Город
Я ПАМЯТНИК СЕБЕ...
05 июня
Два зала вместили не только весь географический центр Петербурга, но и три века его истории. А вместе с городом росла и развивалась петербургская школа монументальной скульптуры. Петр I работы Бартоломео Растрелли так же определяет облик города, как и аникушинский Пушкин, - но путь от итальянца до русского нужно было пройти. Памятники, вид которых петербуржцам настолько привычен, что его уже не замечаешь, предстают перед зрителями в нескольких вариантах - и городской пейзаж вдруг становится неожиданным, обогащенным этими не осуществившимися возможностями. Так, тот же Пушкин на площади Искусств мог бы выглядеть иначе, как и Николай I на площади Исаакиевской.
Экспозиция дополнена рисунками, гравюрами и фотографиями. На офортах Шлея - перевозка и обработка Гром-камня, легшего в основание Медного всадника. На литографиях начала XIX века - процесс поднятия Александровской колонны. А на рисунках Барутчева можно увидеть, как в 1945 году возвращали на место спрятанные во время войны памятники.
Однако выставка представляет не только застывшее прошлое и так и не осуществившееся возможное настоящее, но и такое же неопределенное будущее. В зале на первом этаже - проекты и модели работы современных скульпторов. Среди них сразу же останавливают на себе внимание несколько произведений Дмитрия Каминкера. Слепой, чей взгляд устремлен прямо в вечность (для новых районов), ажурно нарядный граф Шувалов (для поселка Шувалово) и лаконичный в своей абстрактности Каменный гребец (для Озерков)...
Памятники - это не только монументальное величие пополам с государственной пышностью, но и юмор. Город уже знает примеры: нос майора Ковалева и Чижик-Пыжик всеми любимы. На выставке можно увидеть рисунок Васильева - проект памятника русской литературе: шинель, украшенная профилями знаменитых русских писателей. Скульптор предлагает устроить из памятника настоящий аттракцион: за отдельную плату шинель можно примерить, тем самым почувствовав себя одним из великих. Примеривший объявляется писателем, получает четвертушку бумаги для творчества и пакетик горохового супа, чтобы прокормиться. Такой "монумент" действительно бы хорошо смотрелся недалеко от Дома книги.
При том обилии памятников, которое существует в нашем городе (даже если не приплюсовывать те, которые нам вручили в качестве подарков), подобная выставка действительно рисует монументальную панораму невских берегов.
Надежда ДЕМКИНА
Экспозиция дополнена рисунками, гравюрами и фотографиями. На офортах Шлея - перевозка и обработка Гром-камня, легшего в основание Медного всадника. На литографиях начала XIX века - процесс поднятия Александровской колонны. А на рисунках Барутчева можно увидеть, как в 1945 году возвращали на место спрятанные во время войны памятники.
Однако выставка представляет не только застывшее прошлое и так и не осуществившееся возможное настоящее, но и такое же неопределенное будущее. В зале на первом этаже - проекты и модели работы современных скульпторов. Среди них сразу же останавливают на себе внимание несколько произведений Дмитрия Каминкера. Слепой, чей взгляд устремлен прямо в вечность (для новых районов), ажурно нарядный граф Шувалов (для поселка Шувалово) и лаконичный в своей абстрактности Каменный гребец (для Озерков)...
Памятники - это не только монументальное величие пополам с государственной пышностью, но и юмор. Город уже знает примеры: нос майора Ковалева и Чижик-Пыжик всеми любимы. На выставке можно увидеть рисунок Васильева - проект памятника русской литературе: шинель, украшенная профилями знаменитых русских писателей. Скульптор предлагает устроить из памятника настоящий аттракцион: за отдельную плату шинель можно примерить, тем самым почувствовав себя одним из великих. Примеривший объявляется писателем, получает четвертушку бумаги для творчества и пакетик горохового супа, чтобы прокормиться. Такой "монумент" действительно бы хорошо смотрелся недалеко от Дома книги.
При том обилии памятников, которое существует в нашем городе (даже если не приплюсовывать те, которые нам вручили в качестве подарков), подобная выставка действительно рисует монументальную панораму невских берегов.
Надежда ДЕМКИНА