Город
РУКА ТВОРЦА НА ФОНЕ ЛАВРЫ
08 июля
Когда белое полотно было снято и обнажился очередной дар городу, взглядам многочисленных специалистов, горожан (преимущественно - представителей творческих кругов) и журналистов открылось детище швейцарского скульптора. Композиция весьма современна - она напоминает трансформер, состоящий из нескольких параллелепипедов, установленный на импровизированной ладони в обрамлении вывернутых наружу тонких и длинных пальцев.
Раздавшиеся аплодисменты перемежались удивленными возгласами горожан, успевших за время юбилейных торжеств привыкнуть ко многому. Пока посетители мероприятия оживленно делились впечатлениями от увиденного, свое отношение к подарку озвучил директор Музея городской скульптуры Владимир ТИМОФЕЕВ. По его словам, монумент "Рука творца" символизирует память уроженца швейцарского кантона Тичини великого Доменико Трезини, бывшего первым архитектором Санкт-Петербурга. Место установки памятника на территории Александро-Невской лавры не случайно - монастырь строился по проекту Трезини. К тому же, как отметил Тимофеев, вплоть до вчерашнего дня "в городе, который строила вся Европа, не было творения швейцарского скульптора. Теперь историческая справедливость восстановлена".
Главный художник города Иван УРАЛОВ в своей оценке "подарка" был не столь однозначен: "Давать оценку сложно. Она личностна. Мы не избалованы современной скульптурой. В городе лишь несколько работ, относящихся к новой классике. Отрадно, что в этом музее появится сквер современной скульптуры. Хотя я воспринимаю данное произведение неоднозначно. Я представляю Трезини иначе. С другой стороны, данная скульптура есть превосходный шанс доказать, что Петербург не является косным городом, городом исключительно академической скульптуры... тоже далеко не всегда безупречной в эстетическом отношении. Данная скульптура является парковой. Лично я вижу в ней дерево, из которого рождается строение. Это именно скульптура, а не памятник. Но будет и памятник архитектору, проект которого уже есть, причем памятник - в классическом стиле".
Предполагается, что в мемориальном дворике музея появятся и другие работы швейцарских мастеров, и со временем он станет уголком Швейцарии. Об этом говорили, в частности, выступившие на церемонии президент кантона Марко Баррадори, вице-губернатор города Александр Прохоренко и посол Швейцарии в РФ Вальтер Фечерин, отметившие исторические связи Итальянской Швейцарии с Петербургом.
В этом году число скульптурных подарков городу растет как снежный ком. Растет, несмотря на далеко не однозначное мнение горожан и представителей творческих кругов... Может быть, не стоит превращать центр нашего города в выставку современной скульптуры. Тем более что есть отличная возможность не обижать при этом дарителей, действующих из искренних побуждений. Есть неплохая идея - собрать все "подарки" в одном месте, в так называемом скульптурном парке, как это сделано в Будапеште, Риге, Москве... И место можно найти подходящее и по духу, и по названию - например, парк 300-летия Санкт-Петербурга. Однако этот вариант, одним из первых предложенный Иваном Ураловым, почему-то не нашел одобрения в городской администрации. Но это в прошлом. Может быть, настает время вернуться к данному вопросу. Далеко не последнему для культурной столицы...
Феликс ГЛОКМАН
Раздавшиеся аплодисменты перемежались удивленными возгласами горожан, успевших за время юбилейных торжеств привыкнуть ко многому. Пока посетители мероприятия оживленно делились впечатлениями от увиденного, свое отношение к подарку озвучил директор Музея городской скульптуры Владимир ТИМОФЕЕВ. По его словам, монумент "Рука творца" символизирует память уроженца швейцарского кантона Тичини великого Доменико Трезини, бывшего первым архитектором Санкт-Петербурга. Место установки памятника на территории Александро-Невской лавры не случайно - монастырь строился по проекту Трезини. К тому же, как отметил Тимофеев, вплоть до вчерашнего дня "в городе, который строила вся Европа, не было творения швейцарского скульптора. Теперь историческая справедливость восстановлена".
Главный художник города Иван УРАЛОВ в своей оценке "подарка" был не столь однозначен: "Давать оценку сложно. Она личностна. Мы не избалованы современной скульптурой. В городе лишь несколько работ, относящихся к новой классике. Отрадно, что в этом музее появится сквер современной скульптуры. Хотя я воспринимаю данное произведение неоднозначно. Я представляю Трезини иначе. С другой стороны, данная скульптура есть превосходный шанс доказать, что Петербург не является косным городом, городом исключительно академической скульптуры... тоже далеко не всегда безупречной в эстетическом отношении. Данная скульптура является парковой. Лично я вижу в ней дерево, из которого рождается строение. Это именно скульптура, а не памятник. Но будет и памятник архитектору, проект которого уже есть, причем памятник - в классическом стиле".
Предполагается, что в мемориальном дворике музея появятся и другие работы швейцарских мастеров, и со временем он станет уголком Швейцарии. Об этом говорили, в частности, выступившие на церемонии президент кантона Марко Баррадори, вице-губернатор города Александр Прохоренко и посол Швейцарии в РФ Вальтер Фечерин, отметившие исторические связи Итальянской Швейцарии с Петербургом.
В этом году число скульптурных подарков городу растет как снежный ком. Растет, несмотря на далеко не однозначное мнение горожан и представителей творческих кругов... Может быть, не стоит превращать центр нашего города в выставку современной скульптуры. Тем более что есть отличная возможность не обижать при этом дарителей, действующих из искренних побуждений. Есть неплохая идея - собрать все "подарки" в одном месте, в так называемом скульптурном парке, как это сделано в Будапеште, Риге, Москве... И место можно найти подходящее и по духу, и по названию - например, парк 300-летия Санкт-Петербурга. Однако этот вариант, одним из первых предложенный Иваном Ураловым, почему-то не нашел одобрения в городской администрации. Но это в прошлом. Может быть, настает время вернуться к данному вопросу. Далеко не последнему для культурной столицы...
Феликс ГЛОКМАН