Город

ЭТО ПРОСТО ПРЕКРАСНО, НО...

28 июня
Выставочные залы Академии художеств давно не видали такого интереса посетителей: ежедневно около 800 человек в течение двух недель приходили познакомиться с конкурсными проектами. Понимая важность судьбы нового здания для Петербурга и для самого театра, ставшего национальной гордостью, петербуржцы не могли остаться равнодушными, заполняя книги отзывов - сколько же этих бортовых журналов! - горячими переживаниями, предложениями, опасениями. Вероятно, все же наивно полагать, что мнение жителей Петербурга, документально зарегистрированное в этих журналах, сможет повлиять на итоги конкурса даже "подспудно", как определил Олег Харченко.
Этот первый у нас открытый международный конкурс вызвал эстетический шок как у многих профессионалов, так и у горожан. Хотя устроители конкурса заверяли, что все одиннадцать участников с благоговением относятся к Петербургу. Просто они стали заложниками ситуации, сложившейся в городе, где гениальные зодчие создавали шедевры, соразмеряя новые здания с прежними. Да и город раньше развивался быстрее, появлялось все новое, модное. Но теперь никто не хочет раскачивать лодку, сетуют организаторы, город застыл, нет новаций. Да, действительно очень хочется, чтобы наш город украшало ультрасовременное сооружение, которое находилось бы в гармонии с Петербургом. Но как бы цунами новаторства не смыло единого облика Коломны... Вот мнения некоторых авторитетных профессионалов.
Валерий ЛУКИН, главный архитектор Государственного Эрмитажа:
- В конкурсе важны были два основных показателя: градостроительное и функциональное решения, а такое подробное задание было ни к чему. Участникам надо было дать больше времени или более конкретно поставить задачи. Более детальный проект, включающий репетиционные залы, гримерки, комнаты отдыха, другие служебные помещения, можно было доработать после подведения итогов. Поэтому для архитекторов-конкурсантов это была очень сложная работа, в результате которой все проекты очень перегружены. Сложилось общее впечатление, что участники конкурса просто растерялись и многие идеи остались недоработанными. И вероятно, от стыдливости, словно покрывалом, скрывающим архитектурные недостатки фасадов здания, накрыли кто стеклянной, кто металлической вуалью свои проекты.
И потом, не обязательно, я думаю, рядом со старым зданием Мариинского, ставшим театральным символом Петербурга, иметь несколько залов этого же театра. Нужно осваивать другую городскую среду. Тогда многие из представленных на конкурс проектов могли бы существовать в другом месте города, например в Озерках, на Гражданке, в Купчино. Петербург имеет рельефную основу, и красивое место для ультрасовременного здания найти не трудно.
Ирина БЕНУА, народный архитектор России:
- Петербург построен и русскими, и иностранными архитекторами, создававшими облик города в разные века, но в одном масштабе, в одном ключе. Здания, разные по стилю, не противоречат друг другу, а, наоборот, вливаются в единый ансамбль. Это самое большое достоинство Петербурга.
Понятно, что жизнь идет вперед и театру становится тесно. С этим кварталом, где раньше находился Литовский замок, а вернее - Литовская тюрьма, разрушенная после революции, которая принесла свободу всем заключенным, надо обходиться бережно. Так шутить нельзя. Рядом стоит замечательный, словно фарфоровый, Никольский собор и колокольня Чевакинского, чуть дальше изумительных пропорций Никольский рынок. Крюков канал - просто Венеция. С другой стороны Новая Голландия - первая кораблестроительная верфь петровского времени, великолепнейший, уникальный памятник архитектуры, такого в мире нигде нет. Этот квартал Коломны, описанный гениями русской литературы, создает особую атмосферу духовности. Тут надо найти такой масштаб и пропорции, которые не только не мешали, но и украшали бы этот район.
А что делается? Общее впечатление - нагромождение каких-то невероятных объемов разных форм: круги, цилиндры, кубики, даже всего и не перечесть, конструкции, завернутые в фольгу, покрытые какой-то прозрачной поволокой. Все в беспорядке, никакой композиции я не ощущаю. Может быть, место для нового здания маловато, но нельзя же так грубо вылезать из формата этого квартала.
Мне кажется, что надо было дать возможность вместе с заказными проектами участвовать в конкурсе всем, кто захочет, даже студентам. Пусть бы это проходило в несколько этапов. Но время и деньги, потраченные на такой конкурс, не пропали бы даром.
Михаил ШЕМЯКИН, скульптор, художник:
- Просмотрев внимательно проекты, могу сказать, что все они интересны, авангардны, современны и, смешав все одиннадцать в один, можно получить некий удивительный Город Искусств. А компания или фирма по благоустройству, мытью, чистке стекла, алюминиевых конструкций и золотых решеток сделает неплохой бизнес. Эти архитектурные проекты прекрасны, но только не в центре Петербурга.
Понятно, маэстро Гергиеву необходим новый театр, вторая сцена, позволяющая создавать спектакли со сложной современной сценографией. Я испытал эти трудности сам, уже несколько лет работая над балетами "Щелкунчик" и "Принцесса Пирлипат", знаю, какие технические проблемы постоянно возникают при постановке усложненных спектаклей.
Среди конкурсантов есть крупные имена, но это не вся колода карт, не приглашены многие серьезные архитекторы. Могло бы быть не одиннадцать проектов, а намного больше. Новые архитектурные проекты масштабны, имеют даже не один зрительный зал, но порой, когда основной звездный состав вместе с Гергиевым на гастролях, зал старого театра заполняется наполовину... Может быть, стоило найти другое решение. Например, Русский музей очень нуждался в дополнительной площадке, но не стал расширяться или надстраиваться, а воспользовался другими зданиями. Сегодня Русский музей - это Строгановский дворец, Мраморный дворец, Михайловский замок, Летний сад.
Пока идут обсуждения и споры, французский архитектор Ксавье Фабр реконструирует старое здание театра, сцена которого уже "опрокидывается" в канал - не секрет, что проблемы с подземными водами возникали и раньше. Работы, на которые уже выделены средства, продлятся два года. Знаменитому оркестру, оперной и балетной труппам Мариинского театра по-прежнему будет открыт весь мир, а вот Петербург, видимо, может на этот период остаться без театра.
Третьим этапом реконструкции Мариинского станет коммерческий проект, связанный с Новой Голландией, которую Министерство обороны уже торжественно передало в распоряжение Валерия Гергиева.
После подведения итогов конкурса победитель может приступать к строительству нового здания Мариинского театра, которое при нормальном финансировании должно закончиться к 2008 году.
Таково будущее театра. А пока все зависит от жюри, которое будет работать два дня, а может быть, и двое суток с небольшими перерывами. Для начала предстоит выбрать председателя - по положению Международных архитектурных конкурсов председателем жюри может стать только архитектор. Но в нашем случае им может быть сам маэстро Гергиев, генеральный заказчик. Жюри избрало особый способ работы: все конкурсанты делают доклады по своим проектам, а потом начинается обсуждение, возможно, в несколько этапов. Обо всем мы узнаем 28 июня, когда предстоит объявить победителя конкурса.
Людмила ВОЛКОВА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
109.58
1.568 (1.43%)
Курс Евро
116.14
3.046 (2.62%)
Погода
Сегодня,
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь
01 декабря
воскресенье
+5
Слабый дождь