Культура
ВАЛЕРИЙ ФОКИН: ЕСТЬ ЧТО-ТО ОСОБЕННОЕ В ЭТОМ ДОМЕ
10 сентября
Правда, сенсация была ожидаемой. Разговоры о том, что Александринский театр "ухаживает" за Фокиным и стремиться заполучить его в главные режиссеры, шли уже давно. Пока слухи циркулировали, между Александринкой и московским Центром имени Мейерхольда возникли творческие связи, появилась совместная программа "Новая жизнь традиций". И первой постановкой, открывшей эту программу, стал "Ревизор" в постановке Валерия Фокина, который вот уже скоро год как идет на сцене Александринки при полных аншлагах.
Но разговоры и слухи одно, а министерский приказ и вступление в должность художественного руководителя - это все равно сенсация. Хотя нельзя сказать, что случай беспрецедентный - в 1932 году известный московский режиссер, вахтанговец Борис Сушкевич возглавил старейший русский театр в Ленинграде. Опыт оказался удачным, в репертуаре театра появились тогда значительные спектакли. И все-таки - мы привыкли уже к тому, что талантливых питерских актеров и режиссеров заманивает в свое чрево ненасытная столица, движение в обратную сторону - явление крайне редкое. Поэтому на недавней пресс-конференции в Царском фойе Александринки собралось изрядное количество журналистов и телекамер, перед которыми выступил новоиспеченный художественный руководитель.
О ЛИЧНЫХ МОТИВАХ
...Шаг этот был для меня очень серьезным. Мне ведь ничего, кроме дела, не нужно, говорю искренне. При всех сложностях моя жизнь благополучна: у меня есть прекрасный театральный дом в Москве - Центр Мейерхольда - я вполне востребованный режиссер... Так что никаких иных целей, кроме чисто профессиональных, нет. Когда репетировал "Ревизора", не думал, что что-нибудь произойдет в дальнейшем. Репетировал и репетировал. Но в процессе работы какая-то не формулируемая поселилась во мне любовь. Зал Александринки стал мне часто видеться. Есть что-то завораживающее, что-то особенное в этом доме. Не только про здание говорю, но и про атмосферу. Это и стало главным, решающим мотивом... Жить буду на два дома. По контракту я должен бывать в Питере не меньше 4 раз в месяц. Это, конечно, очень мало и в реальности будет гораздо больше, чем по контракту, - дел невпроворот...
О ТРУППЕ
Второй мотив - труппа, актеры, по-хорошему удивившие своим активным желанием работать. Даже пожилые люди, которые могли бы в массовых сценах не плясать-прыгать по три часа, потому что тяжело и особого удовлетворения не приносит, но и они делали это с полной отдачей, с явным желанием работать. Такое отношение обрадовало и удивило. Хотя понимаю, что труппа не в идеальном состоянии. Она требует формирования, внимания... Прежде всего труппу надо исследовать, нужно ее понять. Есть артисты, которые вряд ли вспомнят что-либо, другие вспомнят... Есть старики, они должны быть, Александринка - такой театр, в нем должны быть старики, они вносят определенную атмосферу, даже если выходят на сцену на пару минут. Есть молодые актеры, которым надо дать возможность проявить себя. Есть и лишние люди, они бывают везде и всегда. Но подход будет взвешенным, никаких кавалерийских замахов не предполагается.
О МЕЙЕРХОЛЬДЕ
Третий мотив - Мейерхольд, который связал меня с Александринкой. Годы его работы существенно повлияли на театр, и это влияние ощущается до сих пор. Его постоянные приезды и работа над тремя редакциями легендарного "Маскарада" не случайны. Он очень любил Питер и Александринку.
О ЮБИЛЕЕ РУССКОГО ТЕАТРА
30 августа 2006 года будет праздноваться юбилей национального театра. В этот день 250 лет назад Елизаветой был подписан указ о формировании профессиональной русской театральной труппы, перекочевавшей потом в великолепное здание, построенное Росси. Министерство хочет, чтобы я кроме руководства театром возглавил подготовку к юбилею. Мне предлагали подписать контракт на 5 лет. Я настаивал на трех годах, до юбилея. Тут не хитрю и не лукавлю. Конечно, три года для такого театра не много. Здесь нужна многолетняя работа. Но, с другой стороны, три года - это и много. Все зависит от того, какую задачу ставить, что делать. Считаю, что за эти три года надо попытаться создать основу, фундамент перемен, нового качественного ускорения Александринского театра. Когда говорю о юбилее, я не имею в виду медали и банкет, они все равно будут, независимо от того, останусь я художественным руководителем или нет. Тут речь о том, что необходимо сделать, чтоб театр занял то место, которое достойно его великой судьбы.
Считаю обязательным провести реконструкцию. Она должна коснуться всего театра, включая зрительскую часть. Необходимо приводить в порядок сцену, менять оборудование. Надо непременно достроить новую сцену, которая сейчас стоит заброшенная в углу площади Островского между управлением железной дороги и Театральным музеем. Это важно, потому что новая сцена должна предоставить место современной театральной технологии, где молодые и не только молодые режиссеры могли бы что-то делать и питать своими идеями и экспериментами большую сцену.
О РЕПЕРТУАРНЫХ ПЛАНАХ
Вопрос репертуара не прост. Ясно, что случайные названия должны с афиши исчезнуть. Но прежде чем решать, что ставить, необходимо понять, кто ходит в театр. Когда в Москве говорят, что в театре аншлаг, мне первым делом хочется уяснить, кто сидит в зале и на что он пришел. По поводу чего аншлаг? К репертуару надо подходить взвешенно...
Программа "Новая жизнь традиций" продолжает осуществляться. Сейчас Григорий Козлов работает над "Маленькими трагедиями". Премьера в декабре. Потом Матиас Ланхоф приступит к "Смерти Тарелкина". Спектакль должен был выйти в этом году, но мы не поспели с технической частью, с костюмами и декорациями. Пришлось переписывать контракт и платить неустойку. Западный режиссер не понимает, когда переносятся сроки. Это мы понимаем и согласно киваем головой, мол, ничего-ничего... В 2005 году польский режиссер Кристиан Люпа поставит "Чайку". Будем работать и над современной драматургией, прежде всего питерской. Вообще считаю правильным опираться на Петербург. Это касается и режиссуры. Собираюсь сотрудничать с Анатолием Праудиным, Юрием Бутусовым, Андреем Могучим...
Главным режиссером Александринки будет назначен Александр Галибин. Новый устав театра предусматривает введение должности главного режиссера. Здесь такая схема: художественный руководитель - главный режиссер в свое время практиковалась. Связано это еще и с тем, что я не смогу физически ежедневно присутствовать, на мне общее руководство и подготовка к юбилею. Но есть еще ежедневная работа в театре, которую будет осуществлять главный режиссер.
Сам я хотел бы осуществить на сцене Александринки постановку по Достоевскому, этот автор давно здесь не шел. Думаю поставить еще и легендарную для этого театра пьесу - "Живой труп" Толстого...
Перемены коснулись александринской сцены с большим опозданием. Во многом былая слава этого театра утрачена. Вопрос: безвозвратно ли? Валерий Фокин явно считает, что все поправимо. Нам, петербуржцам, очень хочется с ним согласиться...
Александр УРЕС
Но разговоры и слухи одно, а министерский приказ и вступление в должность художественного руководителя - это все равно сенсация. Хотя нельзя сказать, что случай беспрецедентный - в 1932 году известный московский режиссер, вахтанговец Борис Сушкевич возглавил старейший русский театр в Ленинграде. Опыт оказался удачным, в репертуаре театра появились тогда значительные спектакли. И все-таки - мы привыкли уже к тому, что талантливых питерских актеров и режиссеров заманивает в свое чрево ненасытная столица, движение в обратную сторону - явление крайне редкое. Поэтому на недавней пресс-конференции в Царском фойе Александринки собралось изрядное количество журналистов и телекамер, перед которыми выступил новоиспеченный художественный руководитель.
О ЛИЧНЫХ МОТИВАХ
...Шаг этот был для меня очень серьезным. Мне ведь ничего, кроме дела, не нужно, говорю искренне. При всех сложностях моя жизнь благополучна: у меня есть прекрасный театральный дом в Москве - Центр Мейерхольда - я вполне востребованный режиссер... Так что никаких иных целей, кроме чисто профессиональных, нет. Когда репетировал "Ревизора", не думал, что что-нибудь произойдет в дальнейшем. Репетировал и репетировал. Но в процессе работы какая-то не формулируемая поселилась во мне любовь. Зал Александринки стал мне часто видеться. Есть что-то завораживающее, что-то особенное в этом доме. Не только про здание говорю, но и про атмосферу. Это и стало главным, решающим мотивом... Жить буду на два дома. По контракту я должен бывать в Питере не меньше 4 раз в месяц. Это, конечно, очень мало и в реальности будет гораздо больше, чем по контракту, - дел невпроворот...
О ТРУППЕ
Второй мотив - труппа, актеры, по-хорошему удивившие своим активным желанием работать. Даже пожилые люди, которые могли бы в массовых сценах не плясать-прыгать по три часа, потому что тяжело и особого удовлетворения не приносит, но и они делали это с полной отдачей, с явным желанием работать. Такое отношение обрадовало и удивило. Хотя понимаю, что труппа не в идеальном состоянии. Она требует формирования, внимания... Прежде всего труппу надо исследовать, нужно ее понять. Есть артисты, которые вряд ли вспомнят что-либо, другие вспомнят... Есть старики, они должны быть, Александринка - такой театр, в нем должны быть старики, они вносят определенную атмосферу, даже если выходят на сцену на пару минут. Есть молодые актеры, которым надо дать возможность проявить себя. Есть и лишние люди, они бывают везде и всегда. Но подход будет взвешенным, никаких кавалерийских замахов не предполагается.
О МЕЙЕРХОЛЬДЕ
Третий мотив - Мейерхольд, который связал меня с Александринкой. Годы его работы существенно повлияли на театр, и это влияние ощущается до сих пор. Его постоянные приезды и работа над тремя редакциями легендарного "Маскарада" не случайны. Он очень любил Питер и Александринку.
О ЮБИЛЕЕ РУССКОГО ТЕАТРА
30 августа 2006 года будет праздноваться юбилей национального театра. В этот день 250 лет назад Елизаветой был подписан указ о формировании профессиональной русской театральной труппы, перекочевавшей потом в великолепное здание, построенное Росси. Министерство хочет, чтобы я кроме руководства театром возглавил подготовку к юбилею. Мне предлагали подписать контракт на 5 лет. Я настаивал на трех годах, до юбилея. Тут не хитрю и не лукавлю. Конечно, три года для такого театра не много. Здесь нужна многолетняя работа. Но, с другой стороны, три года - это и много. Все зависит от того, какую задачу ставить, что делать. Считаю, что за эти три года надо попытаться создать основу, фундамент перемен, нового качественного ускорения Александринского театра. Когда говорю о юбилее, я не имею в виду медали и банкет, они все равно будут, независимо от того, останусь я художественным руководителем или нет. Тут речь о том, что необходимо сделать, чтоб театр занял то место, которое достойно его великой судьбы.
Считаю обязательным провести реконструкцию. Она должна коснуться всего театра, включая зрительскую часть. Необходимо приводить в порядок сцену, менять оборудование. Надо непременно достроить новую сцену, которая сейчас стоит заброшенная в углу площади Островского между управлением железной дороги и Театральным музеем. Это важно, потому что новая сцена должна предоставить место современной театральной технологии, где молодые и не только молодые режиссеры могли бы что-то делать и питать своими идеями и экспериментами большую сцену.
О РЕПЕРТУАРНЫХ ПЛАНАХ
Вопрос репертуара не прост. Ясно, что случайные названия должны с афиши исчезнуть. Но прежде чем решать, что ставить, необходимо понять, кто ходит в театр. Когда в Москве говорят, что в театре аншлаг, мне первым делом хочется уяснить, кто сидит в зале и на что он пришел. По поводу чего аншлаг? К репертуару надо подходить взвешенно...
Программа "Новая жизнь традиций" продолжает осуществляться. Сейчас Григорий Козлов работает над "Маленькими трагедиями". Премьера в декабре. Потом Матиас Ланхоф приступит к "Смерти Тарелкина". Спектакль должен был выйти в этом году, но мы не поспели с технической частью, с костюмами и декорациями. Пришлось переписывать контракт и платить неустойку. Западный режиссер не понимает, когда переносятся сроки. Это мы понимаем и согласно киваем головой, мол, ничего-ничего... В 2005 году польский режиссер Кристиан Люпа поставит "Чайку". Будем работать и над современной драматургией, прежде всего питерской. Вообще считаю правильным опираться на Петербург. Это касается и режиссуры. Собираюсь сотрудничать с Анатолием Праудиным, Юрием Бутусовым, Андреем Могучим...
Главным режиссером Александринки будет назначен Александр Галибин. Новый устав театра предусматривает введение должности главного режиссера. Здесь такая схема: художественный руководитель - главный режиссер в свое время практиковалась. Связано это еще и с тем, что я не смогу физически ежедневно присутствовать, на мне общее руководство и подготовка к юбилею. Но есть еще ежедневная работа в театре, которую будет осуществлять главный режиссер.
Сам я хотел бы осуществить на сцене Александринки постановку по Достоевскому, этот автор давно здесь не шел. Думаю поставить еще и легендарную для этого театра пьесу - "Живой труп" Толстого...
Перемены коснулись александринской сцены с большим опозданием. Во многом былая слава этого театра утрачена. Вопрос: безвозвратно ли? Валерий Фокин явно считает, что все поправимо. Нам, петербуржцам, очень хочется с ним согласиться...
Александр УРЕС