Культура
ДОРОГОЙ СНОВ
24 апреля
Мартовская премьера "Игры снов" Стриндберга - новый этап развития коллектива. В спектакле Максимов представил сложносочиненную, нарочито эклектичную композицию, сделав ставку на симфонизм ассоциативно емких образов-символов.
История нисхождения в человеческий мир божественного существа, Дочери Индры, рассказанная "Лабораторией", тяготеет к средневековому примитиву, а значит, ищет воплощения в действе сродни ритуалу, который затрагивает не столько художественные, сколько мифопоэтические струны восприятия. В спектакле оставлены только те фигуры, что имеют отношение к земному пути героини. Привратница (Елизавета Котова), чья шаль удерживает все грехи и страдания мира; Офицер (Сергей Капышев), бесплодно и скоротечно стареющий в ожидании "Прекрасной Дамы"; Адвокат (Виктор Грачев), берущий в жены, запирающий в клетку долга и обязанности Дочь Индры; Поэт (Антон Ветров), которому она пытается передать знание божественных законов бытия... Но шесть актеров "Лаборатории" играют куда больше "голосов" и "снов", что заявлены в программке. От этого чувство странности происходящего усиливается.
Спектакль начинается с удивительно чистой ноты - из постепенно рассеивающейся темноты медленно выступает хрупкая девушка в серебристо-голубом платье, туго спеленавшем фигуру. Ее воздетые руки согнуты в локтях, наподобие фигур с египетских фресок или средневековых миниатюр. В тишине вступают в разговор два равно бесплотных голоса: мужской (в записи) и высокий, напевный - девичий. Индра и его Дочь (Оксана Свойская) ведут диалог. Начинается нисхождение в мир, по ходу которого первая "нота" спектакля постепенно утрачивает чистоту, все более захламляясь элементами "игрового" и "бытового" театра.
Максимов организует пространство "Игры снов" по принципу музыкального симфонизма, многоголосия. Раздвоенность героини определяет композицию действа, которое происходит в двух (и более) планах - вечного и временного, духовного и физического, бытового и поэтического. В "Игре снов" нет стилистической целостности прежних спектаклей "Лаборатории". Напротив, есть сплетение элементов ритуала, ритмических "резонаций", игрового и бытового театра.
Методология "Лаборатории" добивается почти материальной силы воздействия звука. В "семейной" сцене Агнес и Адвокат "долбят" друг друга репликами с такой силой, что, кажется, сейчас проделают друг в друге дыру. Но нормальная человеческая речь в контексте исканий "Лаборатории" - знак профанного, не истинного.
Испытание божественной сущности человечностью - классический сюжет мифа - интерпретирован "Лабораторией" в духе экзистенциализма. Режиссер ставит свою героиню в ситуацию выбора: свобода или ответственность. Полнота бытия в этом мире недостижима. Агнес восходит на жертвенный костер, не выдержав тягот земного "пути". Опьяненные свободой-вседозволенностью, действующие лица мечутся, сбрасывая каждый свою одежду: Офицер - мундир, Привратница - шаль... Сцена пустеет. Появляется девичья фигурка - хрупкая балеринка. Медленно-медленно она подбирает разбросанную одежду, надевает на себя - превращаясь в подобие кокона. В наступающей темноте звучит прозрачная и печальная нота - как знак возвращения к исходной гармонии.
Алевтина ВАСИЛЬЕВА
История нисхождения в человеческий мир божественного существа, Дочери Индры, рассказанная "Лабораторией", тяготеет к средневековому примитиву, а значит, ищет воплощения в действе сродни ритуалу, который затрагивает не столько художественные, сколько мифопоэтические струны восприятия. В спектакле оставлены только те фигуры, что имеют отношение к земному пути героини. Привратница (Елизавета Котова), чья шаль удерживает все грехи и страдания мира; Офицер (Сергей Капышев), бесплодно и скоротечно стареющий в ожидании "Прекрасной Дамы"; Адвокат (Виктор Грачев), берущий в жены, запирающий в клетку долга и обязанности Дочь Индры; Поэт (Антон Ветров), которому она пытается передать знание божественных законов бытия... Но шесть актеров "Лаборатории" играют куда больше "голосов" и "снов", что заявлены в программке. От этого чувство странности происходящего усиливается.
Спектакль начинается с удивительно чистой ноты - из постепенно рассеивающейся темноты медленно выступает хрупкая девушка в серебристо-голубом платье, туго спеленавшем фигуру. Ее воздетые руки согнуты в локтях, наподобие фигур с египетских фресок или средневековых миниатюр. В тишине вступают в разговор два равно бесплотных голоса: мужской (в записи) и высокий, напевный - девичий. Индра и его Дочь (Оксана Свойская) ведут диалог. Начинается нисхождение в мир, по ходу которого первая "нота" спектакля постепенно утрачивает чистоту, все более захламляясь элементами "игрового" и "бытового" театра.
Максимов организует пространство "Игры снов" по принципу музыкального симфонизма, многоголосия. Раздвоенность героини определяет композицию действа, которое происходит в двух (и более) планах - вечного и временного, духовного и физического, бытового и поэтического. В "Игре снов" нет стилистической целостности прежних спектаклей "Лаборатории". Напротив, есть сплетение элементов ритуала, ритмических "резонаций", игрового и бытового театра.
Методология "Лаборатории" добивается почти материальной силы воздействия звука. В "семейной" сцене Агнес и Адвокат "долбят" друг друга репликами с такой силой, что, кажется, сейчас проделают друг в друге дыру. Но нормальная человеческая речь в контексте исканий "Лаборатории" - знак профанного, не истинного.
Испытание божественной сущности человечностью - классический сюжет мифа - интерпретирован "Лабораторией" в духе экзистенциализма. Режиссер ставит свою героиню в ситуацию выбора: свобода или ответственность. Полнота бытия в этом мире недостижима. Агнес восходит на жертвенный костер, не выдержав тягот земного "пути". Опьяненные свободой-вседозволенностью, действующие лица мечутся, сбрасывая каждый свою одежду: Офицер - мундир, Привратница - шаль... Сцена пустеет. Появляется девичья фигурка - хрупкая балеринка. Медленно-медленно она подбирает разбросанную одежду, надевает на себя - превращаясь в подобие кокона. В наступающей темноте звучит прозрачная и печальная нота - как знак возвращения к исходной гармонии.
Алевтина ВАСИЛЬЕВА