Культура
ТЕАТР, ГРАФИКА И ФОТО В МУЗЕЙНОМ ФОРМАТЕ
14 май
Начнем с малого зала, где разместилась большая по художественной и исторической выразительности выставка литографий XIX века Cris de St-Petersbourg. Эти "Петербургские крики" были особым колоритом и характерной приметой города, улицы которого вовсе не "корчились безъязыкие", а, напротив, были переполнены громкоголосыми торговцами и разносчиками в ярких самобытных костюмах. Мелодии города составляли живые голоса, отчаянно рекламирующие свой товар. Эту особенность петербургского быта отмечали все посетившие столицу. Иностранные художники первыми создали серии "Криков и костюмов Петербурга". Направление жанрового рисунка подхватили и русские графики: К. Гейслер, А. Венецианов, К. Кольман, П. Садовников и многие другие. На литографических листах они изображали ремесленников, уличных музыкантов, чтецов, торговцев булками и овощами, сбитенщиков, извозчиков, дворников, трубочистов - им всем нет числа. Выходили иллюстрированные альбомы А. Башуцкого "Наши, списанные с натуры" и сборники Н. Некрасова "Физиология Петербурга", где сцены из двух и более человек сопровождались текстом с незатейливыми фразами, в которых узнавались проблемы и заботы простого люда.
"Русский жанровый рисунок создает тот образный ряд, который сегодня очень полезно вспомнить, - говорит директор музея Н. Ашимбаева. - Нам захотелось к юбилею города показать этот немного забытый образ Петербурга. Он живет вокруг нас, мы его видим каждодневно. И особенно теперь, когда так оживилась торговля на улицах, мы невольно чувствуем связь с прошлым Петербургом".
Литературно-мемориальный музей, представляя на выставке энциклопедию русской петербургской жизни, не мог оставить в стороне направление, получившее в литературе название "натуральной школы". "Пушкин в "Евгении Онегине" изобразил "Петербург неугомонный". Он хорошо знал бытовой жанр и интересовался образами непарадного Петербурга, - напоминает Н. Ашимбаева. - Традиции продолжил Ф. Достоевский - его первый роман "Бедные люди" был написан в жанре "натуральной школы".
В большом зале - вернисаж "Играем "Идиота". Омар Зверков, работая со съемочной группой Владимира Бортко, сделал фотоснимки к многосерийной телеверсии "Идиота". На фотографиях известные актеры: Миронов, Машков, Чурикова, Петренко, Басилашвили, Домогаров и другие. Открытие этой выставки фотографий предваряет премьеру фильма.
И наконец третья выставка "Столичный город" - это тоже фотографии, только выполненные в начале ХХ века. Интерьер трактира - вот место встреч героев петербургских романов Достоевского.
Переходя из одного зала в другой, зрители, они же постоянные посетители, могли отведать ставших традиционными пирожков с капустой, соленых огурчиков и другой снеди, которой любезно угощали юные сотрудницы музея, переодетые в стилизованные костюмы уличных торговок.
А между тем никто и не собирался расходиться, все ожидали спектакля "Всадник cuprum" театра "Кукольный формат", который в юбилейной суете напомнил, что в этом году исполняется 170 лет первой "петербургской повести" - поэмы А. С. Пушкина "Медный всадник".
Этот спектакль - кукольное преставление для взрослых, где марионетки, похожие на Петра I, Меншикова, Пушкина, петербургские достопримечательности, а также колдуны и силы природы рассказывают новую, неожиданную версию основания Санкт-Петербурга. "Наш спектакль о любви, - заявляет художник-постановщик Анна Викторова. - Без любви этот сумасшедший город не смог бы выжить". В спектакле куклы цитируют тексты Пушкина, Достоевского, Некрасова, Мандельштама, Мережковского, Хармса, Набокова, Андрея Белого, Битова. "Высокое слово" классиков, сдержанная ирония, фантазия кукольников делают представление трогательно смешным и запоминающимся. А этот факт очень важен - ведь полностью история будет показана через месяц. Место премьеры прежнее - Музей Достоевского.
Людмила ВОЛКОВА
"Русский жанровый рисунок создает тот образный ряд, который сегодня очень полезно вспомнить, - говорит директор музея Н. Ашимбаева. - Нам захотелось к юбилею города показать этот немного забытый образ Петербурга. Он живет вокруг нас, мы его видим каждодневно. И особенно теперь, когда так оживилась торговля на улицах, мы невольно чувствуем связь с прошлым Петербургом".
Литературно-мемориальный музей, представляя на выставке энциклопедию русской петербургской жизни, не мог оставить в стороне направление, получившее в литературе название "натуральной школы". "Пушкин в "Евгении Онегине" изобразил "Петербург неугомонный". Он хорошо знал бытовой жанр и интересовался образами непарадного Петербурга, - напоминает Н. Ашимбаева. - Традиции продолжил Ф. Достоевский - его первый роман "Бедные люди" был написан в жанре "натуральной школы".
В большом зале - вернисаж "Играем "Идиота". Омар Зверков, работая со съемочной группой Владимира Бортко, сделал фотоснимки к многосерийной телеверсии "Идиота". На фотографиях известные актеры: Миронов, Машков, Чурикова, Петренко, Басилашвили, Домогаров и другие. Открытие этой выставки фотографий предваряет премьеру фильма.
И наконец третья выставка "Столичный город" - это тоже фотографии, только выполненные в начале ХХ века. Интерьер трактира - вот место встреч героев петербургских романов Достоевского.
Переходя из одного зала в другой, зрители, они же постоянные посетители, могли отведать ставших традиционными пирожков с капустой, соленых огурчиков и другой снеди, которой любезно угощали юные сотрудницы музея, переодетые в стилизованные костюмы уличных торговок.
А между тем никто и не собирался расходиться, все ожидали спектакля "Всадник cuprum" театра "Кукольный формат", который в юбилейной суете напомнил, что в этом году исполняется 170 лет первой "петербургской повести" - поэмы А. С. Пушкина "Медный всадник".
Этот спектакль - кукольное преставление для взрослых, где марионетки, похожие на Петра I, Меншикова, Пушкина, петербургские достопримечательности, а также колдуны и силы природы рассказывают новую, неожиданную версию основания Санкт-Петербурга. "Наш спектакль о любви, - заявляет художник-постановщик Анна Викторова. - Без любви этот сумасшедший город не смог бы выжить". В спектакле куклы цитируют тексты Пушкина, Достоевского, Некрасова, Мандельштама, Мережковского, Хармса, Набокова, Андрея Белого, Битова. "Высокое слово" классиков, сдержанная ирония, фантазия кукольников делают представление трогательно смешным и запоминающимся. А этот факт очень важен - ведь полностью история будет показана через месяц. Место премьеры прежнее - Музей Достоевского.
Людмила ВОЛКОВА