Культура

ЛЕВ, УПАВШИЙ С ГОРЫ

17 июля
Сюжет о двоеженце может служить основой фарсовой комедии, но Миллер создал философско-психологическую драму (написана она афористично, с блестящим остроумием, полна интеллектуальных парадоксов). Когда главный герой, Лаймен Фелт, оказывается между жизнью и смертью после автокатастрофы на спуске с горы Морган, к нему в больницу приезжают сразу две его законные жены. Уже девять лет он женат на Лии, у них растет сын, при этом Теодора, с которой Лаймен прожил четверть века, ни о чем не подозревает. И Лия, в свою очередь, только в клинике узнает о том, что Лаймен так и не развелся с первой женой. Десять лет преуспевающий бизнесмен живет двойной жизнью. В Нью-Йорке он муж Тео и отец взрослой дочери Бесси, он боится летать на самолетах, а машину водит со скоростью 60 миль в час. В Эльмайере он муж Лии и отец Бенни, у него личный самолет, которым он сам прекрасно управляет, он любит охоту, участвует в автогонках и одну из своих машин проиграл в рулетку.
Когда-то в юности Лаймен столкнулся с тем, что моральные законы, принятые в современном обществе, входят в конфликт с его человеческими потребностями. Он понял, что не может быть верным своей жене и всю жизнь жить в моногамном браке (ничего уникального в этом нет, не правда ли?). Ведь он любит их обеих, они обе нужны ему, да и они не могут без него жить! Не "свались" Лаймен с горы Морган - две его женщины еще долго могли наслаждаться семейным благополучием и любовной идиллией. Но вот обман раскрыт, обе госпожи Фелт одновременно оказались в больничном коридоре у дверей его палаты, обе растеряны, потрясены, возмущены, разгневаны... У всех участников этой истории возникает потребность разобраться в случившемся, найти какой-то смысл, обрести опору для дальнейшего существования. На наших глазах трое главных героев мучительно ищут выход из тупика, бросаясь из крайности в крайность, но финал остается открытым. Решение так и не найдено. Только в бреду Лаймену видится хэппи-энд: обе жены, одетые в японские кимоно, семенят, кланяются друг дружке, радостно обсуждают, как каждая из них будет готовить для мужа любимые блюда, и умиляются тому, как они все здорово придумали...
Лия Антонины Введенской, уверенная в себе, крепко стоящая на ногах самостоятельная женщина, даже в больнице продолжает решать деловые вопросы, связываясь с офисом по мобильному телефону. Она сексапильна, носит вызывающе короткие юбки и не застегивает верхнюю пуговку жакета. Узнав о предательстве Лаймена, пережив шок, она пытается быть циничной, низводит нравственную проблему на уровень материальных разборок (требует перевести дом на ее имя и так далее). Но все-таки под этой жесткой "чешуей" прячется уязвимое страдающее существо, переполненное любовью и отчаянием. Актрисе удается ярко и достоверно сыграть крайние, контрастные состояния - безудержного счастья (Лия сразу после родов), мрачной депрессии (Лия, узнавшая о том, что ее брак - фикция).
Теодора в исполнении Татьяны Ткач - фигура трагикомическая. Слегка нелепая в своих старомодно изысканных нарядах (чего стоит эта шляпка с вуалькой!), она стремится во всем следовать правилам хорошего тона. Главное для нее - "вкус", манеры, все возвышенное и идеальное. Теодора не понимает своего мужа с его вечным поиском жизненных впечатлений, ей на всю жизнь хватило романтики одного-единственного ночного купания голышом. Ткач вышучивает свою героиню, заставляя ее принимать нарочито изящные позы, картинно страдать и всплескивать руками.
В центре зрительского внимания постоянно остается главный герой, сыгранный Николаем Ивановым. Этот актер с его положительным обаянием, искренностью, теплотой - настоящая находка для роли Лаймена. Он сочетает в себе почти ребяческую естественность, радостную открытость жизни с неустанным стремлением "дойти до самой сути". Лаймен-Иванов энергичен, неуемен, реактивен. Он максималист и романтик, готовый без остатка тратить себя на любовь - здесь он не думает о расходах (речь, конечно, не о деньгах, а о чувствах, эмоциях - душевных тратах).
"Я навсегда избавился от чувства вины!" - торжественно провозглашает Лаймен, но, конечно, это не так. Фелт убежден в своей правоте и при этом терзается от того, что причинил боль любимым людям. Когда-то, во время путешествия в Африку, он столкнулся один на один со львом. И, глядя ему в глаза, вдруг почувствовал, что и он сам так же свободен и прекрасен, как этот зверь. Иванов-Лаймен иногда действительно негромко рычит, как сытый лев, и встряхивает копной золотистых волос, как гривой. Поэт. Коммерсант. Двоеженец. Обманщик, стремящийся к истине. Страстный любовник. Нежный муж. Романтик. Философ, выстраивающий новую этику, - вот сколько всего намешано в Лаймене Фелте! Можно поздравить Николая Иванова с удачей в такой роли.
В финале все персонажи умолкают, обессиленные многочасовым марафоном объяснений, и в безнадежно-горестных позах замирают на больничной койке, как на корабле, навсегда бросившем якорь. Лаймен попеременно то хохочет, то рыдает, то поднимает лицо к небу, то свешивает голову на грудь. И мы расстаемся с ним, спустившимся с горы Морган в печальные и темные долины.
Евгений ТРОПП
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
0
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь