Культура
ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ЦАРЯ-ОСВОБОДИТЕЛЯ
02 июля
Сначала специалисты корпели над подробными архитектурными чертежами храма, изготавливая деревянную модель в масштабе 1:180. Потом модель отливали из бронзы и олова и, наконец, вручную расписывали с соблюдением всех деталей внешнего убранства. Модель настолько точна, что сотрудники музея уже собираются на ней обучать начинающих экскурсоводов, чтобы не бегать вокруг настоящего храма в любую погоду. Президент компании Станислав Бушнев и директор Музея-памятника Николай Нагорский договорились о продолжении сотрудничества - будут созданы модели еще трех филиалов музея: Исаакиевского, Сампсониевского и Смольного соборов.
Первая экспозиция в ризнице, посвященная личности убитого на этом месте императора была открыта семь лет назад, так что петербуржцы успели уже к ней привыкнуть. Теперь - с помощью Музея Царского Села (где находится больше всего экспонатов, связанных с Александром II), Русского музея и многих других - выставка обрела второе дыхание. Причем, как сообщил директор Николай Нагорский, обычная практика, когда вещи передаются из одного музея в другой, временно в этом случае будет нарушена. Французский поэт Теофиль Готье так описывал внешность императора: "Волосы у государя были коротко стрижены и хорошо обрамляли высокий и красивый лоб. Черты лица изумительно правильны и кажутся высеченными скульптором. Голубые глаза особенно выделяются благодаря коричневому тону лица, обветренного во время долгих путешествий. Очертания рта так тонки и определенны, что напоминают греческую скульптуру. Выражение лица, величественно-спокойное и мягкое, время от времени украшается милостивой улыбкой". Сличить описание можно будет с многочисленными портретами Александра II, живописными и графическими, скульптурными и фотографическими, которые представлены на выставке. Впервые выставляется парадный портрет царя кисти Евгения Ботмана.
Экспозиция построена по хронологическому принципу и разбита на основные этапы, начиная с детства будущего российского императора, когда его воспитанием занимались боевой офицер Мердер и придворный поэт Жуковский, и заканчивая сооружением на месте гибели Александра II Храма-на-крови. Из детства - маленькая шпага и ученический гербарий. Взрослая жизнь - мундиры различных родов войск и сюртуки. Крымская война и отмена крепостного права, строительство железных дорог и шесть покушений (последнее успешное) не дало России стать на путь либеральных реформ. Фрейлина А. Ф. Тютчева в своих знаменитых воспоминаниях писала: "Прекрасные реформы царствования Александра Второго, мягкость, великодушие его характера должны были бы обеспечить ему восторженную любовь его народа, а между тем он не был государем популярным в истинном смысле слова - народ не чувствовал притяжения к нему, потому что в нем самом совершенно отсутствовала национальная и народная струна, и в благодарности за все благодеяния, оказанные им России, в величественном поклонении, оказанном его памяти, чувствуется скорее влияние рассудка, чем непосредственный порыв масс".
После окончания войны в манифесте 19 марта 1856 года Александр II сказал фразу, которая и теперь остается актуальной для России, как и для любой другой страны, жаждущей мира и благополучия: "Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности".
Надежда ДЕМКИНА
Первая экспозиция в ризнице, посвященная личности убитого на этом месте императора была открыта семь лет назад, так что петербуржцы успели уже к ней привыкнуть. Теперь - с помощью Музея Царского Села (где находится больше всего экспонатов, связанных с Александром II), Русского музея и многих других - выставка обрела второе дыхание. Причем, как сообщил директор Николай Нагорский, обычная практика, когда вещи передаются из одного музея в другой, временно в этом случае будет нарушена. Французский поэт Теофиль Готье так описывал внешность императора: "Волосы у государя были коротко стрижены и хорошо обрамляли высокий и красивый лоб. Черты лица изумительно правильны и кажутся высеченными скульптором. Голубые глаза особенно выделяются благодаря коричневому тону лица, обветренного во время долгих путешествий. Очертания рта так тонки и определенны, что напоминают греческую скульптуру. Выражение лица, величественно-спокойное и мягкое, время от времени украшается милостивой улыбкой". Сличить описание можно будет с многочисленными портретами Александра II, живописными и графическими, скульптурными и фотографическими, которые представлены на выставке. Впервые выставляется парадный портрет царя кисти Евгения Ботмана.
Экспозиция построена по хронологическому принципу и разбита на основные этапы, начиная с детства будущего российского императора, когда его воспитанием занимались боевой офицер Мердер и придворный поэт Жуковский, и заканчивая сооружением на месте гибели Александра II Храма-на-крови. Из детства - маленькая шпага и ученический гербарий. Взрослая жизнь - мундиры различных родов войск и сюртуки. Крымская война и отмена крепостного права, строительство железных дорог и шесть покушений (последнее успешное) не дало России стать на путь либеральных реформ. Фрейлина А. Ф. Тютчева в своих знаменитых воспоминаниях писала: "Прекрасные реформы царствования Александра Второго, мягкость, великодушие его характера должны были бы обеспечить ему восторженную любовь его народа, а между тем он не был государем популярным в истинном смысле слова - народ не чувствовал притяжения к нему, потому что в нем самом совершенно отсутствовала национальная и народная струна, и в благодарности за все благодеяния, оказанные им России, в величественном поклонении, оказанном его памяти, чувствуется скорее влияние рассудка, чем непосредственный порыв масс".
После окончания войны в манифесте 19 марта 1856 года Александр II сказал фразу, которая и теперь остается актуальной для России, как и для любой другой страны, жаждущей мира и благополучия: "Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности".
Надежда ДЕМКИНА