Экономика
КАКИЕ ПЕСНИ ПОЕТ ШКОЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
18 июня
Практически все руководители школ сошлись на том, что одной из наибольших проблем является отсутствие самостоятельности в вопросе распределения средств по статьям расходов. Сколько и на что потратить - решается в роно. Поэтому директор, который прекрасно знает наиболее насущные потребности своей школы, вынужден для перераспределения денег с одной статьи расходов на другую согласовывать это с районом. Во многом такая ситуация сложилась из-за того, что школы не имеют лицевых счетов и их бухгалтерия централизована на районном уровне, что, естественно, затрудняет возможность решать финансовые вопросы оперативно.
Причем это относится не только к деньгам, выделяемым из городской казны, но и к средствам, собираемым на школьные нужды с родителей. Кстати, это не столь уж малая сумма. Как оказалось, бюджетное финансирование школ и родительские деньги по величине почти равны. Как правило, это не спонсорская помощь, которая в нашей стране из-за недостатков налогового законодательства почти не развита. В России если какое-то предприятие захочет оказать спонсорскую помощь конкретной школе, то оно на эту сумму должно еще и полностью заплатить налоги в бюджет, так же, как если бы оно потратило эти средства на собственные нужды. Поэтому благотворительность у нас пока не в чести.
Крайне недовольны директора и поступлением средств через так называемую депутатскую поправку, то есть выделением средств на нужды школ из бюджетов депутатов Законодательного собрания. Понятно, что народным избранникам, особенно накануне выборов, выгодно продемонстрировать свою заботу о народном образовании. Однако объем такого финансирования крайне нестабилен и во многом зависит от отношений конкретного директора школы со своим депутатом. Поэтому школьные руководители предлагают просто отменить прямое предоставление помощи через депутатские поправки, а направлять эти деньги официально через бюджет. Тем более что народные избранники черпают средства оттуда же - из городской казны.
Правда, и к структуре городского финансирования школ директора предъявили серьезные претензии. Они считают, что в городе деньги на школы выделяются бессистемно. Нет никаких нормативов, по которым можно было бы определить: когда и сколько получит каждая конкретная школа. И главное, на какие цели она может это потратить. В результате у кого-то густо, а где-то - пусто. Здесь нужна какая-то система. Либо выделять деньги, исходя из количества учеников в школе, либо оценивать состояние здания.
Однако наиболее существенные нарекания вызвала у директоров система проведения конкурсов на выполнение работ и установку оборудования для средних учебных заведений. Сейчас этим занимается роно, причем очень часто оно выбирает подрядчика или поставщика без учета мнения школьного руководства. В результате иногда оказывается, что цена работ завышена подрядчиком в 2-3 раза по сравнению с рыночной. Поэтому директора уверены, что могли бы более эффективно тратить деньги, идущие на закупку оборудования. При этом большинство школьных руководителей готовы полностью отчитаться о расходах средств - как бюджетных, так и родительских. Проблема в том, что пока этого требует только руководство роно, а родители проявляют пассивность.
Обсуждение проблем финансирования средней школы состоялось на круглом столе, посвященном принятию трехлетнего плана финансового развития города, на котором присутствовали руководители комитета финансов. Они приняли к сведению мнение директоров, но тут же уточнили, что далеко не все требования руководителей школ можно удовлетворить на городском уровне. Во многих случаях требуется изменение федерального законодательства.
Более того, уже сложилась такая неприятная традиция, что чем больше выделяется городом средств на ту или иную отрасль, тем хуже они работают и при этом больше просят. Например, сколько ни выделяй денег на транспорт, лучше автобусы и троллейбусы не ходят. То же самое с жилищно-коммунальным хозяйством. С дошкольными учреждениями в Петербурге вообще сложилась парадоксальная ситуация. В некоторых районах на одного ребенка в садиках приходится по 1,5 сотрудника обслуживающего персонала.
Судя по результатам опроса, директора школ готовы взять на себя ответственность за управление финансированием своих учебных заведений. Вопрос только в том, кто им ее предоставит.
Андрей ДАВЛИЦАРОВ
Причем это относится не только к деньгам, выделяемым из городской казны, но и к средствам, собираемым на школьные нужды с родителей. Кстати, это не столь уж малая сумма. Как оказалось, бюджетное финансирование школ и родительские деньги по величине почти равны. Как правило, это не спонсорская помощь, которая в нашей стране из-за недостатков налогового законодательства почти не развита. В России если какое-то предприятие захочет оказать спонсорскую помощь конкретной школе, то оно на эту сумму должно еще и полностью заплатить налоги в бюджет, так же, как если бы оно потратило эти средства на собственные нужды. Поэтому благотворительность у нас пока не в чести.
Крайне недовольны директора и поступлением средств через так называемую депутатскую поправку, то есть выделением средств на нужды школ из бюджетов депутатов Законодательного собрания. Понятно, что народным избранникам, особенно накануне выборов, выгодно продемонстрировать свою заботу о народном образовании. Однако объем такого финансирования крайне нестабилен и во многом зависит от отношений конкретного директора школы со своим депутатом. Поэтому школьные руководители предлагают просто отменить прямое предоставление помощи через депутатские поправки, а направлять эти деньги официально через бюджет. Тем более что народные избранники черпают средства оттуда же - из городской казны.
Правда, и к структуре городского финансирования школ директора предъявили серьезные претензии. Они считают, что в городе деньги на школы выделяются бессистемно. Нет никаких нормативов, по которым можно было бы определить: когда и сколько получит каждая конкретная школа. И главное, на какие цели она может это потратить. В результате у кого-то густо, а где-то - пусто. Здесь нужна какая-то система. Либо выделять деньги, исходя из количества учеников в школе, либо оценивать состояние здания.
Однако наиболее существенные нарекания вызвала у директоров система проведения конкурсов на выполнение работ и установку оборудования для средних учебных заведений. Сейчас этим занимается роно, причем очень часто оно выбирает подрядчика или поставщика без учета мнения школьного руководства. В результате иногда оказывается, что цена работ завышена подрядчиком в 2-3 раза по сравнению с рыночной. Поэтому директора уверены, что могли бы более эффективно тратить деньги, идущие на закупку оборудования. При этом большинство школьных руководителей готовы полностью отчитаться о расходах средств - как бюджетных, так и родительских. Проблема в том, что пока этого требует только руководство роно, а родители проявляют пассивность.
Обсуждение проблем финансирования средней школы состоялось на круглом столе, посвященном принятию трехлетнего плана финансового развития города, на котором присутствовали руководители комитета финансов. Они приняли к сведению мнение директоров, но тут же уточнили, что далеко не все требования руководителей школ можно удовлетворить на городском уровне. Во многих случаях требуется изменение федерального законодательства.
Более того, уже сложилась такая неприятная традиция, что чем больше выделяется городом средств на ту или иную отрасль, тем хуже они работают и при этом больше просят. Например, сколько ни выделяй денег на транспорт, лучше автобусы и троллейбусы не ходят. То же самое с жилищно-коммунальным хозяйством. С дошкольными учреждениями в Петербурге вообще сложилась парадоксальная ситуация. В некоторых районах на одного ребенка в садиках приходится по 1,5 сотрудника обслуживающего персонала.
Судя по результатам опроса, директора школ готовы взять на себя ответственность за управление финансированием своих учебных заведений. Вопрос только в том, кто им ее предоставит.
Андрей ДАВЛИЦАРОВ