Общество
ПО СЛЕДАМ СЕВЕРНЫХ КОНВОЕВ
09 июля
Об этой уникальной экспедиции ветераны мечтали давно. По крайней мере, со дня образования в 1995 году клуба "Полярный конвой". До исполнения этой мечты дожили только 54 ветерана из 150, однако не все смогли отправиться в плавание - многим уже по 80-90 лет. Кроме участников войны на корабле находится исследовательская группа ВСЕГЕИ им. Карпинского; с помощью современной техники специалисты не только обнаружат затонувшие суда, но и проведут автоматические подводные съемки. На их основе будут созданы два фильма - киностудией "Морская столица" из Петербурга и телестудией DM Film из Гамбурга.
Такая экспедиция проводится впервые после войны (не считая давних уже работ по "спасению" золота с потопленного в 1942 году у мурманского берега крейсера "Эдинбург"). Все полученные данные будут нанесены на навигационные карты, отчет о походе направят непосредственно правительству России. По архивным сведениям, у берегов Новой Земли должны покоиться три американских и одно английское судно: "Хартлбери", "Олопана", "Алькоа Рейнджер" и "Джон Уайтерспун". По словам ветерана Валентина Дремлюка, спасавшего участников каравана PQ-17, эти корабли были нагружены танками и самолетами (в среднем конвойный корабль нес пять тысяч тонн груза). Если будет возможность, то в следующем году часть обнаруженной техники извлекут из затонувших кораблей.
Вообще, история Северных конвоев и ленд-лиза в советское время замалчивалась, не было принято говорить о том, что нам помогали какие-либо союзники. Только с 1991 года начали открыто говорить об огромном и, можно сказать, почти решающем значении этих поставок. За время войны англичанам, американцам и канадцам удалось провести 42 конвоя, доставивших в Советский Союз более 4 миллионов тонн вооружения, боеприпасов, продовольствия. В свою очередь на Запад прошли 36 конвоев и 1,5 миллиона тонн экспортного груза. Трагедия июльского конвоя 1942 года была известна разве что по книге Пикуля "Реквием каравану PQ-17". Теперь опубликовано немало материалов и воспоминаний, и мы знаем, что в этом походе погибло 2/3 кораблей (из 35 в порты дошли только 11), а также столько вооружения, что им можно бы было оснастить 50-тысячную армию. К трагедии привело множество причин: специальная операция Германии "Ход конем", где этим "конем" должен был бы стать линкор "Тирпиц", приказ о рассредоточении судов и другие просчеты командования союзников. Не менее трагичной была и судьба встречного каравана QP-13: у самых берегов Исландии часть конвоя из-за навигационной ошибки вошла в английское минное поле.
Участники "Конвоя-2003" возложат венки на воду в местах гибели кораблей. Примечательно, что в экспедиции участвует один немец, 90-летний ветеран, во время войны торпедировавший наши корабли. В последнее время граждане давно не фашистской Германии налаживают контакты с нашими ветеранами, рассказывают неизвестные нам факты тех лет, наверное, чувствуя свою вину. Примирение наций - вот задача экспедиции.
Камилла НИГМАТУЛЛИНА
Такая экспедиция проводится впервые после войны (не считая давних уже работ по "спасению" золота с потопленного в 1942 году у мурманского берега крейсера "Эдинбург"). Все полученные данные будут нанесены на навигационные карты, отчет о походе направят непосредственно правительству России. По архивным сведениям, у берегов Новой Земли должны покоиться три американских и одно английское судно: "Хартлбери", "Олопана", "Алькоа Рейнджер" и "Джон Уайтерспун". По словам ветерана Валентина Дремлюка, спасавшего участников каравана PQ-17, эти корабли были нагружены танками и самолетами (в среднем конвойный корабль нес пять тысяч тонн груза). Если будет возможность, то в следующем году часть обнаруженной техники извлекут из затонувших кораблей.
Вообще, история Северных конвоев и ленд-лиза в советское время замалчивалась, не было принято говорить о том, что нам помогали какие-либо союзники. Только с 1991 года начали открыто говорить об огромном и, можно сказать, почти решающем значении этих поставок. За время войны англичанам, американцам и канадцам удалось провести 42 конвоя, доставивших в Советский Союз более 4 миллионов тонн вооружения, боеприпасов, продовольствия. В свою очередь на Запад прошли 36 конвоев и 1,5 миллиона тонн экспортного груза. Трагедия июльского конвоя 1942 года была известна разве что по книге Пикуля "Реквием каравану PQ-17". Теперь опубликовано немало материалов и воспоминаний, и мы знаем, что в этом походе погибло 2/3 кораблей (из 35 в порты дошли только 11), а также столько вооружения, что им можно бы было оснастить 50-тысячную армию. К трагедии привело множество причин: специальная операция Германии "Ход конем", где этим "конем" должен был бы стать линкор "Тирпиц", приказ о рассредоточении судов и другие просчеты командования союзников. Не менее трагичной была и судьба встречного каравана QP-13: у самых берегов Исландии часть конвоя из-за навигационной ошибки вошла в английское минное поле.
Участники "Конвоя-2003" возложат венки на воду в местах гибели кораблей. Примечательно, что в экспедиции участвует один немец, 90-летний ветеран, во время войны торпедировавший наши корабли. В последнее время граждане давно не фашистской Германии налаживают контакты с нашими ветеранами, рассказывают неизвестные нам факты тех лет, наверное, чувствуя свою вину. Примирение наций - вот задача экспедиции.
Камилла НИГМАТУЛЛИНА