Город
СТОЛИЦЫ СЕВЕРНОГО МОДЕРНА
16 сентября
В связи с прибытием с частным визитом в Петербург 41-го президента США Джорджа Буша с супругой и группой других высоких гостей, приглашенных к нам компанией PepsiCo, мы смогли вспомнить веселые юбилейные денечки. Вновь милиция на каждом углу в центре, продолжительные "временные" неудобства для обычных транспортных средств ради беспрепятственного проезда спецтранспорта... Никак у нас не могут научиться организовывать подобные мероприятия без заметного ущерба для нервов горожан. Судя по всему, юбилейные уроки еще не осмыслены властями города в полной мере - видимо, эта задача тоже свалится на голову нового губернатора.
В менее напряженной обстановке в эти же дни в Петербурге прошла II международная встреча руководителей национальных служб гражданской обороны стран Балтийского региона. По инициативе России создана Ассоциация чрезвычайных служб Европы и будет, возможно, создан Европейский центр борьбы с катастрофами. Подразделения центра должны дислоцироваться в нескольких местах, местонахождение штаб-квартиры пока не определено.
ФИНСКИЙ ДУХ
Подписан протокол о сотрудничестве Петербурга и Хельсинки на ближайшие три года. Первая декларация об установлении дружественных связей между нашими городами была принята 10 лет назад, 27 мая 1993 г., и в 2003 году городской юбилей совпал с 10-й годовщиной совместной работы. В начале этого года финское министерство просвещения представило пятилетнюю программу "Финляндия, Россия и международное сотрудничество", где заявлено, что для российско-финского сотрудничества очень важно сохранить культурное наследие и культурную окружающую среду, а также развивать культурную промышленность и туризм.
Особое значение придается сегодня развитию туристического обмена. Компания "Силья Лайн" вложила 6,5 млн евро в рекламную кампанию и модификацию теплохода "Силья Опера" специально для заходов в Петербург. С июля 2004 г. планируется удвоить число заходов финских паромов в Петербург. Вполне возможно, что уже в будущем году круизы станут доступны и россиянам.
Финские экологи, строители, специалисты по логистике и журналисты посетили строительство нефтеналивного порта в Высоцке (под Выборгом) - объекта, вызывающего повышенный интерес у финского общества. Компания "ЛУКОЙЛ" планирует запустить первую очередь нового нефтяного терминала уже в ноябре этого года. Мощность комплекса составит первоначально 2,5 млн тонн в год, но уже через месяц может вырасти до 4,3 млн тонн, а проектная мощность всего терминала - 10,6 млн тонн. Строительство первой очереди стоит 140 млн долларов, а общая стоимость порта - более 300 млн долларов.
В Невской куртине Петропавловской крепости открылась выставка "Русские в Хельсинки". Сходство наших городов неслучайно. Экспонаты из Музея Хельсинки рассказывают об истории взаимоотношений России и Финляндии и русском периоде жизни финской столицы - тогда называвшейся Гельсингфорсом. Отдельное место в экспозиции отведено финнам, проживавшим в России и внесшим вклад в российскую экономику и культуру.
Как и Петербург, Хельсинки - очень умышленный город, строившийся практически с нуля по генеральному плану, составленному в Петербурге. С начала позапрошлого века по 1917 год, пока Княжество Финляндское было составной частью Российской империи, была схожей и застройка - от неоклассицизма до стиля "югенд" - финской версии северного модерна.
В Смольном соборе открылась выставка "Образы Хельсинки и Петербурга" - это 40 работ художников из группы "Про Хельсинки Арт", двух финнов и одного русского жителя Финляндии, которые дружно пропагандируют редкий сегодня реализм в живописи. Открылась также выставка "Петербург глазами финского фотографа: история, реставрация", на которой представлены результаты двух фотосессий - начала прошлого сентября и марта этого года. Фотографии выставлялись уже ранее в замке города Турку. И еще одна выставка финского фото- и видеоарта "Другое зрение" открылась в Музейно-выставочном комплексе Государственного центра фотографии на улице Профессора Попова, где представлены работы пяти известных финских фотографов, объединенные общей и очень понятной петербуржцам темой оптических эффектов и миражей.
ГУЛЯТЬ ПО ВОДЕ
Учебный корабль ВМС Бразилии провел несколько дней у стенки Английской набережной. Назначение корабля - практическое обучение морскому делу гардемаринов из бразильской военно-морской академии. Корабль оснащен самым современным оборудованием, а в программу ежегодного учебного похода традиционно включаются и заходы в порты разных стран мира.
15 сентября начались мероприятия ежегодной программы "Окно в Нидерланды". Одним из главных аттракционов голландской декады может стать возможность пройтись пешком по воде реки Невы, если только удастся достичь соглашения о финансовой стороне проекта. Средством для водной прогулки служат прозрачные пластиковые надувные шары, приводимые в движение забравшимся внутрь человеком - по принципу белки в колесе. "Прогулка по воде" - это немного экстравагантно выраженная дань уважения мореплавателям прошлого, плававшим по водам Финского залива. Голландия известна своими морскими традициями, менее известно, что начало морской торговле между голландскими и нашими портами было положено более 1000 лет назад, а пик деловых связей пришелся на столетие, предшествовавшее основанию Петербурга.
Открылась российско-германская судоходная линия между Петербургом и Гамбургом. Маршрут организован российской Национальной контейнерной компанией, Дальневосточным морским пароходством, контейнерным оператором "Еврогейт" из Германии и одним из ведущих европейских судовых брокеров. Новый балтийский путь позволит отработать технологию грузовых перевозок, объем которых должен вскоре резко возрасти.
Перспективы Петербурга как транспортного узла между Европой и Азией обсудила III Международная евроазиатская конференция по транспорту. Проходящий через наш регион коридор Север - Юг отнесен к числу основных и самых многообещающих в Евразии.
На востоке Ленобласти сдан в эксплуатацию 40-километровый участок автодороги "Кола", которая проходит по пути старинного Архангелогородского тракта и связывает Петербург с Кольским полуостровом, Карелией и северной Финляндией. К 2007 году интенсивность движения на автодорогах области вырастет в 3 раза, особенно на участках, примыкающих к КАД, что потребует до 2,8 млрд рублей инвестиций на развитие дорожной сети.
Предстоит реконструкция шести участков автомобильных дорог территориального значения, в том числе на будущий год планируются работы стоимостью 288,6 млн рублей. Пик работ придется на 2005-2007 годы, когда восточное полукольцо КАД уже будет действовать и начнется сооружение западного полукольца.
КАЧЕСТВО ТУРПРОДУКТА
Фонд федеральных и региональных программ разработал концепцию развития туристской отрасли Петербурга "Серебряное кольцо". По мнению специалистов, наш город нуждается в долгосрочной программе развития туризма. Доходность мирового туризма должна вырасти в ближайшие 15 лет в 2-2,5 раза, но сегодня Петербург в десятки раз уступает по количеству туристов другим туристическим столицам мира. Несмотря на то что, по данным ЮНЕСКО, Петербург входит в десятку наиболее привлекательных для туризма мест в мире, лишь один гость из десяти соглашается приехать к нам повторно. Кроме того, каждый турист тратит в нашем городе в 3-5 раз меньше денег, чем во всем мире. Доля туризма в стоимости валового продукта в городе составляет сегодня лишь 7 процентов. Низкая эффективность туристической отрасли в Петербурге - результат отсутствия качественного турпродукта и краткосрочности визитов.
Выездной туризм может вскоре подорожать: с 1 октября Польша, скорее всего, введет визовый режим на границе с Россией. Окончательное решение еще не принято, открыт вопрос о стоимости виз, бесплатные визы обещаны детям, старикам, инвалидам, студентам и участникам культурных, учебных, научных и спортивных программ обмена. Поскольку Польша настаивает на необходимости визы и для транзитных пассажиров, сухопутные маршруты из Петербурга в Европу неизбежно подорожают и потеряют часть клиентов.
Поток российских туристов на Кипр в этом году также пошел на спад, что серьезно обеспокоило гостеприимных киприотов. Вопрос об открытии кипрского консульства в Петербурге находится "в завершающей стадии", уже назначен кипрский консул. С 1 января будущего года вводится визовый режим между нашими странами, однако это не должно осложнить жизнь российских туристов. По утверждению посла Кипра, рассмотрение заявок будет производиться в течение одного дня: подав заявку утром, можно будет к вечеру получить визу. Не исключено также, что некоторые россияне сохранят право безвизового въезда - в первую очередь дипломаты и госслужащие со служебными загранпаспортами.
ЦЕНА РЕСТАВРАЦИИ
Целевая программа требуется и для продолжения строительства в объеме не меньше нынешнего - а именно долгосрочная программа развития инженерных сетей, включающая как новое строительство, так и реконструкцию существующих сетей. Петербургский строительный бум ведет к тому, что старые сети перегружаются благодаря уплотнительной застройке, а в инженерную подготовку к застройке новых территорий необходимые деньги не вкладываются.
Не успели завершиться работы по созданию пешеходной зоны в Соляном переулке, как началось благоустройство в том же направлении Свечного переулка, улицы Правды и Большой Московской. Эти места не ремонтировались уже 10 лет, и проезжая часть здесь изрядно разбита. По Большой Московской и улице Правды и после реконструкции можно будет ездить в одну сторону, по нечетной стороне, а четные стороны улиц станут пешеходными. На углу улиц Большой Московской, Малой Московской и Правды соорудят фонтан и установят фонари-торшеры. Все работы должны завершиться примерно через год.
Через полгода в Царском Селе завершится строительство международного культурного центра "Пушкин". Общая стоимость проекта, реализация которого началась 3 года назад, - 13,5 млн долларов, из которых пока израсходовано лишь 1,5 млн. Финансируют проект федеральный бюджет и международные благотворительные организации. В том числе по линии комиссии по международной технической помощи при правительстве РФ на строительство центра выделено 7 млн долларов. Это будет четырехэтажное здание площадью 5 тыс кв. м, а в нем зрительный зал на 350 мест, выставочный зал, конференц-зал, кино- видеостудия, гостиница на 80 мест, ресторан и кафе.
Делегация фламандских предпринимателей - 60 человек из 30 компаний, в том числе представители крупнейших портов Антверпена, Зеебрюгге и Остенде - посетила Петербургский морской порт. Бизнесмены из Бельгии появились у нас в поисках новых деловых партнеров. А представители немецкой финансово-промышленной группы "Крупп-Тиссен" успешно ознакомились с первым петербургским опытом реконструкции панельного дома на Торжковской улице. На счету у немецкого концерна тысячи реконструированных домов, и рынок хрущевок в Германии уже почти исчерпан за 10 лет. Через 2 недели немцы должны дать ответ, возьмутся ли они за реконструкцию наших домов первых массовых серий.
Финансирование целевой программы "Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга" будет происходить за счет федерального бюджета по крайней мере до конца текущего десятилетия. В том числе уже в будущем году на эти цели должно быть выделено 108 млн рублей. Кроме того, предоставлена ссуда в 50 млн рублей на реконструкцию системы отопления в 2003-2005 годах.
На еврейском кладбище установлено надгробие на могиле архитектора-реставратора Александра Гессена - основателя Ленинградской школы реставрации, автора проектов реставрации после Отечественной войны памятников архитектуры Петербурга - Меншиковского, Мраморного и Летнего дворцов, домика Петра, Казанского собора, а также дворцов Монплезир и Марли в Петергофе. Памятник установлен по распоряжению и на средства администрации Петербурга.
Наш Музей Пушкина и стокгольмский Институт Швеции проведут 20-21 сентября симпозиум "Дни Ф. Лидваля в Петербурге". Участники обсудят не только творчество шведского архитектора, но и судьбу архитектуры северного модерна в Петербурге, Стокгольме, Риге и других городах Балтийского побережья. Будет организована экскурсия "Архитектура Лидваля в Санкт-Петербурге" и выставка на тему "Архитектура северного модерна".
Андрей АНТОНЕНКО
В менее напряженной обстановке в эти же дни в Петербурге прошла II международная встреча руководителей национальных служб гражданской обороны стран Балтийского региона. По инициативе России создана Ассоциация чрезвычайных служб Европы и будет, возможно, создан Европейский центр борьбы с катастрофами. Подразделения центра должны дислоцироваться в нескольких местах, местонахождение штаб-квартиры пока не определено.
ФИНСКИЙ ДУХ
Подписан протокол о сотрудничестве Петербурга и Хельсинки на ближайшие три года. Первая декларация об установлении дружественных связей между нашими городами была принята 10 лет назад, 27 мая 1993 г., и в 2003 году городской юбилей совпал с 10-й годовщиной совместной работы. В начале этого года финское министерство просвещения представило пятилетнюю программу "Финляндия, Россия и международное сотрудничество", где заявлено, что для российско-финского сотрудничества очень важно сохранить культурное наследие и культурную окружающую среду, а также развивать культурную промышленность и туризм.
Особое значение придается сегодня развитию туристического обмена. Компания "Силья Лайн" вложила 6,5 млн евро в рекламную кампанию и модификацию теплохода "Силья Опера" специально для заходов в Петербург. С июля 2004 г. планируется удвоить число заходов финских паромов в Петербург. Вполне возможно, что уже в будущем году круизы станут доступны и россиянам.
Финские экологи, строители, специалисты по логистике и журналисты посетили строительство нефтеналивного порта в Высоцке (под Выборгом) - объекта, вызывающего повышенный интерес у финского общества. Компания "ЛУКОЙЛ" планирует запустить первую очередь нового нефтяного терминала уже в ноябре этого года. Мощность комплекса составит первоначально 2,5 млн тонн в год, но уже через месяц может вырасти до 4,3 млн тонн, а проектная мощность всего терминала - 10,6 млн тонн. Строительство первой очереди стоит 140 млн долларов, а общая стоимость порта - более 300 млн долларов.
В Невской куртине Петропавловской крепости открылась выставка "Русские в Хельсинки". Сходство наших городов неслучайно. Экспонаты из Музея Хельсинки рассказывают об истории взаимоотношений России и Финляндии и русском периоде жизни финской столицы - тогда называвшейся Гельсингфорсом. Отдельное место в экспозиции отведено финнам, проживавшим в России и внесшим вклад в российскую экономику и культуру.
Как и Петербург, Хельсинки - очень умышленный город, строившийся практически с нуля по генеральному плану, составленному в Петербурге. С начала позапрошлого века по 1917 год, пока Княжество Финляндское было составной частью Российской империи, была схожей и застройка - от неоклассицизма до стиля "югенд" - финской версии северного модерна.
В Смольном соборе открылась выставка "Образы Хельсинки и Петербурга" - это 40 работ художников из группы "Про Хельсинки Арт", двух финнов и одного русского жителя Финляндии, которые дружно пропагандируют редкий сегодня реализм в живописи. Открылась также выставка "Петербург глазами финского фотографа: история, реставрация", на которой представлены результаты двух фотосессий - начала прошлого сентября и марта этого года. Фотографии выставлялись уже ранее в замке города Турку. И еще одна выставка финского фото- и видеоарта "Другое зрение" открылась в Музейно-выставочном комплексе Государственного центра фотографии на улице Профессора Попова, где представлены работы пяти известных финских фотографов, объединенные общей и очень понятной петербуржцам темой оптических эффектов и миражей.
ГУЛЯТЬ ПО ВОДЕ
Учебный корабль ВМС Бразилии провел несколько дней у стенки Английской набережной. Назначение корабля - практическое обучение морскому делу гардемаринов из бразильской военно-морской академии. Корабль оснащен самым современным оборудованием, а в программу ежегодного учебного похода традиционно включаются и заходы в порты разных стран мира.
15 сентября начались мероприятия ежегодной программы "Окно в Нидерланды". Одним из главных аттракционов голландской декады может стать возможность пройтись пешком по воде реки Невы, если только удастся достичь соглашения о финансовой стороне проекта. Средством для водной прогулки служат прозрачные пластиковые надувные шары, приводимые в движение забравшимся внутрь человеком - по принципу белки в колесе. "Прогулка по воде" - это немного экстравагантно выраженная дань уважения мореплавателям прошлого, плававшим по водам Финского залива. Голландия известна своими морскими традициями, менее известно, что начало морской торговле между голландскими и нашими портами было положено более 1000 лет назад, а пик деловых связей пришелся на столетие, предшествовавшее основанию Петербурга.
Открылась российско-германская судоходная линия между Петербургом и Гамбургом. Маршрут организован российской Национальной контейнерной компанией, Дальневосточным морским пароходством, контейнерным оператором "Еврогейт" из Германии и одним из ведущих европейских судовых брокеров. Новый балтийский путь позволит отработать технологию грузовых перевозок, объем которых должен вскоре резко возрасти.
Перспективы Петербурга как транспортного узла между Европой и Азией обсудила III Международная евроазиатская конференция по транспорту. Проходящий через наш регион коридор Север - Юг отнесен к числу основных и самых многообещающих в Евразии.
На востоке Ленобласти сдан в эксплуатацию 40-километровый участок автодороги "Кола", которая проходит по пути старинного Архангелогородского тракта и связывает Петербург с Кольским полуостровом, Карелией и северной Финляндией. К 2007 году интенсивность движения на автодорогах области вырастет в 3 раза, особенно на участках, примыкающих к КАД, что потребует до 2,8 млрд рублей инвестиций на развитие дорожной сети.
Предстоит реконструкция шести участков автомобильных дорог территориального значения, в том числе на будущий год планируются работы стоимостью 288,6 млн рублей. Пик работ придется на 2005-2007 годы, когда восточное полукольцо КАД уже будет действовать и начнется сооружение западного полукольца.
КАЧЕСТВО ТУРПРОДУКТА
Фонд федеральных и региональных программ разработал концепцию развития туристской отрасли Петербурга "Серебряное кольцо". По мнению специалистов, наш город нуждается в долгосрочной программе развития туризма. Доходность мирового туризма должна вырасти в ближайшие 15 лет в 2-2,5 раза, но сегодня Петербург в десятки раз уступает по количеству туристов другим туристическим столицам мира. Несмотря на то что, по данным ЮНЕСКО, Петербург входит в десятку наиболее привлекательных для туризма мест в мире, лишь один гость из десяти соглашается приехать к нам повторно. Кроме того, каждый турист тратит в нашем городе в 3-5 раз меньше денег, чем во всем мире. Доля туризма в стоимости валового продукта в городе составляет сегодня лишь 7 процентов. Низкая эффективность туристической отрасли в Петербурге - результат отсутствия качественного турпродукта и краткосрочности визитов.
Выездной туризм может вскоре подорожать: с 1 октября Польша, скорее всего, введет визовый режим на границе с Россией. Окончательное решение еще не принято, открыт вопрос о стоимости виз, бесплатные визы обещаны детям, старикам, инвалидам, студентам и участникам культурных, учебных, научных и спортивных программ обмена. Поскольку Польша настаивает на необходимости визы и для транзитных пассажиров, сухопутные маршруты из Петербурга в Европу неизбежно подорожают и потеряют часть клиентов.
Поток российских туристов на Кипр в этом году также пошел на спад, что серьезно обеспокоило гостеприимных киприотов. Вопрос об открытии кипрского консульства в Петербурге находится "в завершающей стадии", уже назначен кипрский консул. С 1 января будущего года вводится визовый режим между нашими странами, однако это не должно осложнить жизнь российских туристов. По утверждению посла Кипра, рассмотрение заявок будет производиться в течение одного дня: подав заявку утром, можно будет к вечеру получить визу. Не исключено также, что некоторые россияне сохранят право безвизового въезда - в первую очередь дипломаты и госслужащие со служебными загранпаспортами.
ЦЕНА РЕСТАВРАЦИИ
Целевая программа требуется и для продолжения строительства в объеме не меньше нынешнего - а именно долгосрочная программа развития инженерных сетей, включающая как новое строительство, так и реконструкцию существующих сетей. Петербургский строительный бум ведет к тому, что старые сети перегружаются благодаря уплотнительной застройке, а в инженерную подготовку к застройке новых территорий необходимые деньги не вкладываются.
Не успели завершиться работы по созданию пешеходной зоны в Соляном переулке, как началось благоустройство в том же направлении Свечного переулка, улицы Правды и Большой Московской. Эти места не ремонтировались уже 10 лет, и проезжая часть здесь изрядно разбита. По Большой Московской и улице Правды и после реконструкции можно будет ездить в одну сторону, по нечетной стороне, а четные стороны улиц станут пешеходными. На углу улиц Большой Московской, Малой Московской и Правды соорудят фонтан и установят фонари-торшеры. Все работы должны завершиться примерно через год.
Через полгода в Царском Селе завершится строительство международного культурного центра "Пушкин". Общая стоимость проекта, реализация которого началась 3 года назад, - 13,5 млн долларов, из которых пока израсходовано лишь 1,5 млн. Финансируют проект федеральный бюджет и международные благотворительные организации. В том числе по линии комиссии по международной технической помощи при правительстве РФ на строительство центра выделено 7 млн долларов. Это будет четырехэтажное здание площадью 5 тыс кв. м, а в нем зрительный зал на 350 мест, выставочный зал, конференц-зал, кино- видеостудия, гостиница на 80 мест, ресторан и кафе.
Делегация фламандских предпринимателей - 60 человек из 30 компаний, в том числе представители крупнейших портов Антверпена, Зеебрюгге и Остенде - посетила Петербургский морской порт. Бизнесмены из Бельгии появились у нас в поисках новых деловых партнеров. А представители немецкой финансово-промышленной группы "Крупп-Тиссен" успешно ознакомились с первым петербургским опытом реконструкции панельного дома на Торжковской улице. На счету у немецкого концерна тысячи реконструированных домов, и рынок хрущевок в Германии уже почти исчерпан за 10 лет. Через 2 недели немцы должны дать ответ, возьмутся ли они за реконструкцию наших домов первых массовых серий.
Финансирование целевой программы "Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга" будет происходить за счет федерального бюджета по крайней мере до конца текущего десятилетия. В том числе уже в будущем году на эти цели должно быть выделено 108 млн рублей. Кроме того, предоставлена ссуда в 50 млн рублей на реконструкцию системы отопления в 2003-2005 годах.
На еврейском кладбище установлено надгробие на могиле архитектора-реставратора Александра Гессена - основателя Ленинградской школы реставрации, автора проектов реставрации после Отечественной войны памятников архитектуры Петербурга - Меншиковского, Мраморного и Летнего дворцов, домика Петра, Казанского собора, а также дворцов Монплезир и Марли в Петергофе. Памятник установлен по распоряжению и на средства администрации Петербурга.
Наш Музей Пушкина и стокгольмский Институт Швеции проведут 20-21 сентября симпозиум "Дни Ф. Лидваля в Петербурге". Участники обсудят не только творчество шведского архитектора, но и судьбу архитектуры северного модерна в Петербурге, Стокгольме, Риге и других городах Балтийского побережья. Будет организована экскурсия "Архитектура Лидваля в Санкт-Петербурге" и выставка на тему "Архитектура северного модерна".
Андрей АНТОНЕНКО