Культура
СНОВИДЕНИЯ О "ПРЕСТУПЛЕНИИ И НАКАЗАНИИ"
10 июля
И вопреки всем сложностям, не только постановочным, но и материальным, с задачей этой справился с честью: балет Георгия Ковтуна "Петербургские сновидения" на музыку Николая Мартынова по мотивам "Преступления и наказания" заставляет думать, а не просто услаждает глаз и слух красотой хореографического и музыкального рисунка.
Это не иллюстрация, это прочтение Достоевского. В спектакле не сохранена романная последовательность действий (либретто Н. Боярчикова и Н. Мартынова), специфика балетного театра заставила авторов расставить свои акценты. Действие начинается со сна Раскольникова, в котором предопределяется основная линия судьбы героя: он лишается веры - нательный крест Раскольникова оказывается у Старухи-процентщицы.
И все дальнейшие терзания - борьба героя с собой и своими фантазиями, конец которой лишь в обретении потерянного изначально: финал спектакля, последнее видение Раскольникова - фигура, несущая крест, спроецированная на залитый светом задник. Значительная роль в спектакле отводится Прохожему - то ли реальному персонажу, то ли герою сновидений Раскольникова. Именно от него исходит идея убийства старухи, из его рук у Раскольникова повляется топор. Загадочный Прохожий, Старуха, Лошадь, как тяжкое бремя тянущая повозку, под колесами которой гибнет Мармеладов, дарящая надежду Соня - едва заметна граница между реальностью и фантазиями, сновидениями; появление персонажей то в одном, то в другом "измерении" сознания Раскольникова рождает аллюзии, сложное сплетение которых и есть мир спектакля, а распутать их предлагают зрителю.
Но не только интеллектуальное удовольствие доставляет спектакль, он полон интересных идей использования на сцене предметов, в нем есть красивые дуэты Раскольникова и Сони, одновременно печальные и забавные сцены "пьяненького" Петербурга, музыка, настраивающая на восприятие Достоевского, пронзительная игра актеров. Роман Михалев, исполнитель роли Раскольникова, - находка для спектакля, да и спектакль, в свою очередь, кажется находкой для актера. И конечно, "Петербургских сновидений" не может быть без Петербурга. Петербург, живущий в романе и определяющий судьбы героев, присутствует и в спектакле - в решетках Екатерининского канала, едва заметных в полумраке сцены, в силуэтах городских домов и храмов, теснящихся на полиэтиленовых гранях огромного купола, венчающего сценическую коробку (художник Р. Н. Иванов).
К сожалению, после единственного премьерного показа и до конца сезона "Петербургских сновидений" в афише театра больше не значится. Но услышать музыку к спектаклю и увидеть сцены из балета скоро можно будет на творческом вечере Николая Мартынова в Театре Консерватории.
Ольга МАКАРОВА
Это не иллюстрация, это прочтение Достоевского. В спектакле не сохранена романная последовательность действий (либретто Н. Боярчикова и Н. Мартынова), специфика балетного театра заставила авторов расставить свои акценты. Действие начинается со сна Раскольникова, в котором предопределяется основная линия судьбы героя: он лишается веры - нательный крест Раскольникова оказывается у Старухи-процентщицы.
И все дальнейшие терзания - борьба героя с собой и своими фантазиями, конец которой лишь в обретении потерянного изначально: финал спектакля, последнее видение Раскольникова - фигура, несущая крест, спроецированная на залитый светом задник. Значительная роль в спектакле отводится Прохожему - то ли реальному персонажу, то ли герою сновидений Раскольникова. Именно от него исходит идея убийства старухи, из его рук у Раскольникова повляется топор. Загадочный Прохожий, Старуха, Лошадь, как тяжкое бремя тянущая повозку, под колесами которой гибнет Мармеладов, дарящая надежду Соня - едва заметна граница между реальностью и фантазиями, сновидениями; появление персонажей то в одном, то в другом "измерении" сознания Раскольникова рождает аллюзии, сложное сплетение которых и есть мир спектакля, а распутать их предлагают зрителю.
Но не только интеллектуальное удовольствие доставляет спектакль, он полон интересных идей использования на сцене предметов, в нем есть красивые дуэты Раскольникова и Сони, одновременно печальные и забавные сцены "пьяненького" Петербурга, музыка, настраивающая на восприятие Достоевского, пронзительная игра актеров. Роман Михалев, исполнитель роли Раскольникова, - находка для спектакля, да и спектакль, в свою очередь, кажется находкой для актера. И конечно, "Петербургских сновидений" не может быть без Петербурга. Петербург, живущий в романе и определяющий судьбы героев, присутствует и в спектакле - в решетках Екатерининского канала, едва заметных в полумраке сцены, в силуэтах городских домов и храмов, теснящихся на полиэтиленовых гранях огромного купола, венчающего сценическую коробку (художник Р. Н. Иванов).
К сожалению, после единственного премьерного показа и до конца сезона "Петербургских сновидений" в афише театра больше не значится. Но услышать музыку к спектаклю и увидеть сцены из балета скоро можно будет на творческом вечере Николая Мартынова в Театре Консерватории.
Ольга МАКАРОВА