Город
МЫ НАШЛИ ПАРНЯ, О КОТОРОМ ГОВОРИЛ ПРЕЗИДЕНТ!
29 май
В скором времени отгремят все торжества, пройдет саммит в Константиновском дворце, возрождение которого из руин оказалось едва ли не самым удивительным юбилейным событием (по крайней мере, по оценкам западных газет). И проезжающие по Петергофской трассе или по железной дороге петербуржцы и гости города будут с особым любопытством вглядываться в ландшафт с каналами, мостиками, холмами, а также в строгий и одновременно романтичный силуэт самого дворца. Смогут они и войти в эти чертоги - как и было обещано, здесь будет доступный для посетителей музей. Экскурсоводы будут рассказывать легенды, столетиями создававшиеся вокруг дворца и парка. Но есть развернувшийся буквально на наших глазах вполне реальный сюжет, достойный того, чтобы его тоже рассказывали экскурсоводы.
В 2000 году казавшаяся несчастливой судьба ансамбля получила шанс измениться к лучшему - принципиальное решение о передаче памятника Управлению делами президента было принято. Но горе-владельцы (некая фирма "Ролс") и отдельные их городские опекуны пытались оказывать сопротивление и организовали даже нечто вроде информационной войны в городских и столичных СМИ. Как раз тогда корреспондент "НВ", собирая материалы о славном прошлом и плачевном настоящем дворца в Стрельне (статья называлась "То, что до нас не разрушили..." - имелись в виду проходимцы-арендаторы), и познакомился с Антоном Ивановым, студентом-историком. На днях мы встретились снова.
На самом деле молодых людей из стрельнинского Общества охраны памятников, проявивших казавшуюся безумной инициативу, было двое - Антон Иванов, председатель, и ответственный секретарь общества - Даниил Ульянов. Пройдя все мыслимые и немыслимые инстанции, друзья и решили выйти на Путина (им все говорили: кроме него, никто проблему не решит). Но как - посылать по почте бумаги в Кремль? Чтобы по старинной российской манере мелкий чиновник из канцелярии направил документы в те же бездействующие инстанции? И чтобы в Смольном опять ответили, что денег нет, нужно поменять "плохого" инвестора на другого "плохого", который уже маячил на горизонте? Так и родилась идея "культпохода" в Мариинский театр. Слово Антону Иванову:
- Вы знаете, я потрясен, что спустя три года Владимир Владимирович все вспомнил. Если честно, и тогда, когда мы составили письмо и передали его со всеми документами Путину, мы постарались особенно ни на что не надеяться... И когда буквально через три месяца узнали, что дело взято под контроль и сдвинулось, - это уже было потрясение! А сейчас, когда узнал об этом интервью, я сначала решил, что меня разыгрывают... Самое главное - что дело сделано, что я в этом участвовал и участвую. И мой друг Даниил.
Оставаясь по-прежнему активистами стрельнинского общества, друзья и в профессиональной своей деятельности остались верны Константиновскому. Их имена не мелькали в эти годы в прессе, но Антон - заместитель архитектора в фирме, занимающейся реставрационными работами во дворце. А Даниил - сотрудник Управления делами президента... Такие вот дела.
Что считает Антон Иванов самым главным во всей этой истории?
- Во-первых, были привлечены лучшие силы, в основном петербургские специалисты - архитекторы, реставраторы, инженеры. И показали всему миру, чего они стоят, что они могут сделать невозможное, - сейчас уже трудно поверить, что здесь было гибнущее здание среди разрушенных бывших беседок и колонн и заболачивающаяся территория. Но мы всегда волновались не только за Стрельну. Множество уникальных шедевров, которые могли бы стать достойным украшением любой мировой столицы, в наших пригородах просто погибают. Взять хотя бы - совсем рядом с Петергофом - ансамбль в Знаменке. Кто бывал там, обращал внимание на скрывающиеся среди разросшегося парка массивные руины некогда прекрасного дворца. А денег нет никогда и нигде, даже в самых богатых странах - с финансированием реставрационных работ проблемы. К счастью, бывает так: добрая воля, желание, организационные усилия, идеи самых разных людей, сведенные воедино, становятся мощной силой. А уж потом и деньги появляются. Новая жизнь Константиновского - тому подтверждение... •
"...Я этого инициатора больше никогда не видел, я не знаю, кто он такой, не знаю ни его фамилии, ни адреса, хотя, может, он что-то и оставлял, но это все утрачено. Поэтому, если он нас услышит, увидит, отзовется, пусть он тогда свяжется с Валентиной Ивановной Матвиенко, нам будет о чем поговорить"
• В БКЗ "Октябрьский" вчера состоялся гала-концерт в честь строителей, возродивших Константиновский дворцово-парковый комплекс в Стрельне. Шесть тысяч мастеров всего за полтора года возродили архитектурное чудо на берегу Финского залива. Дворец отреставрирован от подвалов и гротов до смотровой площадки, откуда открывается прекрасная морская панорама. Углублены и одеты в гранит каналы, наведено 23 моста (три из них - разводные), высажены десятки тысяч растений. Здесь есть целый гостиничный комплекс из отеля и 20 коттеджей, пресс-центр. Оборудованы пристань и вертолетная площадка. Техническое оснащение комплекса, осуществленное с учетом новейших мировых разработок, позволяет поддерживать его жизнедеятельность в автономном режиме. В его интерьерах уже развернуто три музейные экспозиции.
• На площади перед фасадом Константиновского дворца вчера была торжественно открыта конная статуя Петра Великого. Это - точная копия памятника работы Густава Шмидта-Касселя, установленного в Риге в 1910 году в честь 200-летия освобождения Риги от шведов. Открывая памятник, управляющий делами президента РФ Владимир Кожин отметил: "Понадобилось всего лишь 300 лет, чтобы замысел Петра - основать здесь "Русскую Версалию" - полностью осуществился". Полпред президента РФ Валентина Матвиенко сказала: "Еще при жизни Петр стал Великим, но все эти три века он им и остался в нашей благодарной памяти. Главное, что оставил Петр потомкам, - дух державности, свободы, верности России. И сегодняшнее открытие памятника - это наше приношение ему в благодарность за то, что он создал".
• Вчера на территории комплекса в Стрельне была открыта композиция "Царская прогулка" работы Михаила Шемякина, представляющая Петра Первого и его супругу Екатерину Первую на прогулке в сопровождении карлика и двух борзых собак. По словам автора, это первое скульптурное изображение Екатерины, которая до этого не была представлена в бронзе. Отливали памятник в США, стоимость композиции, как сообщил Шемякин, составляет один миллион долларов.
Светлана ГАВРИЛИНА
В 2000 году казавшаяся несчастливой судьба ансамбля получила шанс измениться к лучшему - принципиальное решение о передаче памятника Управлению делами президента было принято. Но горе-владельцы (некая фирма "Ролс") и отдельные их городские опекуны пытались оказывать сопротивление и организовали даже нечто вроде информационной войны в городских и столичных СМИ. Как раз тогда корреспондент "НВ", собирая материалы о славном прошлом и плачевном настоящем дворца в Стрельне (статья называлась "То, что до нас не разрушили..." - имелись в виду проходимцы-арендаторы), и познакомился с Антоном Ивановым, студентом-историком. На днях мы встретились снова.
На самом деле молодых людей из стрельнинского Общества охраны памятников, проявивших казавшуюся безумной инициативу, было двое - Антон Иванов, председатель, и ответственный секретарь общества - Даниил Ульянов. Пройдя все мыслимые и немыслимые инстанции, друзья и решили выйти на Путина (им все говорили: кроме него, никто проблему не решит). Но как - посылать по почте бумаги в Кремль? Чтобы по старинной российской манере мелкий чиновник из канцелярии направил документы в те же бездействующие инстанции? И чтобы в Смольном опять ответили, что денег нет, нужно поменять "плохого" инвестора на другого "плохого", который уже маячил на горизонте? Так и родилась идея "культпохода" в Мариинский театр. Слово Антону Иванову:
- Вы знаете, я потрясен, что спустя три года Владимир Владимирович все вспомнил. Если честно, и тогда, когда мы составили письмо и передали его со всеми документами Путину, мы постарались особенно ни на что не надеяться... И когда буквально через три месяца узнали, что дело взято под контроль и сдвинулось, - это уже было потрясение! А сейчас, когда узнал об этом интервью, я сначала решил, что меня разыгрывают... Самое главное - что дело сделано, что я в этом участвовал и участвую. И мой друг Даниил.
Оставаясь по-прежнему активистами стрельнинского общества, друзья и в профессиональной своей деятельности остались верны Константиновскому. Их имена не мелькали в эти годы в прессе, но Антон - заместитель архитектора в фирме, занимающейся реставрационными работами во дворце. А Даниил - сотрудник Управления делами президента... Такие вот дела.
Что считает Антон Иванов самым главным во всей этой истории?
- Во-первых, были привлечены лучшие силы, в основном петербургские специалисты - архитекторы, реставраторы, инженеры. И показали всему миру, чего они стоят, что они могут сделать невозможное, - сейчас уже трудно поверить, что здесь было гибнущее здание среди разрушенных бывших беседок и колонн и заболачивающаяся территория. Но мы всегда волновались не только за Стрельну. Множество уникальных шедевров, которые могли бы стать достойным украшением любой мировой столицы, в наших пригородах просто погибают. Взять хотя бы - совсем рядом с Петергофом - ансамбль в Знаменке. Кто бывал там, обращал внимание на скрывающиеся среди разросшегося парка массивные руины некогда прекрасного дворца. А денег нет никогда и нигде, даже в самых богатых странах - с финансированием реставрационных работ проблемы. К счастью, бывает так: добрая воля, желание, организационные усилия, идеи самых разных людей, сведенные воедино, становятся мощной силой. А уж потом и деньги появляются. Новая жизнь Константиновского - тому подтверждение... •
"...Я этого инициатора больше никогда не видел, я не знаю, кто он такой, не знаю ни его фамилии, ни адреса, хотя, может, он что-то и оставлял, но это все утрачено. Поэтому, если он нас услышит, увидит, отзовется, пусть он тогда свяжется с Валентиной Ивановной Матвиенко, нам будет о чем поговорить"
• В БКЗ "Октябрьский" вчера состоялся гала-концерт в честь строителей, возродивших Константиновский дворцово-парковый комплекс в Стрельне. Шесть тысяч мастеров всего за полтора года возродили архитектурное чудо на берегу Финского залива. Дворец отреставрирован от подвалов и гротов до смотровой площадки, откуда открывается прекрасная морская панорама. Углублены и одеты в гранит каналы, наведено 23 моста (три из них - разводные), высажены десятки тысяч растений. Здесь есть целый гостиничный комплекс из отеля и 20 коттеджей, пресс-центр. Оборудованы пристань и вертолетная площадка. Техническое оснащение комплекса, осуществленное с учетом новейших мировых разработок, позволяет поддерживать его жизнедеятельность в автономном режиме. В его интерьерах уже развернуто три музейные экспозиции.
• На площади перед фасадом Константиновского дворца вчера была торжественно открыта конная статуя Петра Великого. Это - точная копия памятника работы Густава Шмидта-Касселя, установленного в Риге в 1910 году в честь 200-летия освобождения Риги от шведов. Открывая памятник, управляющий делами президента РФ Владимир Кожин отметил: "Понадобилось всего лишь 300 лет, чтобы замысел Петра - основать здесь "Русскую Версалию" - полностью осуществился". Полпред президента РФ Валентина Матвиенко сказала: "Еще при жизни Петр стал Великим, но все эти три века он им и остался в нашей благодарной памяти. Главное, что оставил Петр потомкам, - дух державности, свободы, верности России. И сегодняшнее открытие памятника - это наше приношение ему в благодарность за то, что он создал".
• Вчера на территории комплекса в Стрельне была открыта композиция "Царская прогулка" работы Михаила Шемякина, представляющая Петра Первого и его супругу Екатерину Первую на прогулке в сопровождении карлика и двух борзых собак. По словам автора, это первое скульптурное изображение Екатерины, которая до этого не была представлена в бронзе. Отливали памятник в США, стоимость композиции, как сообщил Шемякин, составляет один миллион долларов.
Светлана ГАВРИЛИНА