Общество
ОСОБЕННОСТИ НАШЕГО САБАНТУЯ
10 июля
Множество контрастов - таково общее впечатление от петербургского Сабантуя. Контрасты, обычные для любого праздника, еще более усиливаются национальной спецификой. На поляне у реки Охты уже с 10 утра (хотя гуляют на Сабантуе до поздней ночи) кипела бурная жизнь. Многие приехали заранее, чтобы приготовить национальные лакомства к празднику: горячий узбекский плов, шашлык из баранины, слоеные пирожки с мясом "самса", колбас из конины и многое другое, перед чьим ароматом трудно устоять. Но в то же время можно было купить отнюдь не национальные кушанья: пиво, мороженое, попкорн, сахарную вату и т. д.
Все это премило, должна признаться, выглядело особенно на поляне, незримо поделенной на две части: традиционную и современную. Напротив летних кафе, раскинувших свои яркие фирменные зонтики над пластмассовыми столиками, прямо на траве (что вообще принято среди мусульманских народов) примостились гости разных национальностей, прибывшие целыми семьями.
Но все-таки современный петербургский Сабантуй сохранил основные элементы татарского праздника. В этот день под открытым небом было организовано большое концертно-театрализованное представление с участием коллективов художественной самодеятельности (Государственный ансамбль народного танца Республики Башкирии Фаизи Гаскарова, Государственный татарский ансамбль народного танца). Выступали мастера искусств, например любимец почитателей татарских песен Шамиль Эхмеджанов. Однако самыми яркими артистами стали сами зрители, с чувством певшие и танцевавшие около импровизированной сцены.
Неповторимый национальный колорит празднику добавили спортивные и развлекательные игры. Здесь одновременно состязались тысячи взрослых и детей (поднятие гирь, разбивание горшков "вслепую", лазание на шест, борьба с подушками на бревне, бег в мешках и т. д.). Особый интерес вызвал майдан, где проходило соревнование по национальной борьбе на кушаках - "коряш". Только сегодня вместо кушака используется полотенце. Задача простая - положить другого борца на лопатки. Борьба продолжалась до тех пор, пока не определился сильнейший. Ни один из участников состязаний не остался без подарка. А победитель Андрей Кашапов получил титул батыра и самый почетный приз - живого барана.
Неожиданным для развеселившихся зрителей стало появление парашютистов, которые должны были приземлиться в очерченный круг. Пожалуй, их соревнование заменило традиционные скачки, где обычно состязались лучшие из лучших наездников.
Обычно на Сабантуе чествуют активных членов автономии и друзей праздника. Один из гостей - Анвар САЙТБАГИН, президент татаро-башкирского общества "Чишма" - поведал мне, что такое петербургский Сабантуй, но и не только:
- Татарская община - самая многочисленная община Санкт-Петербурга. Наша община живет полнокровной жизнью, проводя ежемесячные, еженедельные и даже ежедневные мероприятия. В основном они касаются культуры, изучения традиций татарского народа, его истории. А Сабатуй - это своеобразная кульминация таких мероприятий. Ибо в этот день к нам приезжают гости из Казани, Уфы и других регионов Российской Федерации.
- Поселок Сярьги - это традиционное место встречи?
- Пожалуй, да. Дело в том, что когда-то, около 50 лет назад, татары выбрали именно это место. С тех пор мы проводим этот веселый, интересный праздник здесь. Тем самым даем возможность людям встретиться, отдохнуть от трудовых будней, а главное - сохраняем традиции нашего народа, которые глубокими корнями уходят в еще доисламскую Волжскую Булгарию.
- Анвар Рязванович, расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее...
- С незапамятных времен у татар было два праздника - Сабантуй и Жыен. Со временем, будучи близки по содержанию, они слились вместе. Раньше этот праздник отмечали до начала весеннего сева, придерживались ряда обрядов аграрного культа и народных игр - борьба, скачки на лошадях, разбивание горшков. Теперь это уже национальный праздник татар, который устраивают обычно после окончания весенних полевых работ. Сабантуй - яркое проявление любви татар к земле-кормилице и честному труду, после завершения которого не грех и повеселиться от души!
- И сколько гостей от вашей общины собралось в этом году?
- Вообще, должно было приехать более 20 тысяч татар. Однако в празднике активно и охотно участвуют и другие народы - удмурты, чуваши, русские, азербайджанцы, белорусы, украинцы. Ибо в наши дни Сабантуй перестал быть замкнутым праздником, перейдя национальные границы. Это - праздник дружбы.
Софья ПРОКОШЕВА
Все это премило, должна признаться, выглядело особенно на поляне, незримо поделенной на две части: традиционную и современную. Напротив летних кафе, раскинувших свои яркие фирменные зонтики над пластмассовыми столиками, прямо на траве (что вообще принято среди мусульманских народов) примостились гости разных национальностей, прибывшие целыми семьями.
Но все-таки современный петербургский Сабантуй сохранил основные элементы татарского праздника. В этот день под открытым небом было организовано большое концертно-театрализованное представление с участием коллективов художественной самодеятельности (Государственный ансамбль народного танца Республики Башкирии Фаизи Гаскарова, Государственный татарский ансамбль народного танца). Выступали мастера искусств, например любимец почитателей татарских песен Шамиль Эхмеджанов. Однако самыми яркими артистами стали сами зрители, с чувством певшие и танцевавшие около импровизированной сцены.
Неповторимый национальный колорит празднику добавили спортивные и развлекательные игры. Здесь одновременно состязались тысячи взрослых и детей (поднятие гирь, разбивание горшков "вслепую", лазание на шест, борьба с подушками на бревне, бег в мешках и т. д.). Особый интерес вызвал майдан, где проходило соревнование по национальной борьбе на кушаках - "коряш". Только сегодня вместо кушака используется полотенце. Задача простая - положить другого борца на лопатки. Борьба продолжалась до тех пор, пока не определился сильнейший. Ни один из участников состязаний не остался без подарка. А победитель Андрей Кашапов получил титул батыра и самый почетный приз - живого барана.
Неожиданным для развеселившихся зрителей стало появление парашютистов, которые должны были приземлиться в очерченный круг. Пожалуй, их соревнование заменило традиционные скачки, где обычно состязались лучшие из лучших наездников.
Обычно на Сабантуе чествуют активных членов автономии и друзей праздника. Один из гостей - Анвар САЙТБАГИН, президент татаро-башкирского общества "Чишма" - поведал мне, что такое петербургский Сабантуй, но и не только:
- Татарская община - самая многочисленная община Санкт-Петербурга. Наша община живет полнокровной жизнью, проводя ежемесячные, еженедельные и даже ежедневные мероприятия. В основном они касаются культуры, изучения традиций татарского народа, его истории. А Сабатуй - это своеобразная кульминация таких мероприятий. Ибо в этот день к нам приезжают гости из Казани, Уфы и других регионов Российской Федерации.
- Поселок Сярьги - это традиционное место встречи?
- Пожалуй, да. Дело в том, что когда-то, около 50 лет назад, татары выбрали именно это место. С тех пор мы проводим этот веселый, интересный праздник здесь. Тем самым даем возможность людям встретиться, отдохнуть от трудовых будней, а главное - сохраняем традиции нашего народа, которые глубокими корнями уходят в еще доисламскую Волжскую Булгарию.
- Анвар Рязванович, расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее...
- С незапамятных времен у татар было два праздника - Сабантуй и Жыен. Со временем, будучи близки по содержанию, они слились вместе. Раньше этот праздник отмечали до начала весеннего сева, придерживались ряда обрядов аграрного культа и народных игр - борьба, скачки на лошадях, разбивание горшков. Теперь это уже национальный праздник татар, который устраивают обычно после окончания весенних полевых работ. Сабантуй - яркое проявление любви татар к земле-кормилице и честному труду, после завершения которого не грех и повеселиться от души!
- И сколько гостей от вашей общины собралось в этом году?
- Вообще, должно было приехать более 20 тысяч татар. Однако в празднике активно и охотно участвуют и другие народы - удмурты, чуваши, русские, азербайджанцы, белорусы, украинцы. Ибо в наши дни Сабантуй перестал быть замкнутым праздником, перейдя национальные границы. Это - праздник дружбы.
Софья ПРОКОШЕВА