Город
ЗОЛОТОЕ БУДУЩЕЕ МАРИИНКИ
01 июля
Два дня, 26 и 27 июня, заседало международное жюри, выслушивая доклады конкурсантов и отбирая то пятерку, то тройку лучших проектов. Но каждый раз несомненным лидером оставался француз Доминик Перро. Одиннадцать из тринадцати членов жюри проголосовали за его работу.
На торжественной церемонии участники конкурса с немного растерянными лицами выходили получать почетные дипломы, а приятно удивленные члены жюри - памятные медали с рельефным изображением плана квартала, где к 2008 году появится новое здание оперного театра.
Проект француза очень пластичен и на первый взгляд прост. Архитектурные брикеты темного мрамора покрыты золотой сеткой, возвышающейся огромным граненым куполом неправильной формы. Со стороны площади эта "шапочка" выглядит фоном для старого Мариинского театра, а на Минский переулок здание, уже не покрытое сетью, выходит темными тяжелыми блоками. Сквозные стеклянные террасы, празднично светящиеся вечером, открыты для прохожих в любое время суток. Историческое здание Мариинского театра с новым соединяет прозрачный туннель над Крюковым каналом. Архитектурный проект под сенью купола допускает свободу воплощения авторских идей.
Новое сооружение мсье Перро называют то золотыми маской, коконом или коронкой, то "пасхальным яйцом от Фаберже". Возможно, купол золотой вуали, как в сказке другого любимого детьми и взрослыми француза - Шарля Перро, - соединит в гармонии классику петербургской архитектуры и новаторство XXI века. Сам архитектор говорит, что его здание оперы словно накрыто золотой шалью, световой одеждой от кутюр. А вдохновили его живые краски Петербурга: сияние и отражения в водах золотых шпилей, куполов церквей, дворцов и музеев.
КОММЕНТИРУЮТ ЧЛЕНЫ ЖЮРИ
Михаил ПИОТРОВСКИЙ, директор Государственного Эрмитажа:
- Когда необходимо построить новое здание музея или театра, то поступают обычно двумя способами. Первый - это когда конкурс делают закрытым, и руководитель учреждения - будь то директор библиотеки или главный дирижер - работает непосредственно с архитектором проекта, которому и сделан заказ. Соответственно, происходит постоянное совершенствование проекта. Так поступил, например, Томас Кренц, директор Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Второй способ - это когда объявляется открытый конкурс, как и поступил Мариинский театр во главе с Гергиевым. И уже из нескольких проектов выбирается лучший по мнению независимого жюри. В данном случае проект действительно был выбран лучший, и когда жюри принимало решение, то одним из мотивов выбора было то обстоятельство, что самому Валерию Абиссаловичу придется с ним работать и уточнять конкретные детали. Более того, теперь можно сказать, что в силу объективных обстоятельств маэстро не смог лично выразить голосованием свое отношение в пользу того или иного претендента.
Валерий ГЕРГИЕВ, художественный руководитель - директор Мариинского театра:
- Меня радует то, что вопреки многим сомнениям и скепсису, которыми сопровождается вот уже два года эта история со второй сценой Мариинки, мы все-таки достигли конкретного результата и этот результат получен не в результате подковерной борьбы и закулисных интриг, а в честном и открытом соревновании тех профессионалов высочайшего класса, которое мы могли наблюдать все это время. Обнадеживает то, что жюри выбрало проект известного архитектора, имеющего опыт строительства таких экспериментальных культурных объектов. И мне кажется, что проект Перро придаст пространству вокруг Мариинки новое и оригинальное архитектурное измерение. Когда были объявлены итоги конкурса, то многие его участники подходили к победителю и от души его поздравляли. Это означает, что проект-победитель признан в профессиональной среде лучшим. И что наше решение об открытом международном конкурсе было правильным. Что же касается довольных и недовольных болельщиков за тот или иной проект, то я предлагаю им просто пройтись прогуляться по тому месту за Крюковым каналом напротив Мариинки, на котором должно быть возведено новое здание театра. И они увидят, что этот уголок Петербурга вряд ли можно назвать архитектурным шедевром и украшением города.
Людмила ВОЛКОВА, Сергей ИЛЬЧЕНКО
На торжественной церемонии участники конкурса с немного растерянными лицами выходили получать почетные дипломы, а приятно удивленные члены жюри - памятные медали с рельефным изображением плана квартала, где к 2008 году появится новое здание оперного театра.
Проект француза очень пластичен и на первый взгляд прост. Архитектурные брикеты темного мрамора покрыты золотой сеткой, возвышающейся огромным граненым куполом неправильной формы. Со стороны площади эта "шапочка" выглядит фоном для старого Мариинского театра, а на Минский переулок здание, уже не покрытое сетью, выходит темными тяжелыми блоками. Сквозные стеклянные террасы, празднично светящиеся вечером, открыты для прохожих в любое время суток. Историческое здание Мариинского театра с новым соединяет прозрачный туннель над Крюковым каналом. Архитектурный проект под сенью купола допускает свободу воплощения авторских идей.
Новое сооружение мсье Перро называют то золотыми маской, коконом или коронкой, то "пасхальным яйцом от Фаберже". Возможно, купол золотой вуали, как в сказке другого любимого детьми и взрослыми француза - Шарля Перро, - соединит в гармонии классику петербургской архитектуры и новаторство XXI века. Сам архитектор говорит, что его здание оперы словно накрыто золотой шалью, световой одеждой от кутюр. А вдохновили его живые краски Петербурга: сияние и отражения в водах золотых шпилей, куполов церквей, дворцов и музеев.
КОММЕНТИРУЮТ ЧЛЕНЫ ЖЮРИ
Михаил ПИОТРОВСКИЙ, директор Государственного Эрмитажа:
- Когда необходимо построить новое здание музея или театра, то поступают обычно двумя способами. Первый - это когда конкурс делают закрытым, и руководитель учреждения - будь то директор библиотеки или главный дирижер - работает непосредственно с архитектором проекта, которому и сделан заказ. Соответственно, происходит постоянное совершенствование проекта. Так поступил, например, Томас Кренц, директор Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Второй способ - это когда объявляется открытый конкурс, как и поступил Мариинский театр во главе с Гергиевым. И уже из нескольких проектов выбирается лучший по мнению независимого жюри. В данном случае проект действительно был выбран лучший, и когда жюри принимало решение, то одним из мотивов выбора было то обстоятельство, что самому Валерию Абиссаловичу придется с ним работать и уточнять конкретные детали. Более того, теперь можно сказать, что в силу объективных обстоятельств маэстро не смог лично выразить голосованием свое отношение в пользу того или иного претендента.
Валерий ГЕРГИЕВ, художественный руководитель - директор Мариинского театра:
- Меня радует то, что вопреки многим сомнениям и скепсису, которыми сопровождается вот уже два года эта история со второй сценой Мариинки, мы все-таки достигли конкретного результата и этот результат получен не в результате подковерной борьбы и закулисных интриг, а в честном и открытом соревновании тех профессионалов высочайшего класса, которое мы могли наблюдать все это время. Обнадеживает то, что жюри выбрало проект известного архитектора, имеющего опыт строительства таких экспериментальных культурных объектов. И мне кажется, что проект Перро придаст пространству вокруг Мариинки новое и оригинальное архитектурное измерение. Когда были объявлены итоги конкурса, то многие его участники подходили к победителю и от души его поздравляли. Это означает, что проект-победитель признан в профессиональной среде лучшим. И что наше решение об открытом международном конкурсе было правильным. Что же касается довольных и недовольных болельщиков за тот или иной проект, то я предлагаю им просто пройтись прогуляться по тому месту за Крюковым каналом напротив Мариинки, на котором должно быть возведено новое здание театра. И они увидят, что этот уголок Петербурга вряд ли можно назвать архитектурным шедевром и украшением города.
Людмила ВОЛКОВА, Сергей ИЛЬЧЕНКО