Культура
СТРАСТИ ПО МУЗЫКЕ
26 июня
В фойе задрапированы окна, в темноте ярко подсвечены только белые листы нотной бумаги, на которых в брызгах разноцветных чернил геометрические фигуры, каббалистические знаки, тайнопись служителя музыки. Авангардные в 50-60-е годы, сейчас сочинения пана Пендерецкого признаны во всем мире. Но отношение к его музыке и поныне колеблется от восторженного поклонения до полного неприятия, что для художника, несомненно, есть признак актуальности его творчества. Почетный член многих академий, доктор нескольких университетов, обладатель многих престижных музыкальных премий, теперь он создает собственную музыкальную академию рядом со своей усадьбой в Люславице.
Для человека, незнакомого с музыкальной грамотой, выставка партитур композитора становится художественным актом чистой воды. Ноты, значки и формулы, разнесенные по разным линейкам нотного стана, подчеркнутые разными цветами, превращаются в особый узор, наделенный скрытым смыслом. Так значительным кажется узор прожилок на листе или узор капилляров под кожей, в их сплетениях прослеживается свой ритм, в их биении звучит своя музыка. Так смотришь на древневавилонскую клинопись или на критские письмена: внимательно сличаешь один знак с другим, исследуешь наклон и нажим, поражаешься многообразию букв неизвестного тебе языка.
Темнота фойе Эрмитажного театра напоминает о темноте концертного зала: сидя в мягкой бархатистости кресел, глядя на ярко освещенную партитуру, остается лишь ждать, когда придет дирижер в черном фраке и этот зашифрованный мир обрушится на тебя лавиной звуков.
Надежда ДЕМКИНА
Для человека, незнакомого с музыкальной грамотой, выставка партитур композитора становится художественным актом чистой воды. Ноты, значки и формулы, разнесенные по разным линейкам нотного стана, подчеркнутые разными цветами, превращаются в особый узор, наделенный скрытым смыслом. Так значительным кажется узор прожилок на листе или узор капилляров под кожей, в их сплетениях прослеживается свой ритм, в их биении звучит своя музыка. Так смотришь на древневавилонскую клинопись или на критские письмена: внимательно сличаешь один знак с другим, исследуешь наклон и нажим, поражаешься многообразию букв неизвестного тебе языка.
Темнота фойе Эрмитажного театра напоминает о темноте концертного зала: сидя в мягкой бархатистости кресел, глядя на ярко освещенную партитуру, остается лишь ждать, когда придет дирижер в черном фраке и этот зашифрованный мир обрушится на тебя лавиной звуков.
Надежда ДЕМКИНА