Культура

НОВАЯ СТАРАЯ "КАРМЕН"

03 сентября
Не осмелюсь утверждать, что старый, известный, как говорят, "вечный" сюжет - беспроигрышный вариант в театре, будь то драма или балет. Постановки рискуют стать перепевкой старых песен. Перед их авторами стоит задача найти свое решение, настолько яркое, чтобы оправдать обращение к пересказанной много раз истории и в то же время в своей оригинальности быть достойным великого сюжета. Каких только "Кармен" не ставилось в балете - и в классике, и в модерне, и в стиле фламенко. И тем не менее тема эта не закрыта ни в танце, ни в музыке. Хотя вряд ли сегодня кто-то из композиторов решится писать новую музыку для "Кармен": "Кармен" - это Бизе. Бизе можно лишь слегка обновить; этим занялся когда-то Р. Щедрин, и родилась знаменитая "Кармен-сюита", по тому же пути пошел и Игорь Пономаренко, автор музыкального сопровождения "Дона Хозе". Его аранжировка классики в исполнении двойного дуэта "Ма.Гр.Иг.Ал." представляет Кармен героиней современного рассказа. Приправленная балалайкой, баяном и электронными ударными, оперная музыка звучит необычно, и подчас в ней не сразу узнаешь Бизе. Если "Хабанеру" можно распознать в любом варианте, то ремикс любовного дуэта хорошо скрывает первоисточник.
С узнаванием сюжета проблем не возникает. Юрий Петухов, не только автор хореографии, но и либреттист спектакля, внимательно следуя сюжету Мериме, дополняет его оперными персонажами и своими оригинальными идеями. В центре действия Хозе, раздираемый любовью к Микаэле и страстью к Кармен. Спектакль по сути - история одного убийцы: сначала жертва случайна, юноша. Этот эпизод интерпретаторы "Кармен", как правило, обходят, Петухов же вплетает его в драматургию отношений Хозе и Кармен - смертью знаменуется их первая встреча, смерть сопровождает их и после - жертвами становятся офицер, тореадор Эскамильо, контрабандист Гарсия и в финале сама Кармен. Но правосудие уже свершилось, и в начале спектакля Хозе во власти мрачных монахов, слуг смерти, а все события - лишь взгляд в прошлое, цепочка воспоминаний, звенья которой порой не связаны сценически, смена мизансцен в лишенном декораций пространстве сцены, как правило, не слишком оригинальна - вышли, станцевали, ушли. А сами мизансцены решены изобретательно и ярко: веера, алые полотна в массовых танцах (спектакль оформлен в традиционных красном, черном и белом, художник по костюмам Янис Чамалиди). Хореограф нашел и индивидуальные пластические характеристики персонажей - иронично-женственные солдаты, забавно суетливые контрабандисты, любующийся собой Эскамильо (блестящая актерская работа Александра Строкина). Оригинален не только результат, но и средства его достижения. Ю. Петухов использует в спектакле новую танцевальную обувь, сочетающую каблук с пуантовым носком. В ней нет классического изящества: каблук нарушает утонченно изысканную линию поставленной на пальцы ноги; и в то же время нет жесткости, которой добиваются в характерной обуви. Но появляется особый шарм острых грубоватых движений.
Но не костюмы и не обувь красят героев, и удачу определяет не только и не столько новизна открытий, сколько исполнители. Хозе юного Егора Менщикова, порывистый мальчишка, разрывающийся в попытке понять свои чувства, оказался гораздо ближе к литературному образу, чем Хозе опытного Владимира Аджамова, в исполнении которого не было этого безрассудства, да и согласно новелле Хозе называли доном не в силу его возраста. А присутствие в спектакле Кармен Алисы Свешниковой, бескомпромиссно свободной, независимой и обольстительной, заряжало действие нервом. И возможно, именно благодаря таким исполнительницам "Кармен" в театре - беспроигрышный вариант.
Ольга МАКАРОВА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
0
26 ноября
вторник
+2
27 ноября
среда
+5
Слабый дождь