Культура
КЛУБНИКА В СМЕТАНЕ
10 сентября
Можно не любить Татьяну Доронину. Можно иронизировать над ее попытками стать во главе "женской" части разделенного надвое МХАТа Союза ССР. Можно сожалеть о том, что не было в последнее время у этой талантливой актрисы достойных ее драматического дара ролей. Но никто из тех, кто любит и ценит искусство лицедейства, никогда не сможет забыть те самые чарующие доронинские интонации, с которыми в нашу жизнь и в наш культурный обиход вошли всего две фразы. Обе из "Старшей сестры". "Любите ли вы театр?" - спрашивала Надя Резанова членов приемной комиссии театрального института словами Белинского. А потом пыталась утвердиться на профессиональной сцене гуманистическим афоризмом Александра Володина: "Доброе слово и кошке приятно".
Театралы со стажем вспомнят Татьяну Доронину времен расцвета товстоноговского БДТ. Только она могла сыграть Софью в "Горе от ума" так, что становилась понятной фраза Пушкина об этой героине: "Не то б... не то московская кузина". Это был тот редкий случай, когда ум и красота гармонично сочетались в этой истинно русской красавице, и мало кто впоследствии мог оказаться достойной высоких и натужных страстей Достоевского так же, как была достойна Татьяна Доронина образа Настасьи Филипповны в сценической версии "Идиота". Ей сразу покорилось то, о чем другие актрисы мечтают всю свою жизнь. И пока ее талант, как истинный бриллиант, подвергался огранке жесткой рукой Георгия Товстоногова, все понимали, что Доронина абсолютно на месте в составе звездной труппы его театра.
Соблазны столичной московской жизни разрушили столь плодотворный союз, и актриса, что называется, пошла по театрам. У нее были роли лучше и хуже. Были даже всплески всенародной славы в кино, когда она играла простых русских женщин, то напевая песню Пахмутовой "Нежность" в "Трех тополях на Плющихе", то заботясь о своей падчерице в мелодраме "Мачеха". Но все это казалось лишь отголосками той мощной умной красоты актрисы, которую видели многие счастливцы в Ленинградском БДТ им. Горького 50-60-х годов.
Позже начнется период иронического осмысления ее дара и ее стиля. И как не вспомнить язвительную эпиграмму Валентина Гафта. Но ни о ком другом наш артист-поэт не смог бы сказать так, как он сказал о нынешней юбилярше: "Доронина Таня как клубника в сметане..." Знающий продолжит. В этом есть некая горькая правда жизни, которая, увы, поспорит с искусством, ибо сегодня совершенно ясно, что Татьяне Васильевне было подвластно все. Другое дело, что после Товстоногова и Ефремова не нашлось рядом с ней достойных мужчин и режиссеров, чтобы подарить ей те роли, которые были бы соразмерны ее таланту. Скажите, кто еще среди российских актрис сможет соединить в себе извечные русские надрывность и чувственность с европейским умом и красотой? Ответ очевиден. Никто, кроме Дорониной.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Театралы со стажем вспомнят Татьяну Доронину времен расцвета товстоноговского БДТ. Только она могла сыграть Софью в "Горе от ума" так, что становилась понятной фраза Пушкина об этой героине: "Не то б... не то московская кузина". Это был тот редкий случай, когда ум и красота гармонично сочетались в этой истинно русской красавице, и мало кто впоследствии мог оказаться достойной высоких и натужных страстей Достоевского так же, как была достойна Татьяна Доронина образа Настасьи Филипповны в сценической версии "Идиота". Ей сразу покорилось то, о чем другие актрисы мечтают всю свою жизнь. И пока ее талант, как истинный бриллиант, подвергался огранке жесткой рукой Георгия Товстоногова, все понимали, что Доронина абсолютно на месте в составе звездной труппы его театра.
Соблазны столичной московской жизни разрушили столь плодотворный союз, и актриса, что называется, пошла по театрам. У нее были роли лучше и хуже. Были даже всплески всенародной славы в кино, когда она играла простых русских женщин, то напевая песню Пахмутовой "Нежность" в "Трех тополях на Плющихе", то заботясь о своей падчерице в мелодраме "Мачеха". Но все это казалось лишь отголосками той мощной умной красоты актрисы, которую видели многие счастливцы в Ленинградском БДТ им. Горького 50-60-х годов.
Позже начнется период иронического осмысления ее дара и ее стиля. И как не вспомнить язвительную эпиграмму Валентина Гафта. Но ни о ком другом наш артист-поэт не смог бы сказать так, как он сказал о нынешней юбилярше: "Доронина Таня как клубника в сметане..." Знающий продолжит. В этом есть некая горькая правда жизни, которая, увы, поспорит с искусством, ибо сегодня совершенно ясно, что Татьяне Васильевне было подвластно все. Другое дело, что после Товстоногова и Ефремова не нашлось рядом с ней достойных мужчин и режиссеров, чтобы подарить ей те роли, которые были бы соразмерны ее таланту. Скажите, кто еще среди российских актрис сможет соединить в себе извечные русские надрывность и чувственность с европейским умом и красотой? Ответ очевиден. Никто, кроме Дорониной.
Сергей ИЛЬЧЕНКО