Северо-Запад

АНДРЕЙ ЧЕРНЕНКО: У ПИТЕРА ВПОЛНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНЦЫ

15 июля
- Андрей Григорьевич, сегодня в Петербурге одни ругают полпредство за то, что оно якобы лезет не в свои дела. Другие, напротив, понимают, что поднимаются самые болезненные для города вопросы - зима, затопленные подвалы, токсичный полигон в Красном Бору...
- Полпредства - передовой эшелон администрации президента, выдвинутый в регионы. Полпредству вменяется в обязанность - а стало быть, возникает и соответствующая правовая ответственность - вести мониторинг законодательной деятельности, контролировать и координировать действия федеральных органов, присутствующих в регионе. Но наша самая главная задача - жесткий контроль за исполнением указаний, распоряжений, указов президента. А поскольку сфера деятельности президента всеобъемлющая, спектр обязанностей у полномочного представителя, у аппарата полпреда затрагивает практически все сферы и народного хозяйства, и безопасности страны.
- После перевода Виктора Черкесова в Москву многие в Петербурге полагали, что от его "команды" не останется камня на камне.
- Мне сложно говорить за все полпредство. Я назначен недавно, у меня свои методы работы, свое отношение к алгоритму действий подчиненных, моих коллег. Из той части аппарата, которую я курирую, мне не пришлось заменить ни одного человека. Мне очень приятно, что Виктор Черкесов оставил вполне боеспособный, адекватный текущим задачам аппарат. Но, безусловно, определенные изменения неизбежны, и диктоваться они будут уровнем и объемом задач, которые президент сегодня обозначает. Например, мы считаем необходимым во взаимодействии с соответствующими структурами установить более жесткий контроль над расходованием бюджетных средств. Думаю, мы сможем в контакте со Счетной палатой в упреждающем режиме отслеживать каждый приходящий из федерального бюджета рубль. Чтобы отчетливо представлять его движение еще до того, как он будет вложен в бетон, кирпич или водопроводную трубу. Мне кажется это крайне важным. И для горожан процесс станет абсолютно прозрачным.
- Вот что бросается в глаза: миф о том, что полпредство ударилось в несвойственные ему дела, был запущен именно тогда, когда Валентина Матвиенко стала менять официальные маршруты следования и заходить во дворы...
- Если вы определяете это как миф, я соглашусь. Я не знаю, как еще вести мониторинг подготовки к зиме. Нет лучше способа убедиться в чистоплотности рапорта чиновника, чем лично проверить, зарыты или вырыты трубы. Видимо, я в советское время воспитан и доверяю своим глазам, прежде чем подписать бумагу. А мы по распоряжению президента теперь должны в определенный период времени представлять доклады о подготовке к зиме и несем перед президентом персональную ответственность. В рамках полномочного представительства президента в Северо-Западном федеральном округе эта задача возложена на меня лично.
- Как вы сейчас, в середине июля, оцениваете готовность Петербурга к зиме?
- Основная часть работы, кстати, приходится не на Петербург. Если вы посмотрите на график поездок полпреда, то увидите, что нет ни одного субъекта Федерации, входящего в наш округ, в котором бы Валентина Ивановна не побывала, занимаясь серьезным мониторингом ситуации. К таким поездкам аппарат полпредства готовился плотно, привлекая специалистов, потому что повторить безобразия прошлой зимы просто преступно. Я не скрываю, что сейчас в Петербурге проводится очень плотный профессиональный мониторинг с применением неформальных информационных систем. Не везде на уровне районов и муниципалитетов подготовлено все необходимое. В ближайшее время я намерен совместно с руководством города подвести итоги этой работы. Но в целом могу сказать, что как раз здесь ситуация не самая аховая по сравнению с другими субъектами Федерации, входящими в состав округа. Мы, вообще говоря, Петербург даже вывели за скобки. У Питера вполне профессиональные управленцы.
- Вы считаете, они хорошо за него отвечают?
- Они прекрасно отвечают за свой город. Просто в этот смутный предвыборный период у кого-то опустились руки, кто-то испугался, что у него нет перспективы. Но разговоры, будто полпредством готовится какая-то "зачистка" исполнительной власти, лишены всякого смысла. Никаких других специалистов, кроме тех, которые в городе есть, не будет. Их просто неоткуда взять. Чтобы воспитать грамотного управленца нужно не менее десяти лет. Кто там будет новым губернатором, мне неизвестно, но если у него голова на плечах, он будет расценивать доставшийся ему аппарат как золотой фонд. И все разговоры на этот счет я просто игнорирую.
- Когда создавались полпредства, их самой первой задачей было привести законодательную базу в субъектах Федерации в соответствии с российскими законами. Можно сказать, что сейчас первый этап завершен?
- Работа полпредства как института президентской власти в этой плоскости продолжается постоянно. Только делается все тактично, без ажиотажа. Но если мы мало говорим, это не означает, что в ежедневном режиме главные федеральные инспектора не докладывают мне о решении той или иной проблемы. За последние 10 лет регионы "наваяли" такую законодательную базу, что требуется постоянная работа. Возьмите систему выборов законодательной власти - у нас три субъекта, включая Петербург, завязли в спорах и в результате чуть ли не сорвали исполнение нового федерального закона. Я был вынужден обратиться за помощью в прокуратуру, чтобы подготовить соответствующее предписание. Но это частность. У субъектов есть ряд экономических законов, создающих "лукавое" правовое поле. Его может нещадно эксплуатировать любой бандит! И возникает это постоянно, так что соответствующий мониторинг неизбежен. Второе направление - это кадровая политика. Полпредства несут и будут нести персональную ответственность за полноценность кадров для федеральной исполнительной власти. Ведь аппарат полномочного представителя - составная часть администрации президента, конституциированного элемента государственной власти. Не более того, но и не менее того. И полпредство исполняет все те обязанности, которые возложены на администрацию президента. То есть все вопросы о существовании полпредства как института власти есть вопросы о целесообразности существования администрации президента.
- Значит, ошибаются аналитики, предрекающие институтам полномочных представителей гибель если не скорую, то неминуемую?
- Что администрация президента сохранит свое представительство в регионах, я могу поспорить с кем угодно. Какой институт будет представлять интересы президента, какая форма представительства будет наиболее адекватна текущему моменту, определит президент. Но в любой президентской республике глава государства на местах представлен. Классический пример - система префектур во Франции. Кстати говоря, мы даже не обладаем той полнотой власти и объемом, которой располагают префекты.
- Чем же вы объясните такое количество сомневающихся?
- Любой институт власти, даже министерства, рано или поздно становится объектом нападок. Когда полпредства появились на очень рыхлом правовом пространстве России, регионы которой "взяли суверенитета сколько смогли", возникла угроза для местнических интересов. Инерция такого отношения к институту полномочных представителей была, есть и будет всегда. И это вполне объяснимо.
- Но вот, допустим, приехал главный санитарный врач России Онищенко, начал борьбу с крысами и затопленными подвалами. А государственная телерадиокомпания отмечает, что визит организован по инициативе полпредства. Это к какой из ваших задач относится?
- Онищенко не приезжал специально для того, чтобы бороться с крысами. Он обозначил системную проблему в Северо-Западном регионе в целом. Упомянутые вами крысы - несколько сотых процента от всех поставленных задач, которые мы решаем в рамках проводимого главным санитарным врачом России мониторинга. Полпред является лицом абсолютно правоответственным перед президентом, а потому он обязан контролировать выполнение решений, принимаемых главным санитарным врачом Российской Федерации. Не хочу еще раз возвращаться к распускавшимся слухам, но вопрос той же атипичной пневмонии не может проходить мимо института президентской власти. Полпред координирует в регионе деятельность всех субъектов федеральной власти, во всех плоскостях, где события могут принять угрожающий характер. Это официально закреплено в его обязанностях. Если вернуться к зиме, то вспоминать нужно не только лопнувшие трубы, а еще и очаги педикулеза, уже возникавшие, но ликвидированные благодаря принятым мерам.
- Как вы относитесь к тому, что в последнее время аппарат полномочного представителя постоянно в центре внимания?
- Думаю, что некое обострение пристального интереса к институту полпредства мы получили, конечно же, из-за выборов. Из-за того, что Валентина Ивановна изначально рассматривалась, а теперь уже и формализована как кандидат в губернаторы. Я отношусь к этому нормально. Безусловно, выборы - сфера наших интересов, но не в том смысле, в котором сегодня кое-кто пытается обвинить полпредство. Мы обязаны взаимодействовать с общественными институтами, которые участвуют в предвыборной гонке, следить, чтобы избирательный процесс проходил в соответствии с законом. Обязаны не допустить - и это я могу сказать открыто - легализации криминальных структур, в том числе прихода их представителей во власть. Такая задача у института полпредства была, есть и будет, как бы и кто бы к ней ни относился. Но действуем мы строго в рамках существующей законодательной базы.
Борислав МИХАЙЛИЧЕНКО
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.7
1.025 (1.11%)
Курс Евро
103.25
1.21 (1.17%)
Погода
Сегодня,
20 сентября
пятница
+18
Облачно
21 сентября
суббота
+15
Облачно
22 сентября
воскресенье
+10
Ясно