Культура
ПЕТР ПЕРВЫЙ БУМЕРАНГОМ
30 апреля
Собственно, партитуру забытой французской оперы, написанной в 1790 году, обнаружили сотрудники из отдела нот Российской национальной библиотеки, в РНБ же и сделали перевод. Первоначально предполагалось, что "Петра Первого" покажут на сцене церковного зала Екатерининского института (филиал библиотеки). Но, как всегда, прекрасная идея споткнулась о финансы. Тут как раз заинтересовался партитурой французский консул, он же и передал оперу Дмитрию Бертману. В Москве спонсоры быстро нашлись. И вот теперь Бертман со своим театром бумерангом вернул Петербургу то, что ему принадлежит. Правда, в ходе организационного процесса забылась вся история происхождения экземпляра партитуры.
В каком же виде отфутболили нам "Петра"? Надо сказать, опера у Гретри получилась сильно комическая, особенно для русских. Хотя маститый композитор и бывал в Петербурге, с историей он обошелся по-свойски. Как, впрочем, и другие его зарубежные коллеги (Лорцинг, Доницетти), для которых Петр Великий - фигура авантюрно-комическая, устраивающая чужие браки. Правда, в данном случае Царь-плотник, плотничая в Голландии, устраивает заодно и собственное счастье. Прикинувшись сиротой, обольщает филантропку Катерину. Только сирота Меншиков, приехавший с просьбой предотвратить усекновение его, Меншикова, головы, заставляет обнаружить государя свое царское происхождение. Катерина жеманится, но в конце концов соглашается стать императрицей.
Всю эту развесистую клюкву Бертман поставил в виде забавного капустника, пародии на пастораль и романтическую оперу. Студент музыкального училища им. Гнесиных Максим Миронов в роли Петра Великого похож на кавалера де Грие после пятой измены Манон Леско. Хочется погладить его по головке - уж очень робок. Петр, как и второй жених Алексей, сильно пужается женщин, поэтому оба молодца предпочитают долго массировать грудь у скульптур на носу корабля. Впрочем, пара верхних нот у лирического тенора искупают, как известно, все остальные недостатки. Но кто радует в спектакле, так это Катерина - Елена Вознесенская. Конечно, в рамках замысла либреттиста Никола Буйи с нашим современником Дмитрием Бертманом.
Будущая императрица появляется на сцене в виде суетливой субретки, которая не знает, куда ей деньги засунуть: то ли за корсаж, то ли в многочисленные сумочки. Во втором акте Вознесенская пародирует оперную примадонну в традиционной для романтической оперы "сцене сумасшествия". Петр с удовольствием смотрел в бинокль, как его возлюбленная несколько раз втыкала в себя деревянный кинжал. Жаль, рядом не оказалось Джека Потрошителя из "Лулу" - он бы показал, как это делается в уголовно-мистических кругах. Вознесенская не только хорошая комическая актриса, но и хорошая вокалистка. Гретри ей не хватило, поэтому она, в традициях "Летучей мыши", легко переходила к партии Виолетты и Розины. Заметим, кстати, что опера исполнялась на смеси нижегородско-французского, итальянского и русского с непременным вкраплением английского "иес". Под конец, когда Петр выехал к зрителю на проволочном коне, имитируя Медного всадника, Катерина склонилась на каменный постамент в качестве змеи.
Хор матросов на снастях игрушечного парусника приветственно стучал молоточками, кинопроекция изображала девятый вал, нищие из "Трехгрошовой оперы" стучали костылями, юные голландки делали ручками от жилетов по-еврейски отворот-поворот - для танцев нет места. Словом, все было превесело. Естественно, маэстро Стадлер дирижировал и все играл на скрипке - "ну тут пошли дела семейные", как говаривал гоголевский городничий. В "Петре Первом" чувствуется легкость в мыслях необыкновенная, хотя с примесью некоторой юбилейной ухмылки, так что спасибо за подарок. Вот мы тоже в "Санкт-Петербург-опере" поставим "Петра Великого" Гаэтано Доницетти и отправим в Москву на гастроли. Интересно, с чем вернется второй бумеранг?
Евгений СОКОЛИНСКИЙ
В каком же виде отфутболили нам "Петра"? Надо сказать, опера у Гретри получилась сильно комическая, особенно для русских. Хотя маститый композитор и бывал в Петербурге, с историей он обошелся по-свойски. Как, впрочем, и другие его зарубежные коллеги (Лорцинг, Доницетти), для которых Петр Великий - фигура авантюрно-комическая, устраивающая чужие браки. Правда, в данном случае Царь-плотник, плотничая в Голландии, устраивает заодно и собственное счастье. Прикинувшись сиротой, обольщает филантропку Катерину. Только сирота Меншиков, приехавший с просьбой предотвратить усекновение его, Меншикова, головы, заставляет обнаружить государя свое царское происхождение. Катерина жеманится, но в конце концов соглашается стать императрицей.
Всю эту развесистую клюкву Бертман поставил в виде забавного капустника, пародии на пастораль и романтическую оперу. Студент музыкального училища им. Гнесиных Максим Миронов в роли Петра Великого похож на кавалера де Грие после пятой измены Манон Леско. Хочется погладить его по головке - уж очень робок. Петр, как и второй жених Алексей, сильно пужается женщин, поэтому оба молодца предпочитают долго массировать грудь у скульптур на носу корабля. Впрочем, пара верхних нот у лирического тенора искупают, как известно, все остальные недостатки. Но кто радует в спектакле, так это Катерина - Елена Вознесенская. Конечно, в рамках замысла либреттиста Никола Буйи с нашим современником Дмитрием Бертманом.
Будущая императрица появляется на сцене в виде суетливой субретки, которая не знает, куда ей деньги засунуть: то ли за корсаж, то ли в многочисленные сумочки. Во втором акте Вознесенская пародирует оперную примадонну в традиционной для романтической оперы "сцене сумасшествия". Петр с удовольствием смотрел в бинокль, как его возлюбленная несколько раз втыкала в себя деревянный кинжал. Жаль, рядом не оказалось Джека Потрошителя из "Лулу" - он бы показал, как это делается в уголовно-мистических кругах. Вознесенская не только хорошая комическая актриса, но и хорошая вокалистка. Гретри ей не хватило, поэтому она, в традициях "Летучей мыши", легко переходила к партии Виолетты и Розины. Заметим, кстати, что опера исполнялась на смеси нижегородско-французского, итальянского и русского с непременным вкраплением английского "иес". Под конец, когда Петр выехал к зрителю на проволочном коне, имитируя Медного всадника, Катерина склонилась на каменный постамент в качестве змеи.
Хор матросов на снастях игрушечного парусника приветственно стучал молоточками, кинопроекция изображала девятый вал, нищие из "Трехгрошовой оперы" стучали костылями, юные голландки делали ручками от жилетов по-еврейски отворот-поворот - для танцев нет места. Словом, все было превесело. Естественно, маэстро Стадлер дирижировал и все играл на скрипке - "ну тут пошли дела семейные", как говаривал гоголевский городничий. В "Петре Первом" чувствуется легкость в мыслях необыкновенная, хотя с примесью некоторой юбилейной ухмылки, так что спасибо за подарок. Вот мы тоже в "Санкт-Петербург-опере" поставим "Петра Великого" Гаэтано Доницетти и отправим в Москву на гастроли. Интересно, с чем вернется второй бумеранг?
Евгений СОКОЛИНСКИЙ