Культура
РУССКИЙ МУЗЕЙ ОСВАИВАЕТ "ДИКИЙ ЗАПАД"
23 апреля
Директор Русского музея Владимир Гусев отверг предположения о несвоевременности подобной выставки и подчеркнул, что, "когда политика заводит отношения в тупик, культура и искусство помогают взаимопониманию". Более того, парадоксальным, на первый взгляд, образом Владимиру Гусеву удалось привязать эту выставку к юбилейным торжествам: ведь основание Петербурга для России 300 лет назад - это тоже движение на запад, примерно в то же время и Америка начала осваивать свой.
Евгения Петрова, заместитель директора по научной работе, пообещала, что эта выставка станет прелюдией к будущей экспозиции, посвященной русским художникам в Америке. Уже сейчас в залах Мраморного есть намек на это: из Америки привезли в том числе и картины двух художников русского происхождения Николая Фешина и Леона Гаспара. Первый, родом из Казани, успел даже поучиться в Петербурге. Второй - из Витебска, образование получил в Москве. Оба в начале XX века стали членами художественного общества на севере Нью-Мексико.
Джонеер Брукс, один из организаторов выставки, сразу же предупредил, что при отборе произведений речь не шла об их абсолютной художественной ценности, скорее руководствовались принципом максимально широкого охвата в заданных географических и временных координатах. Поэтому не стоит подниматься на третий этаж Мраморного дворца, предвкушая изысканные эстетические наслаждения. Лучше преодолевать широкие ступени с азартом юного поклонника Фенимора Купера или хотя бы с любопытством заправского этнографа. Эти ожидания будут оправданы на сто процентов. Вы увидите и охоту на бизонов (в разных вариантах), и манящие пейзажи долины Огайо, обозы и диких лошадей, привольно раскинувшуюся Миссисипи, симпатичных индианок и мужественных индейцев (все с перьями на голове, как положено), расписные вигвамы, ритуальные танцы, усталых ковбоев в широких кожаных штанах - все, что всплывает в памяти, когда вы произносите словосочетание "дикий Запад". Этот стандартный фольклорный набор давно растиражирован другим видом искусства - кинематографом, а потом останки его похоронены под грудами рекламных роликов. Тем интереснее все-таки (по принципу лучше поздно, чем никогда) прильнуть к первоисточнику и увидеть, как это было, - будто бы в первый раз. И с этих картин, рисунков, фотогравюр, может, повеет на вас той самой романтикой, которой все упивались в детстве, читая романы Купера или просматривая "Великолепную семерку".
Надежда ДЕМКИНА
Евгения Петрова, заместитель директора по научной работе, пообещала, что эта выставка станет прелюдией к будущей экспозиции, посвященной русским художникам в Америке. Уже сейчас в залах Мраморного есть намек на это: из Америки привезли в том числе и картины двух художников русского происхождения Николая Фешина и Леона Гаспара. Первый, родом из Казани, успел даже поучиться в Петербурге. Второй - из Витебска, образование получил в Москве. Оба в начале XX века стали членами художественного общества на севере Нью-Мексико.
Джонеер Брукс, один из организаторов выставки, сразу же предупредил, что при отборе произведений речь не шла об их абсолютной художественной ценности, скорее руководствовались принципом максимально широкого охвата в заданных географических и временных координатах. Поэтому не стоит подниматься на третий этаж Мраморного дворца, предвкушая изысканные эстетические наслаждения. Лучше преодолевать широкие ступени с азартом юного поклонника Фенимора Купера или хотя бы с любопытством заправского этнографа. Эти ожидания будут оправданы на сто процентов. Вы увидите и охоту на бизонов (в разных вариантах), и манящие пейзажи долины Огайо, обозы и диких лошадей, привольно раскинувшуюся Миссисипи, симпатичных индианок и мужественных индейцев (все с перьями на голове, как положено), расписные вигвамы, ритуальные танцы, усталых ковбоев в широких кожаных штанах - все, что всплывает в памяти, когда вы произносите словосочетание "дикий Запад". Этот стандартный фольклорный набор давно растиражирован другим видом искусства - кинематографом, а потом останки его похоронены под грудами рекламных роликов. Тем интереснее все-таки (по принципу лучше поздно, чем никогда) прильнуть к первоисточнику и увидеть, как это было, - будто бы в первый раз. И с этих картин, рисунков, фотогравюр, может, повеет на вас той самой романтикой, которой все упивались в детстве, читая романы Купера или просматривая "Великолепную семерку".
Надежда ДЕМКИНА