Город
ИГРАЛЬНАЯ МАШИНА НА КОЛОКОЛЬНЕ
28 июня
Вот уже неделю площадь превращается в зрительный зал, а балкон Петропавловского собора, освещенный лучами вечернего солнца, - в сцену. Все зрительские места на деревянных скамьях заняты, взгляды устремлены в поднебесье. Послушать малиновый звон колоколов единственного действующего в России карильона приходят любители музыки.
Мало кто знает, что словосочетание малиновый звон имеет двойное происхождение. Во-первых, так на Руси называли красивый переливающийся звон колоколов, во-вторых, это старинное название города Мехелен, где расположена Королевская школа карильона. Старейший экземпляр карильона, инструмент XV века, находится на колокольне собора Св. Ромбаутса в Мехелене. Подаренный Санкт-Петербургу правительством Фландрии и спонсорами из нескольких стран мира карильон делали там же. В Мехелене отлили 51 колокол, общий вес которых составляет 15 тонн. Самый тяжелый колокол диаметром 1,7 метра весит 3 тонны, а самый маленький при диаметре 19 сантиметров - 10,3 килограмма.
"Игральная машина", именно так называли в России карильон, впервые появилась в 1710 г. на колокольне Исаакиевского собора. В 1721 году в соборе Святых Петра и Павла уже давали концерты светской карильонной музыки. А мелодиям тогда дали более благозвучное название - малиновый звон. Сейчас сам карильон иногда называют роялем с клавиатурой из деревянных чашек. И это сравнение весьма точное. Ударять кулаками по клавишам, которые с помощью тросов приводят в движение язычки колоколов, очень сложно. По воспоминаниям известного мюнхенского карильониста Георга Кепля, первые сыгранные им мелодии "были грубыми, а издаваемый колоколами звук - пронзительным. Случалось, что из расположенной неподалеку закусочной в меня бросали объедками и требовали, чтобы я прекратил свой концерт". Действительно, чтобы музицировать на подобном "рояле", необходимы сила и сноровка. Этой сложной техникой блестяще владеют участники карильонных концертов: М. Неская, Е. Садина, С. Грачев.
Искусству нельзя создавать преграды, музыка рвется на волю, чтобы в полной мере раскрыть истинную красоту каждого звука. Поэтому, наверное, совместный проект комитета по культуре, Государственного музея истории, Королевской школы карильона г. Мехелен оказался успешным. В течение 9 дней "Малинового звона" вечернее солнце дарило летнее тепло, а музыка Баха, Шуберта, Генделя согревала душу.
Виктория ИВАНЦОВА
Мало кто знает, что словосочетание малиновый звон имеет двойное происхождение. Во-первых, так на Руси называли красивый переливающийся звон колоколов, во-вторых, это старинное название города Мехелен, где расположена Королевская школа карильона. Старейший экземпляр карильона, инструмент XV века, находится на колокольне собора Св. Ромбаутса в Мехелене. Подаренный Санкт-Петербургу правительством Фландрии и спонсорами из нескольких стран мира карильон делали там же. В Мехелене отлили 51 колокол, общий вес которых составляет 15 тонн. Самый тяжелый колокол диаметром 1,7 метра весит 3 тонны, а самый маленький при диаметре 19 сантиметров - 10,3 килограмма.
"Игральная машина", именно так называли в России карильон, впервые появилась в 1710 г. на колокольне Исаакиевского собора. В 1721 году в соборе Святых Петра и Павла уже давали концерты светской карильонной музыки. А мелодиям тогда дали более благозвучное название - малиновый звон. Сейчас сам карильон иногда называют роялем с клавиатурой из деревянных чашек. И это сравнение весьма точное. Ударять кулаками по клавишам, которые с помощью тросов приводят в движение язычки колоколов, очень сложно. По воспоминаниям известного мюнхенского карильониста Георга Кепля, первые сыгранные им мелодии "были грубыми, а издаваемый колоколами звук - пронзительным. Случалось, что из расположенной неподалеку закусочной в меня бросали объедками и требовали, чтобы я прекратил свой концерт". Действительно, чтобы музицировать на подобном "рояле", необходимы сила и сноровка. Этой сложной техникой блестяще владеют участники карильонных концертов: М. Неская, Е. Садина, С. Грачев.
Искусству нельзя создавать преграды, музыка рвется на волю, чтобы в полной мере раскрыть истинную красоту каждого звука. Поэтому, наверное, совместный проект комитета по культуре, Государственного музея истории, Королевской школы карильона г. Мехелен оказался успешным. В течение 9 дней "Малинового звона" вечернее солнце дарило летнее тепло, а музыка Баха, Шуберта, Генделя согревала душу.
Виктория ИВАНЦОВА