Город
ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ МУЗЕЯ
04 июня
"Хотелось, поскольку это квартира, чтобы в ней рассказывалось о жизни людей в этом доме", - сказала на церемонии открытия директор музея Нина Попова. Экспозиция показывает, как советское время причудливо превратило пространство дворца в коммунальную ленинградскую квартиру. Но перед музейщиками стояла и задача более высокого ранга, как заметила Нина Ивановна: "Мы думали о том, как сделать так, чтобы представить пространство поэтического текста. Перед нами стояла задача не убить поэзию". Яков Гордин, соредактор журнала "Звезда", еще укрупнил эту цель, несколько по-военному сформулировав ее: "Главная задача культуры вообще и литературы - сохранить цельность духовного потока, не давая ему прерваться. Этот дом - с тем, что в нем находится, - играет именно эту объединительную роль. Музей Ахматовой - один из плацдармов этой борьбы за объединение".
В течение всех лет существования музея шел процесс накопления фондов, и петербуржцы могли постоянно видеть новые приобретения на временных выставках, посвященных различным этапам жизни и аспектам творчества поэта. С помощью комитета по культуре (его председатель Ольга Иванова присутствовала на открытии) музей собирал свою коллекцию. Однако определяющий вклад в нее внесли сами жители города: несколько раз директор музея обращалась по радио с просьбой принести вещи, относящиеся к периоду 1920-1960-х годов. "Тот отзвук, который мы получили в ответ, и был диалогом музея и города, города, в котором живет Ахматова и ее стихи", - так прозвучали слова благодарности лично от Нины Поповой и всех сотрудников музея тем, кто помог этой экспозиции состояться.
Теперь, приходя в музей, вы попадаете в квартиру 44, куда Ахматова пришла жить в 1922 году. Квартиру, где ее любовь, Николай Пунин, жил со своей семьей. Из этой квартиры она ходила на свидание в Кресты к сыну Льву Гумилеву. Сюда она вернулась после эвакуации. Здесь она переживала постановление о журналах "Звезда" и "Ленинград", после которого ее стихи долгие годы существовали только подпольно. В этих комнатах навещали ее Исайя Берлин, Иосиф Бродский и многие другие. Подробный рассказ о новой экспозиции читайте в следующих номерах "НВ".
Праздник музея омрачило известие о смерти Ирины Пуниной, дочери Николая Пунина. Она заведовала музеем-квартирой, посвященной своему отцу, и многим помогала Фонтанному дому.
Надежда ДЕМКИНА
В течение всех лет существования музея шел процесс накопления фондов, и петербуржцы могли постоянно видеть новые приобретения на временных выставках, посвященных различным этапам жизни и аспектам творчества поэта. С помощью комитета по культуре (его председатель Ольга Иванова присутствовала на открытии) музей собирал свою коллекцию. Однако определяющий вклад в нее внесли сами жители города: несколько раз директор музея обращалась по радио с просьбой принести вещи, относящиеся к периоду 1920-1960-х годов. "Тот отзвук, который мы получили в ответ, и был диалогом музея и города, города, в котором живет Ахматова и ее стихи", - так прозвучали слова благодарности лично от Нины Поповой и всех сотрудников музея тем, кто помог этой экспозиции состояться.
Теперь, приходя в музей, вы попадаете в квартиру 44, куда Ахматова пришла жить в 1922 году. Квартиру, где ее любовь, Николай Пунин, жил со своей семьей. Из этой квартиры она ходила на свидание в Кресты к сыну Льву Гумилеву. Сюда она вернулась после эвакуации. Здесь она переживала постановление о журналах "Звезда" и "Ленинград", после которого ее стихи долгие годы существовали только подпольно. В этих комнатах навещали ее Исайя Берлин, Иосиф Бродский и многие другие. Подробный рассказ о новой экспозиции читайте в следующих номерах "НВ".
Праздник музея омрачило известие о смерти Ирины Пуниной, дочери Николая Пунина. Она заведовала музеем-квартирой, посвященной своему отцу, и многим помогала Фонтанному дому.
Надежда ДЕМКИНА