Спорт
ЦЕНА ВЫБОРА
25 апреля
ЛУЧШЕ БЫ УТРО НЕ НАСТУПАЛО...
Казавшееся размеренным течение GP di San Marino в субботу наглядно продемонстрировало, что третье и четвертое места Ральфа Шумахера и Монтойи накануне не были приятной для сэра Фрэнка Вильямса случайностью: на квалификации Хуан Пабло свою позицию закрепил, а Ральф так даже разменялся с Баррикелло, оттеснив бразильца на вторую линию стартового поля и составив компанию в первом ряду Михаэлю. С некоторых пор, то бишь GP of Europe-2001, при таком раскладе фрау Элизабет Шумахер просила мальчиков не ссориться, а Михаэля, на правах старшего, - уступить Ральфу. На сей раз обратиться к сыновьям с напутственной речью она не могла: пока в Имоле шла пресс-конференция, в кельнском госпитале фрау Элизабет после операции впала в кому.
В госпитале она находилась с 10 апреля - именно тогда Карл-Хайнц Шумахер, брат ее мужа Рольфа, обнаружил Элизабет лежащей без сознания на полу керпенского дома. Ей предстояла трансплантация печени, но до этого не дошло - опередило внутреннее кровоизлияние. "Мы все время держали связь с докторами. Состояние мамы хотя и было достаточно тяжелым, но оставалось стабильным", - единственное, что потом сможет сказать Ральф. А тогда, сразу после пресс-конференции, на частном самолете Михаэля они взяли курс на Кельн. Ночью братья вернулись в Имолу, а утром... Впрочем, лучше бы оно не наступало.
Когда трагическое известие достигло паддока, FIA опубликовала специальное заявление, в котором выражала соболезнования Михаэлю и Ральфу и освобождала их от присутствия на всех церемониях, предшествующих гонке и завершающих GP di San Marino, в случае участия в нем Шумахеров. Последнее целиком и полностью было отдано на откуп братьям, но в воскресенье утром с интервалом в 55 минут они появились на автодроме имени Энцо и Дино Феррари, и стало ясно: первая линия стартового поля пустовать не будет. "Это было их собственное решение. Но ни в каких иных мероприятиях, кроме самой гонки, они участвовать не будут", - таким комментарием ограничили свое общение с публикой пресс-атташе Михаэля и Ральфа. "А также способ воздать почести маме, - добавил Джанкарло Физикелла в интервью агентству ANSA. - И они правы". Да это, собственно, было мнение всего паддока, и каждый думал, как Ярно Трулли, проводивший в Имоле свой сотый GP: "Они сделали трудный выбор. И поступили совершенно правильно - это их работа. Дай Бог, чтобы мне никогда не пришлось оказаться перед подобной дилеммой".
ГОНЩИК БЕЗ НЕРВОВ
Итак, они вышли на старт, а когда погасли красные огни на светофоре, произошло то, о чем предупреждал Физикелла: "Когда Шумахеры стоят на первой линии, случиться может что угодно". Старт выиграл Ральф, но Михаэль на трассе, практически упраздняющей обгоны, открыл фронт по всей длине кольца. И создалось впечатление: это - борьба не за лидерство и даже не за победу. Казалось, братья оспаривали право сопровождать фрау Элизабет к престолу Всевышнего: крайне жестким атакам Михаэля Ральф оказывал не менее отчаянное сопротивление, когда полградуса руля влево, полградуса вправо могли привести к необратимым последствиям. Неизвестно, чем бы завершилась братская разборка, но в дело вмешались боксы, и Михаэль "как старший" слегка ослабил давление, хотя с колеса Ральфа не слез. Это противостояние как нельзя лучше характеризует бездушная статистика: на 13 круге Ральф устанавливает абсолютный рекорд трассы, но кругом спустя Михаэль улучшает его, а еще через три показывает 1:22,491, всего 0,164 секунды не добирая до времени pole position. Такого, кажется, еще не бывало.
В этот же период конюшни раскрыли свои карты: ранние ходки в боксы Ральфа и преследовавшего его, но не атаковавшего Баррикелло и повторение их пути Монтойей и Михаэлем показали, что Williams и Ferrari переобуваться, скорее всего, будут трижды, тогда как McLaren, более уверенная в Micheline, ограничится двумя pit stop. Забегая вперед, следует признать, что выбор двух первых априори был более выигрышный, и если бы не заминка с колесом F2002 Баррикелло на последнем сервисе, не постоянные проблемы с топливным рукавом при дозаправке FW25 Монтойи, и без лишнего визита на pit lane отнявшие уйму времени, и чувства Ральфа Шумахера - подопечные Рона Дэнниса прокатились бы в Имоле мимо подиума. Однако правы утверждающие, что история не знает сослагательного наклонения. Но это - по части лирики, мы же о другом.
С отбытием Ральфа на сервис на 16 круге место лидера заступил Михаэль. Покидал он эту приятную позицию, и то не надолго, лишь дважды: при своей первой ходке в боксы, что позволило Кими Райкконену на 19-22 кругах продержаться во главе пробега, и после своего возвращения с последней дозаправки, когда немец на 50 круге выпустил Баррикелло, которому визит к механикам еще предстоял.
Хотя предводителем пелетона публика не лицезрела Михаэля Шумахера со времен Мельбурна, от этой его роли она не отвыкла, но. Теперь его лидерство по жесткости напоминало дебют гонки, создавалось впечатление, что Михаэль находится в цейтноте и песок в часах вот-вот кончится. За 14 кругов он обеспечил себе такой запас, который позволил ему после второй дозаправки сохранить первое место. Правда, в этот момент Райкконен, также, хотя и один раз, посетивший боксы, был на дистанции атаки, но вскоре Шумахер уже перестал пылить финну в нос. А третьим шел Ральф. Он также торопился, но Райкконена не доставал, будто и не замечая его. Не Кими был целью немца, а родной брат, но тот находился уже вне досягаемости.
ВОЗВРАЩЕНИЕ В МИР
Когда сервисная программа была исчерпана и расстановка в верхах особых сомнений не вызывала, Михаэль обороты не сбавил, за 11 кругов до финиша доведя свое преимущество перед Райкконеном до 16 секунд. Но постепенно свое начали брать эмоции. Оба брата перестали атаковать, за что поплатился в основном Ральф, не то чтобы отдав Баррикелло третье место, но и не особо его оберегая. Покладистость, в другое время вызвавшая бы весьма резкую реакцию.
А Михаэль, хотя ногу с газа и снял, ситуацию держал под контролем. Но чем ближе был финиш, тем все более отдалялась для него гонка. "Как только Михаэль пересек линию финиша, у него хлынули слезы. Он не мог говорить, по радио было слышно, как он плакал на протяжении всего круга почета. И он стыдился, что долго не мог снять шлем в закрытом парке", - написала во вторник Bild.
Ну, стыдиться тут нечего. Да, он долго не снимал руль, да и потом не сразу покинул болид - силы его оставили. И лишь когда к нему направился Баррикелло, Михаэль попытался выбраться из автомобиля. Ему удалось - не надолго - взять себя в руки и подняться на подиум, но все дальнейшее происходило уже без него.
На постфинишной пресс-конференции на месте победителя GP di San Marino сидел Жан Тодт. Ему и было предоставлено первое слово. "Я думаю, мы не должны фокусировать свое внимание только на этой гонке, а посмотреть, чего Михаэль достиг в Formula 1. Ему сегодня было очень трудно, но он проделал фантастическую работу для команды. Да, он - великий гонщик, но более важно, и все это увидели, что он так же велик как человек. У него был выбор - участвовать в Grand Prix или нет. И они с Ральфом его сделали, и кто сможет назначить цену этого поступка?"
Пожалуй, никто. Кроме них самих. "Я уверен, мама хотела бы, чтобы мы участвовали в гонке, - единственное, что в воскресенье сказал Михаэль. - Она очень любила смотреть, как мы гонялись в Керпене на картах. Они с папой всегда нас поддерживали, благодаря им мы стали тем, кто есть". Да, фрау Элизабет с удовольствием наблюдала забавы своих сыновей и делала это часто, ведь небольшой ресторанчик, где она работала, находится напротив картодрома.
А во вторник начались очередные плановые тесты. Williams в компании Jordan и Renault раскатывает на троих кольцо Силверстоуна, остальные подались в Муджелло. Но в Британии нет Ральфа Шумахера, а в Италии - Михаэля.
Марина КЛОПОВА
Казавшееся размеренным течение GP di San Marino в субботу наглядно продемонстрировало, что третье и четвертое места Ральфа Шумахера и Монтойи накануне не были приятной для сэра Фрэнка Вильямса случайностью: на квалификации Хуан Пабло свою позицию закрепил, а Ральф так даже разменялся с Баррикелло, оттеснив бразильца на вторую линию стартового поля и составив компанию в первом ряду Михаэлю. С некоторых пор, то бишь GP of Europe-2001, при таком раскладе фрау Элизабет Шумахер просила мальчиков не ссориться, а Михаэля, на правах старшего, - уступить Ральфу. На сей раз обратиться к сыновьям с напутственной речью она не могла: пока в Имоле шла пресс-конференция, в кельнском госпитале фрау Элизабет после операции впала в кому.
В госпитале она находилась с 10 апреля - именно тогда Карл-Хайнц Шумахер, брат ее мужа Рольфа, обнаружил Элизабет лежащей без сознания на полу керпенского дома. Ей предстояла трансплантация печени, но до этого не дошло - опередило внутреннее кровоизлияние. "Мы все время держали связь с докторами. Состояние мамы хотя и было достаточно тяжелым, но оставалось стабильным", - единственное, что потом сможет сказать Ральф. А тогда, сразу после пресс-конференции, на частном самолете Михаэля они взяли курс на Кельн. Ночью братья вернулись в Имолу, а утром... Впрочем, лучше бы оно не наступало.
Когда трагическое известие достигло паддока, FIA опубликовала специальное заявление, в котором выражала соболезнования Михаэлю и Ральфу и освобождала их от присутствия на всех церемониях, предшествующих гонке и завершающих GP di San Marino, в случае участия в нем Шумахеров. Последнее целиком и полностью было отдано на откуп братьям, но в воскресенье утром с интервалом в 55 минут они появились на автодроме имени Энцо и Дино Феррари, и стало ясно: первая линия стартового поля пустовать не будет. "Это было их собственное решение. Но ни в каких иных мероприятиях, кроме самой гонки, они участвовать не будут", - таким комментарием ограничили свое общение с публикой пресс-атташе Михаэля и Ральфа. "А также способ воздать почести маме, - добавил Джанкарло Физикелла в интервью агентству ANSA. - И они правы". Да это, собственно, было мнение всего паддока, и каждый думал, как Ярно Трулли, проводивший в Имоле свой сотый GP: "Они сделали трудный выбор. И поступили совершенно правильно - это их работа. Дай Бог, чтобы мне никогда не пришлось оказаться перед подобной дилеммой".
ГОНЩИК БЕЗ НЕРВОВ
Итак, они вышли на старт, а когда погасли красные огни на светофоре, произошло то, о чем предупреждал Физикелла: "Когда Шумахеры стоят на первой линии, случиться может что угодно". Старт выиграл Ральф, но Михаэль на трассе, практически упраздняющей обгоны, открыл фронт по всей длине кольца. И создалось впечатление: это - борьба не за лидерство и даже не за победу. Казалось, братья оспаривали право сопровождать фрау Элизабет к престолу Всевышнего: крайне жестким атакам Михаэля Ральф оказывал не менее отчаянное сопротивление, когда полградуса руля влево, полградуса вправо могли привести к необратимым последствиям. Неизвестно, чем бы завершилась братская разборка, но в дело вмешались боксы, и Михаэль "как старший" слегка ослабил давление, хотя с колеса Ральфа не слез. Это противостояние как нельзя лучше характеризует бездушная статистика: на 13 круге Ральф устанавливает абсолютный рекорд трассы, но кругом спустя Михаэль улучшает его, а еще через три показывает 1:22,491, всего 0,164 секунды не добирая до времени pole position. Такого, кажется, еще не бывало.
В этот же период конюшни раскрыли свои карты: ранние ходки в боксы Ральфа и преследовавшего его, но не атаковавшего Баррикелло и повторение их пути Монтойей и Михаэлем показали, что Williams и Ferrari переобуваться, скорее всего, будут трижды, тогда как McLaren, более уверенная в Micheline, ограничится двумя pit stop. Забегая вперед, следует признать, что выбор двух первых априори был более выигрышный, и если бы не заминка с колесом F2002 Баррикелло на последнем сервисе, не постоянные проблемы с топливным рукавом при дозаправке FW25 Монтойи, и без лишнего визита на pit lane отнявшие уйму времени, и чувства Ральфа Шумахера - подопечные Рона Дэнниса прокатились бы в Имоле мимо подиума. Однако правы утверждающие, что история не знает сослагательного наклонения. Но это - по части лирики, мы же о другом.
С отбытием Ральфа на сервис на 16 круге место лидера заступил Михаэль. Покидал он эту приятную позицию, и то не надолго, лишь дважды: при своей первой ходке в боксы, что позволило Кими Райкконену на 19-22 кругах продержаться во главе пробега, и после своего возвращения с последней дозаправки, когда немец на 50 круге выпустил Баррикелло, которому визит к механикам еще предстоял.
Хотя предводителем пелетона публика не лицезрела Михаэля Шумахера со времен Мельбурна, от этой его роли она не отвыкла, но. Теперь его лидерство по жесткости напоминало дебют гонки, создавалось впечатление, что Михаэль находится в цейтноте и песок в часах вот-вот кончится. За 14 кругов он обеспечил себе такой запас, который позволил ему после второй дозаправки сохранить первое место. Правда, в этот момент Райкконен, также, хотя и один раз, посетивший боксы, был на дистанции атаки, но вскоре Шумахер уже перестал пылить финну в нос. А третьим шел Ральф. Он также торопился, но Райкконена не доставал, будто и не замечая его. Не Кими был целью немца, а родной брат, но тот находился уже вне досягаемости.
ВОЗВРАЩЕНИЕ В МИР
Когда сервисная программа была исчерпана и расстановка в верхах особых сомнений не вызывала, Михаэль обороты не сбавил, за 11 кругов до финиша доведя свое преимущество перед Райкконеном до 16 секунд. Но постепенно свое начали брать эмоции. Оба брата перестали атаковать, за что поплатился в основном Ральф, не то чтобы отдав Баррикелло третье место, но и не особо его оберегая. Покладистость, в другое время вызвавшая бы весьма резкую реакцию.
А Михаэль, хотя ногу с газа и снял, ситуацию держал под контролем. Но чем ближе был финиш, тем все более отдалялась для него гонка. "Как только Михаэль пересек линию финиша, у него хлынули слезы. Он не мог говорить, по радио было слышно, как он плакал на протяжении всего круга почета. И он стыдился, что долго не мог снять шлем в закрытом парке", - написала во вторник Bild.
Ну, стыдиться тут нечего. Да, он долго не снимал руль, да и потом не сразу покинул болид - силы его оставили. И лишь когда к нему направился Баррикелло, Михаэль попытался выбраться из автомобиля. Ему удалось - не надолго - взять себя в руки и подняться на подиум, но все дальнейшее происходило уже без него.
На постфинишной пресс-конференции на месте победителя GP di San Marino сидел Жан Тодт. Ему и было предоставлено первое слово. "Я думаю, мы не должны фокусировать свое внимание только на этой гонке, а посмотреть, чего Михаэль достиг в Formula 1. Ему сегодня было очень трудно, но он проделал фантастическую работу для команды. Да, он - великий гонщик, но более важно, и все это увидели, что он так же велик как человек. У него был выбор - участвовать в Grand Prix или нет. И они с Ральфом его сделали, и кто сможет назначить цену этого поступка?"
Пожалуй, никто. Кроме них самих. "Я уверен, мама хотела бы, чтобы мы участвовали в гонке, - единственное, что в воскресенье сказал Михаэль. - Она очень любила смотреть, как мы гонялись в Керпене на картах. Они с папой всегда нас поддерживали, благодаря им мы стали тем, кто есть". Да, фрау Элизабет с удовольствием наблюдала забавы своих сыновей и делала это часто, ведь небольшой ресторанчик, где она работала, находится напротив картодрома.
А во вторник начались очередные плановые тесты. Williams в компании Jordan и Renault раскатывает на троих кольцо Силверстоуна, остальные подались в Муджелло. Но в Британии нет Ральфа Шумахера, а в Италии - Михаэля.
Марина КЛОПОВА