Северо-Запад

ПЕТРОВСКИЙ ПУТЬ ИЗ ВОЛГИ В ЛАДОГУ

17 сентября
ИСКАНИЯ И ОСМОТР

В 1710 году Петр I в поисках удобного водного пути из молодой столицы на Волгу направляет инженера Джона Перри "в командировку". Ее цель - создать водный путь, соединив каналом реки Волжского склона - Мологу, Чагодощу, Чагоду, Горюн, Соминку с реками Балтийского склона - Тихвинкой, Сясью и Невой. В ту пору старый Вышневолоцкий водный путь не справлялся с потоком грузов, которые в отсутствие железных дорог и автотрасс перевозили в XVIII веке именно водой. А здесь, через водораздел (сегодня это территория Бокситогорского района Ленобласти, пограничная с Вологодчиной), все грузы приходилось "таскать" гужевым транспортом.
Петр уделяет новому пути пристальное внимание и в 1712-1716 годах лично несколько раз выезжает для "рекогносцировки". В версте от озера Крупино для него построен деревянный дом на каменном фундаменте (дом сгорел в 1802 году). В 1724 году он рассматривает возможность соединения каналом устья Волхова и Сяси - дабы не путешествовать по неспокойной Ладоге.
В последние годы жизни Петра трасса Тихвинской водной системы полностью обследована. Но ее строительству помешала смерть великого царя-плотника. И только в 1797 году, когда в засуху обмелела Вышневолоцкая система, вновь встал вопрос о новом водном пути в Волгу. Строительство началось в 1802 году, в царствование Александра I, а завершилось в 1811-м.

САМЫЙ КОРОТКИЙ ПУТЬ

От Волги путь шел по реке Мологе до устья Чагодощи (248 км), по Чагодоще и Чагоде до устья Горюна (167 км), по Горюну (13 км), озеру Вожанское (3 км), реке Соминке (32 км и 8 шлюзов), озеру Сомино (1 км), реке Волчине (10 км и 3 шлюза), Тихвинскому каналу через озера Крупино и Лебедино (6,3 км), реке Тихвинке (158 км и 48 шлюзов) - через озера Еглино и Озерское, по реке Сясь от устья Тихвинки до села Сясьские Рядки (96 км), по Старосясьскому каналу (11 км), Староладожскому каналу (112 км) и Неве - до Петербурга (74 км). Проще всего отследить этот путь по карте.
Тихвинский канал оказался самым коротким. Путь по нему от Рыбинска до Петербурга составлял 924 км. А по "альтернативным" водным дорогам - значительно дальше. По Мариинской системе - 1143 км, по Вышневолоцкой - 1440 км. Новый канал стал воплощением передовой инженерной мысли того времени. Судоходство по Тихвинской системе проходило в обе стороны, в то время как по Вышневолоцкой - только в одном направлении. Вдоль каналов была проложена дорога, так называемый бечевник, которым шли бурлаки (позже - лошади, еще позже - паровики). Это давало выигрыш в доставке грузов на целый месяц.
Именно здесь везли срочные и скоропортящиеся грузы. Да и мелкие реки заставляли использовать маломерные суда - до 33 тонн, так называемые тихвинки. Поэтому путь по Тихвинской водной системе был дороже для грузополучателей. И именно здесь везли товары на Макарьевскую (Нижегородскую) ярмарку.
Увы, система так и не была достроена. На порогах Чагоды, Тихвинки и Сяси шлюзов построено не было. Но хотя навигация длилась с конца апреля по октябрь (180 дней), по системе в год проходило до 6 тыс. судов.
После того как в 1851 году Петербург и Москву соединила Николаевская железная дорога, значение Тихвинской водной системы стало падать. Модернизация Мариинской системы тому только способствовала. И только после 1917 года Тихвинская система снова становится важной государственной артерией для доставки продовольствия в Петроград. В 1918 году ей присвоили имя Ленина, а вскоре - опять забросили.

ЗАПУСТЕНИЕ И НАДЕЖДЫ

Сегодня Тихвинская водная система практически не существует. Каналы, каморы, реки и фарватеры заросли. И по ним уже вряд ли пройдут даже прежние маломерные суда. Да и зачем, казалось бы - рядом автомобильная трасса Петербург - Вологда, а также железная дорога.
Но стоит памятник, поставленный Петру Великому устюжанскими купцами на месте, где стоял его путевой дворец. Огромная скала, собранная из булыжного камня, чугунный крест наверху - даже большевики не смогли его своротить. И не зарастает народная тропа к нему, хоть и в стороне от проезжих дорог.
А вот и единственный работоспособный шлюз, восстановленный на средства ОАО "Пикалевский глинозем". Правда, "восстановленный" - не то слово. Технологии строительства шлюзов из дерева утрачены, наверное, навсегда. Хотя ими и владеют вновь расплодившиеся в этих местах бобры. По-хорошему стоит произвести раскопки - тут все берега укреплены деревянными кряжами. Но нет на это ни средств, ни желания тех, у кого эти средства есть. А археологам и инженерам наверняка было бы весьма любопытно.
Единственный шлюз, "Вологодский" (у каждого шлюза было название - как у корабля), в деревне Сомино отстроен. Можно построить еще несколько. Зачем? Представители местной администрации и энтузиасты из потребкооперации уверены, что необходимо поднять уровень воды в старой системе. Зачем? Собственно, в последнее время тут остро стоит вопрос, каким образом вести сельское хозяйство. Земли тут бедные, и только на заливных лугах можно косить траву на корм скоту. Так вот, именно во времена работоспособной системы и шлюзов заливные луга давали корм многочисленным крестьянским буренкам.
Ну и кроме того - это же очень красиво, старая водная система. Каналы и шлюзы. Эта земля может стать местом паломничества для туристов. Тем более - места, связанные с именем Петра, - подлинный памятник... Наверное, так когда-нибудь обязательно будет.
Виктор НИКОЛАЕВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь