Культура
ЖЕНСКАЯ ДОЛЯ ТАКАЯ...
03 сентября
Говорухин принципиально точен в воссоздании того времени, которое прошлось колесом по многим человеческим судьбам. Действие фильма начинается в 1935-м и заканчивается в 1957-м. Дабы зрители не сомневались и не гадали о времени, показанном на экране, каждый этап в супружеской жизни Веры и Александра отбивается хронологическим титром. Все, о чем положено рассказать, повествуя о судьбе офицера и его жены, присутствует, хотя очевидно, что некоторые эпизоды скорее обозначают настроения эпохи, чем отражают ее отношения с персонажами. Хотя мне, например, было бы любопытно узнать, как воевал герой Балуева. Его жесткость, которая кажется чрезмерной в отношениях с Верой, оборачивается решительностью и волей в экстремальных ситуациях. Недаром лучший эпизод картины - налет фашистских самолетов на поезд в день начала войны. Но политические и общественные катаклизмы режиссер оставил за кадром, сосредоточив внимание на личной жизни героини.
Несомненно, Светлана Ходченкова просто обречена на симпатии зрителей, особенно зрительниц. Она идеально подходит для мелодраматической конструкции, принятой Говорухиным за основу отношений с публикой. Но мне-то кажется, что время от времени сентиментальность происходящего ему порядком надоедала и тогда волей-неволей он обращался к спасительному жанру комедии. Поэтому и распадается фильм на две очевидные части. В первой - история супружества Веры. Во второй - жизнь после, когда на сцене появляется некая знаменитая актриса Маргарита Ивановна (соло Инны Чуриковой в этой роли бесподобно), явно напоминающая по манерам Фаину Раневскую. Юмор только и может спасти проявляющуюся все ближе к финалу схематичность сюжетосложения. Правда, как выяснилось, в оригинале картина в два раза длиннее, потому как снималась для телевидения. И вполне вероятно, что на телеэкране она будет смотреться более обстоятельно.
А пока мы имеем вполне слезоточивый кинопродукт, снятый с сочувствием к героям. В фильме читается намерение автора вызвать аналогичные чувства и у публики. Только использованы для этого такие характеры и коллизии, которые кажутся уже где-то виденными. Взгляд зрителя со стажем отметит сюжетные и стилистические совпадения картины Говорухина с такими узнаваемыми лентами, как "Салют, Мария!", "Офицеры", "Дом, в котором я живу", "Высокое звание". Но допускаю, что зрительницы со стажем, вздохнув после просмотра, вспомнят и свою жизнь. И каждая из них заслуживает не меньшего благословения, чем героиня новой картины Говорухина.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Несомненно, Светлана Ходченкова просто обречена на симпатии зрителей, особенно зрительниц. Она идеально подходит для мелодраматической конструкции, принятой Говорухиным за основу отношений с публикой. Но мне-то кажется, что время от времени сентиментальность происходящего ему порядком надоедала и тогда волей-неволей он обращался к спасительному жанру комедии. Поэтому и распадается фильм на две очевидные части. В первой - история супружества Веры. Во второй - жизнь после, когда на сцене появляется некая знаменитая актриса Маргарита Ивановна (соло Инны Чуриковой в этой роли бесподобно), явно напоминающая по манерам Фаину Раневскую. Юмор только и может спасти проявляющуюся все ближе к финалу схематичность сюжетосложения. Правда, как выяснилось, в оригинале картина в два раза длиннее, потому как снималась для телевидения. И вполне вероятно, что на телеэкране она будет смотреться более обстоятельно.
А пока мы имеем вполне слезоточивый кинопродукт, снятый с сочувствием к героям. В фильме читается намерение автора вызвать аналогичные чувства и у публики. Только использованы для этого такие характеры и коллизии, которые кажутся уже где-то виденными. Взгляд зрителя со стажем отметит сюжетные и стилистические совпадения картины Говорухина с такими узнаваемыми лентами, как "Салют, Мария!", "Офицеры", "Дом, в котором я живу", "Высокое звание". Но допускаю, что зрительницы со стажем, вздохнув после просмотра, вспомнят и свою жизнь. И каждая из них заслуживает не меньшего благословения, чем героиня новой картины Говорухина.
Сергей ИЛЬЧЕНКО