Культура
"МНЕ НАПЛЕВАТЬ НА БРОНЗЫ МНОГОПУДЬЕ..."
26 июля
Во втором туре конкурса из 22 представленных проектов были отобраны семь, которые стали финалистами. Для того чтобы общественность смогла получше разглядеть предложенные варианты, по решению конкурсной комиссии их выставили на всеобщее обозрение. Однако если работы второго тура экспонировались в залах Музея городской скульптуры, то для финалистов выбрано более экзотическое место - витрины модного магазина на Невском проспекте, в старые советские времена более известного как ателье "Смерть мужьям".
В таком соседстве есть определенный постмодернисткий ход, потому что стиль памятников поэту - нобелевскому лауреату представляет собой резкий контраст как по отношению к предполагаемой городской среде, где скульпторы мечтают разместить свои работы, так и по отношению к той продукции для зажиточных горожан, которая находится в соседних витринах. Иосиф Бродский был чужд такой роскоши, хотя мог носить и фрак. Но почему-то скульпторы-финалисты представляют его то в пиджаке, то в непонятной тужурке, то в каком-то плаще, а то и вовсе одной-единственной головой, смутно напоминающей своими очертаниями голову человеческого индивидуума. Один из авторов вообще решил уложить поэта, а другой отказался от скульптурного изображения и просто-напросто оформил спуск к Неве двумя гранитными стелами, которые сплошь "забиты" поэтическими строчками нашего экс-земляка. Выставка проживет в витрине до 10 августа, после чего переедет во двор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Как известно, поэтесса благословила молодого поэта в большую литературу. Однако вместо этого он оказался на поселении, а потом и в Америке (кстати, помимо петербургских и московских скульпторов в финале участвуют представители Канады и США).
"Окончательные итоги конкурса будут подведены позже, - так прокомментировал окончание второго тура главный архитектор города Олег Харченко. - Каждый авторский коллектив предлагает свою версию расположения памятника и выстраивает его композицию в соответствии с архитектурной средой. 6 из 7 предполагаются к установке на Васильевском острове и лишь один - у дома Мурузи, на углу рядом со Спасо-Преображенским собором. Всего же на первоначальном этапе на конкурс было выдвинуто более 140 проектов. Набор месторасположений предполагаемого памятника достаточно случаен, хотя и понятен с точки зрения творчества поэта и его биографии. Замечу, что установка памятника Иосифу Бродскому - это общественная инициатива, и решение конкурсной комиссии будет носить рекомендательный характер. Окончательное решение о том, устанавливать памятник или нет, будет принимать городская администрация".
Как гласит русская поговорка, любая инициатива наказуема. Но та скороспелость, с которой иные деятели культуры жаждут запечатлеть в бронзе или граните образ поэта, если и не наказуема, то вызывает большие сомнения. Во-первых, в творческой адекватности предлагаемых скульптурных решений образа нобелевского лауреата, его личности, его поэзии. Попытайтесь, например, перевести хотя бы в визуальный ряд следующие стихи Иосифа Александровича:
Любовь сильней разлуки, но разлука
длинней любви. Чем статнее гранит,
тем явственней отсутствие ланит
и прочего. Плюс запаха и звука.
Не всякий в восторге от неоклассической сложности поэзии Бродского, а уж тем более вряд ли его можно назвать всенародно любимым и всенародно известным поэтом. Мне, например, больше нравится Пастернак. Но я же не требую установки ему памятника именно на этом основании. Есть немало достойных людей в поэзии, имеющих и имевших отношение к нашему городу. Но почему-то в культурном сознании среднестатистического интеллигента рубежа двух столетий присутствует набор одних и тех же имен во главе с Анной Андреевной, Мариной Ивановной и Иосифом Александровичем. Попробуйте оспорить их первенство в какой-нибудь компании итээров.
Время расставит все на свои места, и, может быть, когда-нибудь, лет через сто после смерти Бродского, встанет на одной из площадей северной столицы его бронзовое изваяние. Ведь появились же памятники Пушкину на Пушкинской улице и на площади Искусств только через столетие после рождения поэта и его смерти соответственно. Поспешность вряд ли годится для вечности. И если ваша любовь к поэту не терпит отлагательств, то возьмите лучше в руки томик его стихов и пообщайтесь с ним наедине. Недаром еще один великий поэт земли Русской, мысленно обращаясь к потомкам, бросил ту фразу, которая вынесена в заголовок этой статьи.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
В таком соседстве есть определенный постмодернисткий ход, потому что стиль памятников поэту - нобелевскому лауреату представляет собой резкий контраст как по отношению к предполагаемой городской среде, где скульпторы мечтают разместить свои работы, так и по отношению к той продукции для зажиточных горожан, которая находится в соседних витринах. Иосиф Бродский был чужд такой роскоши, хотя мог носить и фрак. Но почему-то скульпторы-финалисты представляют его то в пиджаке, то в непонятной тужурке, то в каком-то плаще, а то и вовсе одной-единственной головой, смутно напоминающей своими очертаниями голову человеческого индивидуума. Один из авторов вообще решил уложить поэта, а другой отказался от скульптурного изображения и просто-напросто оформил спуск к Неве двумя гранитными стелами, которые сплошь "забиты" поэтическими строчками нашего экс-земляка. Выставка проживет в витрине до 10 августа, после чего переедет во двор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Как известно, поэтесса благословила молодого поэта в большую литературу. Однако вместо этого он оказался на поселении, а потом и в Америке (кстати, помимо петербургских и московских скульпторов в финале участвуют представители Канады и США).
"Окончательные итоги конкурса будут подведены позже, - так прокомментировал окончание второго тура главный архитектор города Олег Харченко. - Каждый авторский коллектив предлагает свою версию расположения памятника и выстраивает его композицию в соответствии с архитектурной средой. 6 из 7 предполагаются к установке на Васильевском острове и лишь один - у дома Мурузи, на углу рядом со Спасо-Преображенским собором. Всего же на первоначальном этапе на конкурс было выдвинуто более 140 проектов. Набор месторасположений предполагаемого памятника достаточно случаен, хотя и понятен с точки зрения творчества поэта и его биографии. Замечу, что установка памятника Иосифу Бродскому - это общественная инициатива, и решение конкурсной комиссии будет носить рекомендательный характер. Окончательное решение о том, устанавливать памятник или нет, будет принимать городская администрация".
Как гласит русская поговорка, любая инициатива наказуема. Но та скороспелость, с которой иные деятели культуры жаждут запечатлеть в бронзе или граните образ поэта, если и не наказуема, то вызывает большие сомнения. Во-первых, в творческой адекватности предлагаемых скульптурных решений образа нобелевского лауреата, его личности, его поэзии. Попытайтесь, например, перевести хотя бы в визуальный ряд следующие стихи Иосифа Александровича:
Любовь сильней разлуки, но разлука
длинней любви. Чем статнее гранит,
тем явственней отсутствие ланит
и прочего. Плюс запаха и звука.
Не всякий в восторге от неоклассической сложности поэзии Бродского, а уж тем более вряд ли его можно назвать всенародно любимым и всенародно известным поэтом. Мне, например, больше нравится Пастернак. Но я же не требую установки ему памятника именно на этом основании. Есть немало достойных людей в поэзии, имеющих и имевших отношение к нашему городу. Но почему-то в культурном сознании среднестатистического интеллигента рубежа двух столетий присутствует набор одних и тех же имен во главе с Анной Андреевной, Мариной Ивановной и Иосифом Александровичем. Попробуйте оспорить их первенство в какой-нибудь компании итээров.
Время расставит все на свои места, и, может быть, когда-нибудь, лет через сто после смерти Бродского, встанет на одной из площадей северной столицы его бронзовое изваяние. Ведь появились же памятники Пушкину на Пушкинской улице и на площади Искусств только через столетие после рождения поэта и его смерти соответственно. Поспешность вряд ли годится для вечности. И если ваша любовь к поэту не терпит отлагательств, то возьмите лучше в руки томик его стихов и пообщайтесь с ним наедине. Недаром еще один великий поэт земли Русской, мысленно обращаясь к потомкам, бросил ту фразу, которая вынесена в заголовок этой статьи.
Сергей ИЛЬЧЕНКО