Экономика
ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ВОДОКАНАЛА" ВОСХИТИЛ ПРИНЦА УЭЛЬСКОГО
18 июля
Ситуация - более чем серьезна, и отнюдь не случайно 2003 год объявлен ООН Годом Пресной Воды, а эксперты ООН предсказывают, что уже в недалеком будущем за воду будут воевать чаще, чем за нефть... Во-вторых, ДЭЦ, решая вроде бы частную задачу, одновременно впервые на практике реализует принципиально новый с точки зрения методологии образовательный процесс. Фактически в центре проходит обкатку новая форма образования, альтернативная устаревшей и, очевидно, исчерпавшей свой потенциал традиционной системе преподавания.
С начала 2002 года центром, в рамках международного проекта "Твой шаг к устойчивому будущему", поддержанного Комиссией Европейских сообществ ТАСИС, реализуется проект "Образование для устойчивого развития". Конечная цель проекта - помочь учащимся воспринять такую систему ценностей, такие знания и умения, которые позволят им в будущем решать вопросы повышения качества жизни общества, не создавая при этом угроз для будущего планеты. В рамках этого проекта ребята из разных стран распространяют экологическую информацию, участвуют в конкретных действиях по улучшению окружающей среды. Концепция устойчивого развития была принята в 1992 году на международной конференции в Рио-де-Жанейро, ее ключевая идея - обеспечить развитие общества и экономики в пределах, допускаемых реальными возможностями окружающей среды и ее ресурсов, их способностью к полноценному восстановлению.
Основу повседневной деятельности центра составляют двухчасовые занятия с группами детей из школ и детских садов. Для педагогов в центре создается современный методический кабинет. Собственно, происходящее меньше всего напоминает "занятие" в его привычном понимании. Педагог тут - лишь помощник и консультант, а главные действующие лица - сами учащиеся. В центре применяются современные интерактивные методы обучения, которые позволяют включить детей в процесс, перевести их из категории пассивных слушателей (как при традиционном занятии) в активных участников. Им предоставляется возможность не узнавать о чужих открытиях со слов педагога, а самим, своими руками, их совершать, что несравненно эффективнее.
Дети учатся думать, общаться, взаимодействовать и договариваться, уважать демократически принятые решения, ориентироваться в море информации, критически ее осмысливать, формулировать и отстаивать свою точку зрения, делать обоснованный выбор между альтернативами, прогнозировать последствия своих действий. В результате у подростков формируется мировоззрение, видение себя, своей роли и ответственности за будущее даже не нации, а всей человеческой цивилизации. Алексей, 18 лет, говорит: "Не в наших силах повлиять на прошлое, мы не можем коренным образом изменить настоящее, все, что у нас есть, - это будущее. Наше будущее принадлежит нам". А 14-летняя Оля продолжает: "Чтобы будущее было благополучным, люди должны думать о настоящем, пытаться что-то изменить уже сегодня". Китайцы говорят, что даже из тысячи кроликов нельзя сложить одну лошадь. Так и тысячи вызубренных формул или правил грамматики, при всей их безусловной нужности, не заменят концептуального мировоззрения, которое без особых проблем может быть дополнено любыми частными знаниями или навыками и которое само по себе является катализатором для развития личности.
Говорит Наталья Карякина, руководитель ДЭЦ, кандидат педагогических наук: "Экологическое образование, появившееся около 25 лет назад, имеет много общего с биологическим, в котором главным традиционно считались знания, дополненные некоторыми исследовательскими навыками. И в экологии поначалу упор делали именно на знания. Считалось, что человек, осознающий возможные последствия нарушения известных ему природных взаимосвязей, автоматически изменит свое поведение по отношению к природе. Но в XXI веке стало очевидно, что этого недостаточно. Несмотря на то что многие современные люди имеют представление об экологии, их знания далеко не всегда трансформируются в соответствующее поведение. Оказывается, знания и умения - это лишь фундамент, главную роль начинают играть методы образования. Они должны помочь ребенку сформировать определенную модель поведения, развить определенные личностные качества, вот тут-то традиционные методы образования и не срабатывают. В условиях ДЭЦ никому ничего нельзя навязать. Один ребенок может рисовать, другой - интересно рассказывать, третий - увлечен компьютерами... центр каждому дает возможность проявить себя. А затем чувство достигнутого успеха поможет ему попробовать себя и в деле, предложенном центром. В итоге - и интерес, и чувства новизны и успеха, и осознание своих развивающихся личностных качеств - все это ассоциируется у ребенка с экологической тематикой. Первичный интерес у детей есть всегда, тем более - к современным технологиям, необычному оснащению и дизайну помещений центра. А затем, когда детям предоставляется возможность участия в различных видах деятельности - экспериментах, интервьюировании руководителей "Водоканала", играх, дискуссиях, создании компьютерных презентаций, - практически все находят себе дело по душе. Благодаря этому идет процесс как усвоения базовых знаний, так и развития личностных качеств. Очень важно, что работа постоянно идет в малых группах, ребята учатся сотрудничать, вести диалог. Нами используется много отечественных и зарубежных разработок. Поскольку экологическое образование - дело для "Водоканала" новое, многое приходится придумывать самим. Мы не ограничены рамками обязательных программ и всегда рады дополнять усилия школ, делиться с ними методиками... В одиночку работать над реализацией такого проекта было бы просто невозможно, особую благодарность за помощь необходимо выразить региональной организации содействия экологическому образованию "ЭКО".
В проектах центра может принять участие каждый ребенок и каждая школа, более того, в его программу могут быть включены и инициативные проекты школ, если они основаны на идеях интерактивного образования. Работников центра очень радует живой заинтересованный отклик многих десятков школ Петербурга и Ленинградской области, они с большой теплотой говорят о своих коллегах и единомышленниках и просили, не обижая остальных, особо поблагодарить некоторых из них: Галину Феликсовну Рыбак (школа № 2), Ольгу Николаевну Доценко (музыкальный интернат № 38), Ольгу Ильиничну Тверских (школа № 164), Елену Петровну Ефимову (школа № 395), Галину Николаевну Куликову и Надежду Федоровну Быстрову (Ломоносовский центр детского туризма), Ольгу Владимировну Арефину (школа № 631)...
Занятия посвящаются определенным темам различной сложности. Так, занятие "Мир в капле воды" - это исследование мира микроорганизмов и их роли в природе, проводимое при помощи цифровой видеокамеры и микроскопа, знакомство с примерами их практического использования в производственном цикле водоотведения. А на занятии "Вода для большого города" происходит знакомство с практикой принятия коллективных решений. Ребята изучают официальные отчеты "Водоканала", печатные публикации, ресурсы интернета... А затем в малых группах обсуждают реальные проблемы водоснабжения большого города и возможные варианты их решения. В ходе занятий ребята изучают проблемы качества питьевой воды, источники ее загрязнения, последствия загрязнений для живых организмов, ставят эксперименты по наиболее простым способам очистки воды, практически знакомятся с такими понятиями, как "поверхностное натяжение", "плотность", "капиллярность", "теплоемкость"... И так далее. Естественно, что специальное занятие ("Как работает "Водоканал") посвящено элементам обеспечения городского водоснабжения. Учащиеся узнают, как заставить воду идти по трубам, что для этого нужно, куда она девается после использования...
Необходимо еще раз подчеркнуть, что речь идет отюдь не о детских играх, хотя часть интерактивных методик и предусматривает игровую форму. ДЭЦ работает при совершенно серьезном и "взрослом" Учебно-информационном центре "Водоканала", который имеет образовательную лицензию, обучает собственных работников, а в новом учебном году будет обучать и специалистов сторонних организаций. Учебный центр располагает аудиториями и компьютерными классами, оборудованными по последнему слову техники, имеет среди преподавательского состава и руководителей "Водоканала", и обладателей ученых степеней, привлекает и преподавателей ведущих петербургских вузов - Университета экономики и финансов, Университета путей сообщения, Лесотехнической академии, Архитектурно-строительного и Инженерно-экономического университетов... О серьезности "детских игр" говорит и такой факт. 13 августа прошлого года на церемонии вручения Стокгольмской юношеской водной премии награду из рук шведской кронпринцессы Виктории, покровительницы проекта, приняла и киевская 9-классница Ира Бурдейная. Она исследовала скважины, питьевой водой из которых пользуется более половины населения столицы Украины. Необходимо заметить, что вода артезианских источников традиционно считается чистой и является едва не эталоном чистоты по всем возможным физическим характеристикам. Однако Ирина установила, что вода некоторых скважин имеет чрезмерное содержание радона-222, опаснейшего канцерогена! Об угрозе здоровью людей, возникающей при использовании воды из этих скважин, школьница информировала власти. Примеров из российской действительности привести не удастся - Россия в этом всемирном конкурсе не участвует, поскольку некому оказалось взяться за организацию национального конкурса и поиск спонсоров, хотя таланты, способные достойно представлять нашу страну, вероятно, нашлись бы.
Особое значение для города имеют проекты, направленные на снижение водопотребления, в первую очередь - нерационального использования питьевой воды.
Как говорит директор "Водоканала" Феликс Кармазинов, новых очистных сооружений в Петербурге больше строиться не планируется, а упор будет сделан на реконструкцию уже существующих. Сегодня в Петербурге фактический расход питьевой воды на человека в сутки реально составляет, как бы это ни казалось невероятным, порядка трехсот литров, тогда как, например, в Германии - 110, Польше - 116, Дании - 115... Не многие знают, что принять душ в течение 5 минут - это значит потратить 100 литров воды, 1 стирка в стиральной машине - это также 100 литров, почистить зубы - 3 литра... А если выполнить несложные рекомендации, то за месяц можно дома сэкономить ТОННУ воды. Те же ребята рационализацией своего семейного водопотребления в рамках проекта "Сохраним воду вместе" уже в первые недели снижали цифру потребления до 260 литров, что уже не так далеко от 200-литрового норматива, достигнуть которого "Водоканал" планирует к 2010 году.
Британский наследный принц Чарльз, 14 июля посетивший Детский экологический центр "Водоканала" в ходе своего рабочего визита в Санкт-Петербург, сказал, что он "потрясен" увиденным и что нигде в России он "ничего подобного не видел". Особое впечатление на высокого гостя произвело неформальное общение с детьми, которые с увлечением рассказывали ему о своих конкретных делах в рамках разнообразных экологических проектов. Принц пришел к несколько неожиданному для россиян (привыкших перенимать западный опыт) выводу, что опыт Экологического центра "Водоканала" нуждается в распространении на Западе, и пообещал способствовать организации такого обмена опытом и его распространению в Великобритании.
Михаил ЖУРАВЛЕВ
С начала 2002 года центром, в рамках международного проекта "Твой шаг к устойчивому будущему", поддержанного Комиссией Европейских сообществ ТАСИС, реализуется проект "Образование для устойчивого развития". Конечная цель проекта - помочь учащимся воспринять такую систему ценностей, такие знания и умения, которые позволят им в будущем решать вопросы повышения качества жизни общества, не создавая при этом угроз для будущего планеты. В рамках этого проекта ребята из разных стран распространяют экологическую информацию, участвуют в конкретных действиях по улучшению окружающей среды. Концепция устойчивого развития была принята в 1992 году на международной конференции в Рио-де-Жанейро, ее ключевая идея - обеспечить развитие общества и экономики в пределах, допускаемых реальными возможностями окружающей среды и ее ресурсов, их способностью к полноценному восстановлению.
Основу повседневной деятельности центра составляют двухчасовые занятия с группами детей из школ и детских садов. Для педагогов в центре создается современный методический кабинет. Собственно, происходящее меньше всего напоминает "занятие" в его привычном понимании. Педагог тут - лишь помощник и консультант, а главные действующие лица - сами учащиеся. В центре применяются современные интерактивные методы обучения, которые позволяют включить детей в процесс, перевести их из категории пассивных слушателей (как при традиционном занятии) в активных участников. Им предоставляется возможность не узнавать о чужих открытиях со слов педагога, а самим, своими руками, их совершать, что несравненно эффективнее.
Дети учатся думать, общаться, взаимодействовать и договариваться, уважать демократически принятые решения, ориентироваться в море информации, критически ее осмысливать, формулировать и отстаивать свою точку зрения, делать обоснованный выбор между альтернативами, прогнозировать последствия своих действий. В результате у подростков формируется мировоззрение, видение себя, своей роли и ответственности за будущее даже не нации, а всей человеческой цивилизации. Алексей, 18 лет, говорит: "Не в наших силах повлиять на прошлое, мы не можем коренным образом изменить настоящее, все, что у нас есть, - это будущее. Наше будущее принадлежит нам". А 14-летняя Оля продолжает: "Чтобы будущее было благополучным, люди должны думать о настоящем, пытаться что-то изменить уже сегодня". Китайцы говорят, что даже из тысячи кроликов нельзя сложить одну лошадь. Так и тысячи вызубренных формул или правил грамматики, при всей их безусловной нужности, не заменят концептуального мировоззрения, которое без особых проблем может быть дополнено любыми частными знаниями или навыками и которое само по себе является катализатором для развития личности.
Говорит Наталья Карякина, руководитель ДЭЦ, кандидат педагогических наук: "Экологическое образование, появившееся около 25 лет назад, имеет много общего с биологическим, в котором главным традиционно считались знания, дополненные некоторыми исследовательскими навыками. И в экологии поначалу упор делали именно на знания. Считалось, что человек, осознающий возможные последствия нарушения известных ему природных взаимосвязей, автоматически изменит свое поведение по отношению к природе. Но в XXI веке стало очевидно, что этого недостаточно. Несмотря на то что многие современные люди имеют представление об экологии, их знания далеко не всегда трансформируются в соответствующее поведение. Оказывается, знания и умения - это лишь фундамент, главную роль начинают играть методы образования. Они должны помочь ребенку сформировать определенную модель поведения, развить определенные личностные качества, вот тут-то традиционные методы образования и не срабатывают. В условиях ДЭЦ никому ничего нельзя навязать. Один ребенок может рисовать, другой - интересно рассказывать, третий - увлечен компьютерами... центр каждому дает возможность проявить себя. А затем чувство достигнутого успеха поможет ему попробовать себя и в деле, предложенном центром. В итоге - и интерес, и чувства новизны и успеха, и осознание своих развивающихся личностных качеств - все это ассоциируется у ребенка с экологической тематикой. Первичный интерес у детей есть всегда, тем более - к современным технологиям, необычному оснащению и дизайну помещений центра. А затем, когда детям предоставляется возможность участия в различных видах деятельности - экспериментах, интервьюировании руководителей "Водоканала", играх, дискуссиях, создании компьютерных презентаций, - практически все находят себе дело по душе. Благодаря этому идет процесс как усвоения базовых знаний, так и развития личностных качеств. Очень важно, что работа постоянно идет в малых группах, ребята учатся сотрудничать, вести диалог. Нами используется много отечественных и зарубежных разработок. Поскольку экологическое образование - дело для "Водоканала" новое, многое приходится придумывать самим. Мы не ограничены рамками обязательных программ и всегда рады дополнять усилия школ, делиться с ними методиками... В одиночку работать над реализацией такого проекта было бы просто невозможно, особую благодарность за помощь необходимо выразить региональной организации содействия экологическому образованию "ЭКО".
В проектах центра может принять участие каждый ребенок и каждая школа, более того, в его программу могут быть включены и инициативные проекты школ, если они основаны на идеях интерактивного образования. Работников центра очень радует живой заинтересованный отклик многих десятков школ Петербурга и Ленинградской области, они с большой теплотой говорят о своих коллегах и единомышленниках и просили, не обижая остальных, особо поблагодарить некоторых из них: Галину Феликсовну Рыбак (школа № 2), Ольгу Николаевну Доценко (музыкальный интернат № 38), Ольгу Ильиничну Тверских (школа № 164), Елену Петровну Ефимову (школа № 395), Галину Николаевну Куликову и Надежду Федоровну Быстрову (Ломоносовский центр детского туризма), Ольгу Владимировну Арефину (школа № 631)...
Занятия посвящаются определенным темам различной сложности. Так, занятие "Мир в капле воды" - это исследование мира микроорганизмов и их роли в природе, проводимое при помощи цифровой видеокамеры и микроскопа, знакомство с примерами их практического использования в производственном цикле водоотведения. А на занятии "Вода для большого города" происходит знакомство с практикой принятия коллективных решений. Ребята изучают официальные отчеты "Водоканала", печатные публикации, ресурсы интернета... А затем в малых группах обсуждают реальные проблемы водоснабжения большого города и возможные варианты их решения. В ходе занятий ребята изучают проблемы качества питьевой воды, источники ее загрязнения, последствия загрязнений для живых организмов, ставят эксперименты по наиболее простым способам очистки воды, практически знакомятся с такими понятиями, как "поверхностное натяжение", "плотность", "капиллярность", "теплоемкость"... И так далее. Естественно, что специальное занятие ("Как работает "Водоканал") посвящено элементам обеспечения городского водоснабжения. Учащиеся узнают, как заставить воду идти по трубам, что для этого нужно, куда она девается после использования...
Необходимо еще раз подчеркнуть, что речь идет отюдь не о детских играх, хотя часть интерактивных методик и предусматривает игровую форму. ДЭЦ работает при совершенно серьезном и "взрослом" Учебно-информационном центре "Водоканала", который имеет образовательную лицензию, обучает собственных работников, а в новом учебном году будет обучать и специалистов сторонних организаций. Учебный центр располагает аудиториями и компьютерными классами, оборудованными по последнему слову техники, имеет среди преподавательского состава и руководителей "Водоканала", и обладателей ученых степеней, привлекает и преподавателей ведущих петербургских вузов - Университета экономики и финансов, Университета путей сообщения, Лесотехнической академии, Архитектурно-строительного и Инженерно-экономического университетов... О серьезности "детских игр" говорит и такой факт. 13 августа прошлого года на церемонии вручения Стокгольмской юношеской водной премии награду из рук шведской кронпринцессы Виктории, покровительницы проекта, приняла и киевская 9-классница Ира Бурдейная. Она исследовала скважины, питьевой водой из которых пользуется более половины населения столицы Украины. Необходимо заметить, что вода артезианских источников традиционно считается чистой и является едва не эталоном чистоты по всем возможным физическим характеристикам. Однако Ирина установила, что вода некоторых скважин имеет чрезмерное содержание радона-222, опаснейшего канцерогена! Об угрозе здоровью людей, возникающей при использовании воды из этих скважин, школьница информировала власти. Примеров из российской действительности привести не удастся - Россия в этом всемирном конкурсе не участвует, поскольку некому оказалось взяться за организацию национального конкурса и поиск спонсоров, хотя таланты, способные достойно представлять нашу страну, вероятно, нашлись бы.
Особое значение для города имеют проекты, направленные на снижение водопотребления, в первую очередь - нерационального использования питьевой воды.
Как говорит директор "Водоканала" Феликс Кармазинов, новых очистных сооружений в Петербурге больше строиться не планируется, а упор будет сделан на реконструкцию уже существующих. Сегодня в Петербурге фактический расход питьевой воды на человека в сутки реально составляет, как бы это ни казалось невероятным, порядка трехсот литров, тогда как, например, в Германии - 110, Польше - 116, Дании - 115... Не многие знают, что принять душ в течение 5 минут - это значит потратить 100 литров воды, 1 стирка в стиральной машине - это также 100 литров, почистить зубы - 3 литра... А если выполнить несложные рекомендации, то за месяц можно дома сэкономить ТОННУ воды. Те же ребята рационализацией своего семейного водопотребления в рамках проекта "Сохраним воду вместе" уже в первые недели снижали цифру потребления до 260 литров, что уже не так далеко от 200-литрового норматива, достигнуть которого "Водоканал" планирует к 2010 году.
Британский наследный принц Чарльз, 14 июля посетивший Детский экологический центр "Водоканала" в ходе своего рабочего визита в Санкт-Петербург, сказал, что он "потрясен" увиденным и что нигде в России он "ничего подобного не видел". Особое впечатление на высокого гостя произвело неформальное общение с детьми, которые с увлечением рассказывали ему о своих конкретных делах в рамках разнообразных экологических проектов. Принц пришел к несколько неожиданному для россиян (привыкших перенимать западный опыт) выводу, что опыт Экологического центра "Водоканала" нуждается в распространении на Западе, и пообещал способствовать организации такого обмена опытом и его распространению в Великобритании.
Михаил ЖУРАВЛЕВ