Общество
КАК ПЕЛИ В ЦЕРКВАХ НАШИ ПРЕДКИ
23 августа
Появилось богослужебное пение на Руси еще до Владимира Святославича, так как существовали в Киеве православные церкви и среди руссов уже были христиане - как и само Православие, из Византии. Пение было исключительно одноголосным, многоголосие возникло значительно позже. Вместе с музыкой пришла к нам и первая система ее записи - знаменная. Название это происходит от слова "знамя", что значит "знак": над обычной строкой текста помещается ряд значков, показывающих, как следует распевать тот или иной слог. Эти значки также называют крюками. Одно знамя может означать одну-две ноты или даже небольшой мелодический оборот. Каждый знак имеет свое название; первоначально названия были греческими, но постепенно их вытеснили русские, как, например, "лист", "ключ", "челюстка", "палка", "скамейца", "голубчик", "два в челну", "стрела громокрыжная", а греческих осталось немного - "параклит", "кулизма".
КТО ТАКОЙ РОООМАХАХАНЕХЕХЕЕЕ?
На каждую неделю приходился свой "глас", которым следовало распевать положенные песнопения в течение всей недели. Сейчас мы знаем два лада - мажор и минор, а гласов существовало восемь, то есть восемь разных ладов. Таким образом, в первую неделю все богослужебные гимны распевались на первый глас, во вторую - на второй и так далее; через восемь недель круг возобновлялся - и в девятую неделю снова возвращался первый глас. Эти восемь недель именовались "столп", отсюда пошло название "столповой распев". Каждому гласу соответствовало некоторое число попевок (такую попевку могли составлять один-два звука или целый напев), каждая из которых обозначалась соответствующим знаменем. Из этих-то попевок, как из деталей мозаики, и строились все мелодии гласа.
Само пение тоже сильно отличалось от того, которое мы привыкли слышать в современной церкви. В Византии в богослужении использовались специальные звукоэффекты, например гудение с закрытым ртом или гортанные выкрики (в некоторых восточных церквях нечто подобное можно услышать и сейчас). Также "хорошим тоном" считалась вставка лишних слогов в слова в качестве своеобразных "украшений" - до того, что иной раз из-за этого становилось трудно понять смысл слова. Все это было перенято руссами; в результате такого подражания и в текстах, составленных на Руси, попадались слова малопонятные, например христианское имя одного из первых русских страстотерпцев, князя Бориса (в крещении Романа), из "Романе" (форма звательного падежа) превратилось в "Рооомахаханехехеее".
Знамена не указывали точную высоту и продолжительность звука. Иными словами, даже если мы знаем, что данный слог следует просто пропеть на одном звуке, то совершенно неясно, как долго надо этот слог тянуть и на какой высоте - многое зависело от самого певца, от его голосовых возможностей и вкуса. Сами знамена служили скорее напоминанием, то есть прочесть абсолютно незнакомый напев по ним было невозможно. Кроме того, разные учителя пения учили петь отдельные попевки по-разному. С течением времени система записи совершенствовалась, в начале XVII века возникли киноварные пометы (киноварь - красная краска), которые указывали относительную высоту мелодии заглавными буквами: Г - гораздо низко, Н - низко, С - средним гласом, М - мрачно, П - повыше и В - высоко, еще позже возникли особые пометки при каждом знамени. Сейчас расшифровка рукописей XVII века не представляет серьезных проблем, но чем древнее запись, тем сложнее ее расшифровать.
Знаменный распев самый древний, но не единственный. Существовал еще демественный распев, или демество. В отличие от знаменного он не подчинялся системе восьмигласия, им распевались песнопения, для которых не было указано определенного гласа, или те, что пелись в особо торжественных случаях, например в большие церковные праздники. Также для праздничных гимнов использовался путевой распев, по своему звучанию более медленный и тяжеловесный, чем демественный. Какое-то время звучал и кондакарный распев, более сложный, чем знаменный, с большим количеством украшений, требующий особого певческого мастерства.
ШКОЛА ВЫСОКОГО ИСКУССТВА
Что же касается самих мастеров пения, то их на Руси начали обучать при Владимире Святославиче. При Десятинной церкви, им построенной, существовал свой хор и школа певчих - первый центр певческого искусства. Позднее, когда к концу XII века Киев потерял свое значение столицы, в каждом стольном городе удельного княжества имелся свой соборный храм, свой хор - а значит, и своя школа пения. Внутреннее устройство храма несколько отличалось от современного. Иконостаса как перегородки, полностью отделяющей алтарь от остального храма, еще не существовало - была только невысокая "преграда" перед алтарем, слева и справа от которой стояли певчие. Некоторые песнопения исполнялись ими на амвоне, возвышении, которое располагалось не перед алтарем, как теперь, а посреди храма, а хоры, то есть верхние галереи, если таковые вообще были, предназначались для женщин с детьми или удельного князя, но никак не для певчих. Петь на амвоне имели право только специально посвященные певцы, одетые в особые одежды, а в отдельные моменты службы к пению присоединялись все прихожане. Но повторюсь, что пока речь идет исключительно об одноголосном пении, многоголосие появилось лишь в конце XVI века, но и тогда оно очень сильно отличалось от современного.
С усилением Москвы туда перемещается и центр певческой культуры. Иван Грозный взял в качестве мастеров придворного пения нескольких новгородцев и создал у себя что-то вроде высшей певческой школы. Его хор Государевых певчих дьяков со временем превратился в Придворную певческую капеллу и просуществовал до 1917 года. В это время певческое искусство достигло уже таких высот, что к певцам предъявлялись требования, сравнимые с требованиями школы бельканто: необходима была специальная постановка голоса, хорошая дикция, чувство ритма, экспрессия, владение речитативом, умение импровизировать и многое другое.
КВАДРАТНЫЕ НОТЫ
В XVII веке появляются новые распевы: киевский, болгарский и греческий, которые (особенно киевский) сильно потеснили знаменный. Откуда появился болгарский распев, до сих пор не до конца ясно: с тем, который звучит в собственно болгарской церкви, он имеет очень мало общего. Греческий - тоже вовсе не тот, который принесли греки во времена крещения Руси; его записали в середине XVII века с голоса греческих певцов в Москве, причем, поскольку записывали москвичи и киевляне, напев оказался очень сильно русифицированным, то есть приближенным к тому, что они привыкли слышать. В это же время знамена постепенно начинают выходить из употребления, потому что уже появился нотный пятилинейный стан, но... с квадратными нотами (их называют "топориками") - ведь писали тогда гусиными перьями с тупым очином. Как эта система записи близка к современной, "круглонотной", так и новые напевы уже значительно ближе к нашим нынешним, чем древний знаменный.
Еще позже появился так называемый обиходный напев. Директор Придворной певческой капеллы А. Ф. Львов обработал ряд мелодий - отчасти из греческого напева, отчасти из знаменного, при этом сильно упростив их, и энергичными административными мерами распространил по всей России свой "обиход", который с середины XIX века прочно вошел в практику почти повсеместно и используется до сих пор. К началу ХХ века знаменный напев практически перестал звучать в наших православных церквах, но продолжал звучать в старообрядческих.
В последнее время интерес к древним напевам, и в первую очередь к знаменному, растет. В Петербургской консерватории ими занимаются на кафедре Древнерусского певческого искусства. Знаменный напев звучит в некоторых храмах нашего города, например в храме подворья Оптиной пустыни на набережной Лейтенанта Шмидта, в церкви Серафима Саровского в поселке Песочное, а также в старообрядческих церквах.
Наталия ВИНОГРАДОВА
КТО ТАКОЙ РОООМАХАХАНЕХЕХЕЕЕ?
На каждую неделю приходился свой "глас", которым следовало распевать положенные песнопения в течение всей недели. Сейчас мы знаем два лада - мажор и минор, а гласов существовало восемь, то есть восемь разных ладов. Таким образом, в первую неделю все богослужебные гимны распевались на первый глас, во вторую - на второй и так далее; через восемь недель круг возобновлялся - и в девятую неделю снова возвращался первый глас. Эти восемь недель именовались "столп", отсюда пошло название "столповой распев". Каждому гласу соответствовало некоторое число попевок (такую попевку могли составлять один-два звука или целый напев), каждая из которых обозначалась соответствующим знаменем. Из этих-то попевок, как из деталей мозаики, и строились все мелодии гласа.
Само пение тоже сильно отличалось от того, которое мы привыкли слышать в современной церкви. В Византии в богослужении использовались специальные звукоэффекты, например гудение с закрытым ртом или гортанные выкрики (в некоторых восточных церквях нечто подобное можно услышать и сейчас). Также "хорошим тоном" считалась вставка лишних слогов в слова в качестве своеобразных "украшений" - до того, что иной раз из-за этого становилось трудно понять смысл слова. Все это было перенято руссами; в результате такого подражания и в текстах, составленных на Руси, попадались слова малопонятные, например христианское имя одного из первых русских страстотерпцев, князя Бориса (в крещении Романа), из "Романе" (форма звательного падежа) превратилось в "Рооомахаханехехеее".
Знамена не указывали точную высоту и продолжительность звука. Иными словами, даже если мы знаем, что данный слог следует просто пропеть на одном звуке, то совершенно неясно, как долго надо этот слог тянуть и на какой высоте - многое зависело от самого певца, от его голосовых возможностей и вкуса. Сами знамена служили скорее напоминанием, то есть прочесть абсолютно незнакомый напев по ним было невозможно. Кроме того, разные учителя пения учили петь отдельные попевки по-разному. С течением времени система записи совершенствовалась, в начале XVII века возникли киноварные пометы (киноварь - красная краска), которые указывали относительную высоту мелодии заглавными буквами: Г - гораздо низко, Н - низко, С - средним гласом, М - мрачно, П - повыше и В - высоко, еще позже возникли особые пометки при каждом знамени. Сейчас расшифровка рукописей XVII века не представляет серьезных проблем, но чем древнее запись, тем сложнее ее расшифровать.
Знаменный распев самый древний, но не единственный. Существовал еще демественный распев, или демество. В отличие от знаменного он не подчинялся системе восьмигласия, им распевались песнопения, для которых не было указано определенного гласа, или те, что пелись в особо торжественных случаях, например в большие церковные праздники. Также для праздничных гимнов использовался путевой распев, по своему звучанию более медленный и тяжеловесный, чем демественный. Какое-то время звучал и кондакарный распев, более сложный, чем знаменный, с большим количеством украшений, требующий особого певческого мастерства.
ШКОЛА ВЫСОКОГО ИСКУССТВА
Что же касается самих мастеров пения, то их на Руси начали обучать при Владимире Святославиче. При Десятинной церкви, им построенной, существовал свой хор и школа певчих - первый центр певческого искусства. Позднее, когда к концу XII века Киев потерял свое значение столицы, в каждом стольном городе удельного княжества имелся свой соборный храм, свой хор - а значит, и своя школа пения. Внутреннее устройство храма несколько отличалось от современного. Иконостаса как перегородки, полностью отделяющей алтарь от остального храма, еще не существовало - была только невысокая "преграда" перед алтарем, слева и справа от которой стояли певчие. Некоторые песнопения исполнялись ими на амвоне, возвышении, которое располагалось не перед алтарем, как теперь, а посреди храма, а хоры, то есть верхние галереи, если таковые вообще были, предназначались для женщин с детьми или удельного князя, но никак не для певчих. Петь на амвоне имели право только специально посвященные певцы, одетые в особые одежды, а в отдельные моменты службы к пению присоединялись все прихожане. Но повторюсь, что пока речь идет исключительно об одноголосном пении, многоголосие появилось лишь в конце XVI века, но и тогда оно очень сильно отличалось от современного.
С усилением Москвы туда перемещается и центр певческой культуры. Иван Грозный взял в качестве мастеров придворного пения нескольких новгородцев и создал у себя что-то вроде высшей певческой школы. Его хор Государевых певчих дьяков со временем превратился в Придворную певческую капеллу и просуществовал до 1917 года. В это время певческое искусство достигло уже таких высот, что к певцам предъявлялись требования, сравнимые с требованиями школы бельканто: необходима была специальная постановка голоса, хорошая дикция, чувство ритма, экспрессия, владение речитативом, умение импровизировать и многое другое.
КВАДРАТНЫЕ НОТЫ
В XVII веке появляются новые распевы: киевский, болгарский и греческий, которые (особенно киевский) сильно потеснили знаменный. Откуда появился болгарский распев, до сих пор не до конца ясно: с тем, который звучит в собственно болгарской церкви, он имеет очень мало общего. Греческий - тоже вовсе не тот, который принесли греки во времена крещения Руси; его записали в середине XVII века с голоса греческих певцов в Москве, причем, поскольку записывали москвичи и киевляне, напев оказался очень сильно русифицированным, то есть приближенным к тому, что они привыкли слышать. В это же время знамена постепенно начинают выходить из употребления, потому что уже появился нотный пятилинейный стан, но... с квадратными нотами (их называют "топориками") - ведь писали тогда гусиными перьями с тупым очином. Как эта система записи близка к современной, "круглонотной", так и новые напевы уже значительно ближе к нашим нынешним, чем древний знаменный.
Еще позже появился так называемый обиходный напев. Директор Придворной певческой капеллы А. Ф. Львов обработал ряд мелодий - отчасти из греческого напева, отчасти из знаменного, при этом сильно упростив их, и энергичными административными мерами распространил по всей России свой "обиход", который с середины XIX века прочно вошел в практику почти повсеместно и используется до сих пор. К началу ХХ века знаменный напев практически перестал звучать в наших православных церквах, но продолжал звучать в старообрядческих.
В последнее время интерес к древним напевам, и в первую очередь к знаменному, растет. В Петербургской консерватории ими занимаются на кафедре Древнерусского певческого искусства. Знаменный напев звучит в некоторых храмах нашего города, например в храме подворья Оптиной пустыни на набережной Лейтенанта Шмидта, в церкви Серафима Саровского в поселке Песочное, а также в старообрядческих церквах.
Наталия ВИНОГРАДОВА