На постфинишной пресс-конференции на вопрос о вероятности третьего титула Гронхольм ответил уклончиво: "Впереди еще десять очень длинных этапов, и случиться может все". Что ж, Маркус знает, что говорит: на последнем, 22-м СУ в лобовое стекло 206-й финна кто-то из зрителей бросил камень. Такого я не припомню даже на чемпионате России.
Марина КЛОПОВА
Однако к IV этапу команды подошли ответственно, особенно Ford и Citroen, явившие автомиру Focus WRC RS03 и Xsara версии 2003, а также Hyundai, старающаяся не отстать от старших товарищей. Начну с "как бы американцев". Здесь основное внимание уделялось снижению веса Focus (причем свой вклад в реализацию этой доктрины почему-то должны были внести и гонщики), ревизии задней подвески и возможности балансировки подвижного состава в любых условиях. Но на всех новья не хватило, и Микко Хирвонена материально обеспечили по остаточному принципу, выделив ему RS02. В Citroen подсуетились на предмет турбины, интеркуллера и выхлопного коллектора, но единственным видимым отличием нынешней Xsara WRC от своей предшественницы стало секционированное заднее антикрыло, позволяющее увеличить прижимную силу в скоростных поворотах. Hyundai определила новое место прописки для турбины, и впервые в арсенале Accent WRC появились амортизаторы собственного производства. Subaru слегка поработала по части электроники с целью улучшения характеристик двигателя, что никоим образом не отразилось на спецификации Impreza WRC 2003, представшей в Новой Зеландии. Peugeot и Skoda удовлетворились автопарком, прошедшим турецкую кампанию, и впервые в сезоне напомнила о себе Mitsubishi Ralliart - здесь она все-таки выкатила два заводских Lancer WRC для Алистера МакРэя и Кристиана Зольберга (даже не однофамилец).
Конечно, именинницам, проставившимся новой порослью, очень хотелось бы именно ее и увидеть на подиуме. Вот, к примеру, Колин МакРэй. Первую победу на этапах чемпионата мира он одержал ровно 10 лет назад и именно на Rally New Zealand. Тогда ему это так понравилось, что он заодно и два следующих сезона выигрывал в Окленде, кстати со своим нынешним штурманом. Но не все так просто в Citroen: еще больше - четырежды (1990-1992, 1998) - гроссмейстерский бал в Новой Зеландии правил Карлос Сайнс. На сей раз у дона Карлоса была дополнительная мотивация, но об этом - ниже. О том, что в те светлой памяти времена шотландец выступал под флагом Subaru, а испанец - Toyota, умолчу.
На фоне этих дедов по части новозеландского опыта совсем уж салагой выглядел Себастьян Лоэб, только познававший все прелести этого ралли. Правда, не ввязываясь в боевые, разведдействия здесь он вел уже два года. Тем не менее на победу особо не претендовал, ибо не очень хорошо представлял, "как вести себя на этой трассе", а в настройках полагался на своих искушенных одноклубников.
Из более близкой истории Rally New Zealand отмечу, что последние три года его выигрывали исключительно нынешние служащие Peugeot: Маркус Гронхольм (2000, 2002) и Ричард Бернс в 2001-м, правда промышлявший под прикрытием Subaru. Англичанин первым появился на островах, но не в Окленде, а в Квинстауне - он взял отгулы то ли за ранее отработанное время, то ли в счет отпуска и приехал сюда оттянуться перед трудовыми буднями. "Я отдохнул настолько хорошо, сколько нужно для победы". Гронхольм, хотя в свободное от визитов на родину Кими Райкконена время предавался тестам, новозеландский hat trick в уме держал. В близком этой паре настроении пребывал и Харри Рованпера: "Два года назад я финишировал здесь третьим, в прошлом сезоне - вторым. Почему бы в этом не стать первым?" И в самом деле?
В компанию рекрутам Citroen и Peugeot набивался и Маркко Мартин, горя желанием реабилитироваться за прошлогоднюю неудачу. "Я просто не могу дождаться старта", - стращал он коллег по цеху. Мякинен, в резюме которого также значится победа в Rally New Zealand-2000, и Зольберг, памятуя превратности турецкого вояжа, шансы свои расценивали весьма реалистично и на все вопросы касательно исхода ралли отвечали стереотипной фразой: мы провели хорошие тесты, а какая погода для нас предпочтительнее, сказать трудно.
Не желая обидеть личный состав Skoda, Hyundai, Алистера МакРэя и остальных, все же возьму на себя смелость констатировать, что априори в качестве фаворитов их не рассматривали.
Сам дебют 33° Rally New Zealand ни новизной, ни оригинальностью не отличался: выиграв 7 из 9 допов первого круга и накатив на пятничном промежуточном финише более 38 секунд Мартину, Гронхольм уверовал в исполнение желаний: "Именно это я и ожидал от старта. У меня достаточно большое преимущество даже с учетом того, что впереди два долгих дня. Так что наращивать свой отрыв я не собираюсь". Не столь радужно обстояли дела у Бернса и Рованперы: хотя технических проблем они избежали, оказать достойного сопротивления Мартину и Зольбергу не смогли.
Не преуспела и Citroen: единственная трудность, с которой столкнулись все три ее экипажа, состояла в том, что на первой секции, проходившей под аккомпанемент дождя, запотевало лобовое стекло. Но ведь сами же хотели осадков! Кстати, на них, вернее, на их отсутствие на СУ6 возложил ответственность за свой сход Колин МакРэй, в одном "неплохом повороте" разбивший подвеску. Так стало ясно, что по числу побед в Новой Зеландии и в этом году никто не сравняется с Сайнсом. А тот по итогам первого круга был лишь восьмым. "После СУ5 я попытался изменить настройки подвески, но это не сработало. Не совсем угадали и с резиной, особенно когда погода изменилась". Более оптимистичным казался Лоэб, говоря, что для первого раза шестое место в начале гонки - неплохо. А разделил одноклубников Мякинен.
Уже на первом допе второго круга стало ясно, что с задачей удержать 38-секундный отрыв Маркусу Гронхольму справиться не удастся - на СУ10 он привез Мартину еще 24 секунды с прицепом, и отставание эстонца перевалило за минуту.
Правда, все могло поменяться после СУ13, где в связке быстрых поворотов Гронхольм не рассчитал скорость и 206-я завалилась на бок. Но, видно, фортуна вцепилась в финна мертвой хваткой: досмотр на месте каких-либо серьезных повреждений автомобиля не выявил, и Маркус благополучно продолжил ралли. Только теперь он выигрывал у Мартина всего 26 секунд. Казалось, уж сейчас эстонец своего не упустит, но! Проблемы с гидравликой, преследовавшие Маркко на первом допе дня, угомонились не надолго, и на СУ14 у Focus кончился двигатель. Так Мартин стал второй крупной жертвой субботы. А номер один в этой номинации принадлежит Карлосу Сайнсу. На приснопамятном СУ10 его развернуло, вынесло с трассы, Xsara пробила ограждение и оказалась в канаве, все попытки выбраться из которой оказались тщетны. Пришлось испанцу совершить прогулку по полю (частное владение, наверное) и откатиться на 31 позицию. Правда, к финишу круга он отыграл 12 мест, но это - не самый лучший подарок ко дню рождения, а в субботу дону Карлосу исполнился 41 год. Кстати, перед стартом Сайнс говорил, что "это ралли - одно из лучших в чемпионате. Здесь можно сосредоточиться только на пилотаже, не беспокоясь о сохранности машины". Сосредоточился, называется.
В особо крупных размерах не подфартило также Харри Рованпере и Томми Мякинену. Первый, уверенно сохраняя свое четвертое место, на ставшем роковым СУ14 потерял контроль над автомобилем и безвозвратно вылетел с трассы. Что же до соотечественника, то здесь случай особый. По пути к старту первого субботнего допа Томми превышает скорость, о чем ему и всем заинтересованным лицам и сообщает дорожный полисмен. Неизвестно, как бы отреагировали на это стюарды, но подобную оплошность Томи допускает и по пути к последнему СУ круга и по совокупности нарушений дорожного уложения получает пять минут в гору, откатываясь с 5-го на 9-е место и проигрывая замыкающему очковый сектор Ориолю более 37 секунд. А во главе пробега Гронхольм так и вез более минуты, но теперь уже одноклубнику Бернсу, которого Зольберг после прокола переднего правого колеса на СУ10 уже не преследовал. Со своей стороны, норвежцу не угрожал Лоэб, на четвертое место которого абсолютно не посягал Фредди Лойкс, в свою очередь комфортно дистанцировавшийся от Алистера МакРэя. А вот на позицию шотландца откровенно положил глаз Тони Гардемайстер, уступая тому всего 4 секунды.
Третий круг не внес изменений в расклад первой четверки. Гронхольм, наступая на горло собственной песне, продолжал наращивать свой отрыв, доведя его почти до 1 минуты 9 секунд. А вот дележ 5-8-го мест удался, и выиграл его Гардемайстер, выступающий, кстати, здесь всегда довольно успешно. МакРэй отстоял шестую позицию, а Мякинен огорчил Дидье Ориоля, опустив француза на восьмое место. Что же до Карлоса Сайнса, то все его героические усилия позволили ему финишировать лишь двенадцатым.
На постфинишной пресс-конференции на вопрос о вероятности третьего титула Гронхольм ответил уклончиво: "Впереди еще десять очень длинных этапов, и случиться может все". Что ж, Маркус знает, что говорит: на последнем, 22-м СУ в лобовое стекло 206-й финна кто-то из зрителей бросил камень. Такого я не припомню даже на чемпионате России.
Марина КЛОПОВА