Культура

АВАНГАРД ИЗ АЛМАТЫ

14 августа
Коллекцию авангарда музей искусств начал собирать еще в 1935 году, когда интересоваться подобным "лжеискусством" было просто опасно. Такие произведения музей мог приобретать только после их оценки Государственной экспертной комиссией СССР, которая часто отказывалась это делать. Однако постепенно в архиве художественных ценностей удалось собрать произведения авторов, которые теперь известны по всему миру. "Первое приземление" Константина Юона, поражающее чистотой ярко-голубого неба, или наивные "Комсомолки" в красных косынках Климента Редько, а также работы Машкова, Рождественского, Кончаловского, Розановой и других музей столицы Казахстана теперь может с гордостью демонстрировать Петербургу.
Но подлинное открытие выставки - это работы Сергея Калмыкова (1891-1967). Имя этого художника, родившегося в Самарканде, учившегося в Москве у Петрова-Водкина и всю жизнь проработавшего декоратором в Республиканском театре оперы и балета имени Абая в Алматы, теперь у всех на слуху. Впервые его произведения были показаны за пределами Казахстана два года назад на аналогичной выставке в Москве. Теперь о нем снимают фильмы (кое-что вы сможете увидеть и прямо в зале Русского музея), недавно был выпущен сборник искусствоведческих статей о нем, при жизни же гения, писавшего свои шедевры на оборотной стороне репродукций и географических карт, не принимали всерьез. Сам себя он рекомендовал как "художника, философа, живописца, рисовальщика, гравера и скульптора, декоратора, буквописца, лектора, искусствоведа, египтолога, певца Оренбурга, изобретателя, эксцентрика, резчика цирковых клише, эклектика и эстета, мечтателя, фантаста, великого спеца и барельефных дел мастера, архитектолога, библиофила, прозаика, сатирика и прочее, и прочее". А кроме всех этих занятий он писал романы и либретто оперетт. По словам Юрия Домбровского, он "день и ночь писал, и все не для современников, а для будущих поколений, двадцать первый век ему был уже ни к чему, он работал для двадцать второго. Для этих отдаленнейших потомков и были написаны его грандиозные циклы, сотни листов и холстов каждый... Он ничего никому не показывал, может, просто не успел". Калмыков умер в психиатрической лечебнице, всю жизнь прожив одиноким человеком. После его смерти тысячи работ, рисунков, картин, этюдов, а также множество дневников и записей попали в алматинский музей и в архив.
На картинах Сергея Калмыкова простираются красные скалы и красное небо низко нависло над яблочно-зеленой юртой. Кариатиды с его полотен похожи на инопланетянок, у них огромные глазницы, а на голове - кораблики. "Бегущее время" застыло взмахом часового маятника, и фрукты лежат на тарелке, готовые покатиться на пол вопреки всем земным законам. У Калмыкова есть и ранняя картина "Красные кони", в которой каждый узнает прообраз знаменитого "Купания красного коня" Петрова-Водкина. Недаром художник говорил, что в юноше, купающего коня, его учитель изобразил именно его. Калмыков отдал дань и супрематизму - одноименная черно-белая композиция представлена на выставке. Но из всех этих разнонаправленных влияний он создал себя самого, и навсегда запоминается взгляд женщин с его картин.
Надежда ДЕМКИНА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
0
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь