Северо-Запад
ЗАБЫТЫЕ МЕЛОДИИ ДЛЯ ФЛЕЙТЫ
14 май
Наверное, они в чем-то правы. На концертах Drolls в Петрозаводске - всегда аншлаги. Ходить на Drolls у молодежи уже стало хорошим тоном. И когда музыканты в костюмах трубадуров и менестрелей (подарок знакомой портнихи-мастерицы) выходят на сцену и льется в зал грустная баллада о Ричарде Львиное Сердце или звучат озорные песенки вагантов, время поворачивается вспять.
Drolls в переводе означает "Забавы". Так в XIV-XV веках в Англии назывались посиделки, которые устраивали селяне и городские жители. Все участники ансамбля - люди молодые и талантливые. Игорь "Хоуп" Соловьев - "человек-оркестр", играет на гитаре, мандолине, кантеле, поет. Сергей Попов - контрабасист и по совместительству начинающий Страдивари: восстанавливает старые инструменты. Павел Попов - пока еще "только" солист оркестра. Алексей Никитин - барабанщик, которого сам знаменитый Марк Пекарский, приезжавший как-то в Петрозаводск со своим мастер-классом, пригласил на всемирный фестиваль барабанщиков. И Дмитрий Черевко - флейтист, а также идейный вдохновитель ансамбля.
Дима перебрался в столицу Карелии из Казахстана. Причем не "по обстоятельствам" или расчету, а по зову сердца: "Как-то родственники пригласили меня провести здесь летние каникулы. И я влюбился в Карелию - северную природу, культуру, фольклор. Запоем прочел "Калевалу". Услышал Сибелиуса - теперь это мой любимый композитор наряду с Бахом, Шнитке и Шостаковичем".
Дима поступил в Петрозаводскую консерваторию, где и встретился с остальными будущими участниками Drolls: "Как там у Пушкина - "он имел несчастье писать и печатать стихи". А я вот имею несчастье сочинять музыку. Как-то ко мне подошли братья Поповы и попросили написать композицию для гобоя с контрабасом. Я сделал для них обработку одной старинной мелодии. Им понравилось, и возникла идея создать коллектив, который будет исполнять средневековую музыку. Было это в 1999 году".
За 4 года у Drolls вышло уже несколько альбомов. Последний они представили на недавнем фолк-марафоне в Петрозаводске. Ребята задумали альбом как рассказ, охватывающий всю жизнь человека средневековья: быт, праздники, церковь... Отдельно - баллады о крестовых походах. Есть песни в переводах на русский, но в основном тексты аутентичные - на латыни, старофранцузском, провансальском.
В поисках материала музыканты роются в библиотеках, интернете. Оказывается, даже в петрозаводских библиотеках можно найти уникальные записи - к примеру, отыскали сборник Эрика Чисхолма середины XVIII века "Кельтские народные песни" с текстами и мелодиями. Правда, интерес к "кельтам" у ребят со временем угас. Сейчас они исполняют исключительно музыку средних веков и Ренессанса.
Только "живой" звук. А инструменты... Средневековые песни и баллады, оказывается, можно здорово сыграть... хотя бы на кантеле. Да и другие народные инструменты подходят: кугикла - это такая дудочка - близка к флейте Пана. А всем известная блок-флейта - это вообще барочный инструмент.
На концертах Drolls играют "наизусть", не заглядывая в ноты, - ведь уличные жонглеры и ваганты никаких нот не знали. Да и импровизировать легче, а в средневековой музыке, считают ребята, импровизация так же важна, как и в джазе.
Drolls недавно съездили на фестиваль в Белоруссию. Есть там старинный замок Несвиж. Основала его когда-то известная династия Радзивиллов. Про Несвиж ходят легенды - говорят, там в земле закопаны 12 золотых апостолов, и каждая статуя - в человеческий рост. Правда или нет, неизвестно. Многие этот клад искали, но не нашли. В том числе немецкие войска. Но, как бы то ни было, замок устоял и не был разрушен ни в 1812 году, ни в Великую Отечественную. В общем, для средневековой музыки место самое что ни на есть подходящее. Drolls играли там вместе с белорусскими и чешскими командами.
А в мае ансамбль собирается в Петербург, на фестиваль старинного танца. Когда ребята только заинтересовались средневековьем, были уверены, что это музыка сугубо некоммерческая, рассчитанная на довольно узкий круг слушателей. Но выяснилось, что в ней есть все, что нравится современному человеку, - напевность, ритмичность, мелодичность. И она неизбежно обречена на успех.
"В начале было слово". Ребята из Drolls эту теорию немножко подкорректировали: они верят, что сначала был звук, вибрация, из которой родилась великая мелодия. И, почти по Толкину, возник мир. Мир, который немыслим без музыки.
Наталья ЛЕНЦ
Drolls в переводе означает "Забавы". Так в XIV-XV веках в Англии назывались посиделки, которые устраивали селяне и городские жители. Все участники ансамбля - люди молодые и талантливые. Игорь "Хоуп" Соловьев - "человек-оркестр", играет на гитаре, мандолине, кантеле, поет. Сергей Попов - контрабасист и по совместительству начинающий Страдивари: восстанавливает старые инструменты. Павел Попов - пока еще "только" солист оркестра. Алексей Никитин - барабанщик, которого сам знаменитый Марк Пекарский, приезжавший как-то в Петрозаводск со своим мастер-классом, пригласил на всемирный фестиваль барабанщиков. И Дмитрий Черевко - флейтист, а также идейный вдохновитель ансамбля.
Дима перебрался в столицу Карелии из Казахстана. Причем не "по обстоятельствам" или расчету, а по зову сердца: "Как-то родственники пригласили меня провести здесь летние каникулы. И я влюбился в Карелию - северную природу, культуру, фольклор. Запоем прочел "Калевалу". Услышал Сибелиуса - теперь это мой любимый композитор наряду с Бахом, Шнитке и Шостаковичем".
Дима поступил в Петрозаводскую консерваторию, где и встретился с остальными будущими участниками Drolls: "Как там у Пушкина - "он имел несчастье писать и печатать стихи". А я вот имею несчастье сочинять музыку. Как-то ко мне подошли братья Поповы и попросили написать композицию для гобоя с контрабасом. Я сделал для них обработку одной старинной мелодии. Им понравилось, и возникла идея создать коллектив, который будет исполнять средневековую музыку. Было это в 1999 году".
За 4 года у Drolls вышло уже несколько альбомов. Последний они представили на недавнем фолк-марафоне в Петрозаводске. Ребята задумали альбом как рассказ, охватывающий всю жизнь человека средневековья: быт, праздники, церковь... Отдельно - баллады о крестовых походах. Есть песни в переводах на русский, но в основном тексты аутентичные - на латыни, старофранцузском, провансальском.
В поисках материала музыканты роются в библиотеках, интернете. Оказывается, даже в петрозаводских библиотеках можно найти уникальные записи - к примеру, отыскали сборник Эрика Чисхолма середины XVIII века "Кельтские народные песни" с текстами и мелодиями. Правда, интерес к "кельтам" у ребят со временем угас. Сейчас они исполняют исключительно музыку средних веков и Ренессанса.
Только "живой" звук. А инструменты... Средневековые песни и баллады, оказывается, можно здорово сыграть... хотя бы на кантеле. Да и другие народные инструменты подходят: кугикла - это такая дудочка - близка к флейте Пана. А всем известная блок-флейта - это вообще барочный инструмент.
На концертах Drolls играют "наизусть", не заглядывая в ноты, - ведь уличные жонглеры и ваганты никаких нот не знали. Да и импровизировать легче, а в средневековой музыке, считают ребята, импровизация так же важна, как и в джазе.
Drolls недавно съездили на фестиваль в Белоруссию. Есть там старинный замок Несвиж. Основала его когда-то известная династия Радзивиллов. Про Несвиж ходят легенды - говорят, там в земле закопаны 12 золотых апостолов, и каждая статуя - в человеческий рост. Правда или нет, неизвестно. Многие этот клад искали, но не нашли. В том числе немецкие войска. Но, как бы то ни было, замок устоял и не был разрушен ни в 1812 году, ни в Великую Отечественную. В общем, для средневековой музыки место самое что ни на есть подходящее. Drolls играли там вместе с белорусскими и чешскими командами.
А в мае ансамбль собирается в Петербург, на фестиваль старинного танца. Когда ребята только заинтересовались средневековьем, были уверены, что это музыка сугубо некоммерческая, рассчитанная на довольно узкий круг слушателей. Но выяснилось, что в ней есть все, что нравится современному человеку, - напевность, ритмичность, мелодичность. И она неизбежно обречена на успех.
"В начале было слово". Ребята из Drolls эту теорию немножко подкорректировали: они верят, что сначала был звук, вибрация, из которой родилась великая мелодия. И, почти по Толкину, возник мир. Мир, который немыслим без музыки.
Наталья ЛЕНЦ