Культура
У РУССКОГО ЦАРЯ В ЧЕРТОГАХ ЕСТЬ ПАЛАТА...
27 май
Но гений русской поэзии мог видеть только первоначальный образ Галереи до катастрофического пожара, случившегося в 1837 году.
Вид галереи восстанавливался архитектором В. П. Стасовым. Затем в начале 1880-х годов началась эпоха электричества, в Зимнем дворце стали проводить инженерно-технические работы, которые вновь изменили облик галереи. Очень сильно пострадала галерея во время ленинградской блокады и даже уже после Великой Отечественной войны.
Со временем стены, на которых расположено более трехсот портретов генералов, шесть портретов крупнейших военных начальников, членов августейшей фамилии и самого Александра I, стали коричневыми. По этому мрачному темному "коридору" многие поколения посетителей торопливо пробегали, на ходу разглядывая живопись. Но увидеть полотна кисти Дж. Доу и Ф. Крюгера, размещенные в три яруса, было почти невозможно.
Около трех лет галерея была закрыта - велись реставрационные работы, которыми руководил В. В. Ефимов, заместитель главного архитектора Эрмитажа. Теперь завершен весь комплекс ремонтно-реставрационных работ, приблизивший Галерею 1812 года к ее виду первой половины XIX века.
Мастерами специальных научно-производственных реставрационных мастерских Эрмитажа под руководством В. Н. Корбана восстановлены уникальные росписи в клеевой технике на цилиндрическом своде. Позднейшие записи были удалены, восполнены только утраченные части. Для сравнения реставраторы оставили небольшие участки росписей, где видна рука братьев Додоновых, любимцев К. И. Росси, и других мастеров, работавших здесь в разное время.
В результате многолетних протечек штукатурная основа, на которой находятся росписи, отделилась от кирпичных сводов - приходилось при помощи специальных приспособлений все эти пустоты заполнять раствором.
После реставрационных работ галерея будет иметь комбинированное освещение. В очень яркие солнечные дни, которых в Петербурге не очень много, свет проникает сквозь стеклянные фонари, как это было и раньше. В пасмурную погоду или ранние зимние сумерки в световых фонарях, где установлены реле, постепенно зажигаются светильники, подобно тому, как это сделано в Больших просветах Нового Эрмитажа. Также предусмотрена равномерная аккуратная подсветка всего цилиндрического свода, включаются консольные люстры. В особо торжественных случаях могут быть включены 885 лампионов, находящихся по периметру хоров на ажурном ограждении. Раньше в лампионы вставлялись свечи, свет которых придавал галерее парадный имперский вид. Но во второй половине 30-х годов светильники были сняты и переплавлены. Теперь они выполнены из латуни, а вместо свечей горят миньоны.
Реставрация портретов генералов, военноначальников, крупных государственных деятелей выполнена мастерами-реставраторами лаборатории станковой живописи под руководством И. Т. Груниной и А. В. Кузнецова. За многие годы эта огромная работа проделана впервые. Теперь любой портрет, как бы высоко он ни был расположен, можно разглядеть.
Мало того, можно без труда прочитать все позолоченные латунные таблички с именами героев 1812 года до самого верхнего яруса. На нижних ярусах эти таблички раньше были вытерты или покрыты купоросом, на них появилась чернь, характерная для цветного металла. Специалисты провели гальваническое золочение и восстановили все надписи в первозданном виде.
Людмила ВОЛКОВА
Вид галереи восстанавливался архитектором В. П. Стасовым. Затем в начале 1880-х годов началась эпоха электричества, в Зимнем дворце стали проводить инженерно-технические работы, которые вновь изменили облик галереи. Очень сильно пострадала галерея во время ленинградской блокады и даже уже после Великой Отечественной войны.
Со временем стены, на которых расположено более трехсот портретов генералов, шесть портретов крупнейших военных начальников, членов августейшей фамилии и самого Александра I, стали коричневыми. По этому мрачному темному "коридору" многие поколения посетителей торопливо пробегали, на ходу разглядывая живопись. Но увидеть полотна кисти Дж. Доу и Ф. Крюгера, размещенные в три яруса, было почти невозможно.
Около трех лет галерея была закрыта - велись реставрационные работы, которыми руководил В. В. Ефимов, заместитель главного архитектора Эрмитажа. Теперь завершен весь комплекс ремонтно-реставрационных работ, приблизивший Галерею 1812 года к ее виду первой половины XIX века.
Мастерами специальных научно-производственных реставрационных мастерских Эрмитажа под руководством В. Н. Корбана восстановлены уникальные росписи в клеевой технике на цилиндрическом своде. Позднейшие записи были удалены, восполнены только утраченные части. Для сравнения реставраторы оставили небольшие участки росписей, где видна рука братьев Додоновых, любимцев К. И. Росси, и других мастеров, работавших здесь в разное время.
В результате многолетних протечек штукатурная основа, на которой находятся росписи, отделилась от кирпичных сводов - приходилось при помощи специальных приспособлений все эти пустоты заполнять раствором.
После реставрационных работ галерея будет иметь комбинированное освещение. В очень яркие солнечные дни, которых в Петербурге не очень много, свет проникает сквозь стеклянные фонари, как это было и раньше. В пасмурную погоду или ранние зимние сумерки в световых фонарях, где установлены реле, постепенно зажигаются светильники, подобно тому, как это сделано в Больших просветах Нового Эрмитажа. Также предусмотрена равномерная аккуратная подсветка всего цилиндрического свода, включаются консольные люстры. В особо торжественных случаях могут быть включены 885 лампионов, находящихся по периметру хоров на ажурном ограждении. Раньше в лампионы вставлялись свечи, свет которых придавал галерее парадный имперский вид. Но во второй половине 30-х годов светильники были сняты и переплавлены. Теперь они выполнены из латуни, а вместо свечей горят миньоны.
Реставрация портретов генералов, военноначальников, крупных государственных деятелей выполнена мастерами-реставраторами лаборатории станковой живописи под руководством И. Т. Груниной и А. В. Кузнецова. За многие годы эта огромная работа проделана впервые. Теперь любой портрет, как бы высоко он ни был расположен, можно разглядеть.
Мало того, можно без труда прочитать все позолоченные латунные таблички с именами героев 1812 года до самого верхнего яруса. На нижних ярусах эти таблички раньше были вытерты или покрыты купоросом, на них появилась чернь, характерная для цветного металла. Специалисты провели гальваническое золочение и восстановили все надписи в первозданном виде.
Людмила ВОЛКОВА