Культура
СПЕКТАКЛЬ - ЭТО ТОЖЕ ТОВАР
23 сентября
- Как возникла эта ваша идея и каким образом претворялась в жизнь?
- Начиная с 20 лет, пока учился на режиссерском факультете Театральной академии на Моховой, параллельно занимался продюсированием. Удалось привезти в Питер на гастроли Театр на Таганке, организовать приезд русской антрепризы Михаила Козакова из Израиля, отправить на гастроли в Лондон наш Театр Комедии. После этих акций поступило предложение занять должность директора театра, хотя никакого экономического образования у меня не было. Только высшее режиссерское.
С самого прихода в театр меня волновал один вопрос: почему, на каком основании актерам, которые не заняты в репертуаре, не работают, нужно платить деньги? Мое пребывание в "Приюте комедианта" разделилось на две части. Первые 4 года я был директором, а Юрий Томашевский художественным руководителем, театр находился на Малой Морской. Театр со штатной труппой: 30 ставок, заполнено 18, реально играли 6 артистов. 12 просто приходили и получали деньги. Это было одно из первых моих недоумений. Мы - государственная бюджетная организация, существуем на деньги налогоплательщика. Почему кто-то должен кого-то обеспечивать просто так? Если государство финансирует здравоохранение, медсестра работает, уборщица работает, врач, само собой, трудится... У нас артист может месяц сидеть ни в чем не занятым. Потом выйти один раз на сцену и получить свою ставку. Иногда более высокую, чем медсестра или учитель...
Потом Томашевский ушел из театра. Я предложил комитету по культуре свою модель. Меня предупреждали, что я иду на страшный риск, отказываясь от штатного расписания. Говорили: как же ты будешь рассчитываться с артистами? А налоги на зарплату с начислениями? Я сказал - это мои проблемы. А как же ты будешь делать спектакли: декорации, гонорары приглашенным режиссерам? И это мои проблемы. Мне сказали: ты самоубийца! Но мы это принимаем. Это новое, а мы - новаторы, демократы...
Я не камикадзе, поэтому мне было очень страшно. Существуют пять критериев: процент наполняемости зала, ценовая политика, нахождение спонсоров, выбор аудитории, имена режиссеров и артистов, которых надо приглашать. Эти пять позиций были тщательно изучены и просчитаны. Система доказала свою жизнеспособность, она существует уже три года. Но для ее внедрения надо получать дополнительное образование, интересоваться маркетинговыми исследованиями, читать умные книжки, консультироваться с серьезными специалистами... Есть наука - маркетинг, есть наука - рекламная деятельность, еще одна наука - продавать товар. А в том, что спектакль - это тоже товар, теперь уже никто не сомневается...
Результат: существует театр "Приют комедианта", в репертуаре которого 23 названия, в них заняты 115 артистов, хотя ни один из них не зачислен в штат. Эти артисты зарабатывают у нас от 300 до 600 рублей за спектакль - при маленьком зале в 160 мест. Государство дотирует нас на 45 процентов, остальное - наши доходы. Я ставлю цель довести это соотношение до 20 к 80. Но при зале в 160 мест решить такую задачу трудновато. Нам уже тесно - полторы тысячи костюмов, декорации, мы уже весь двор оккупировали на Садовой. Устроил бы зал на 600-700 мест. Маленький зал можно было бы оставить для экспериментов, а в большом показывать, так сказать, товар лицом. Ведь некоторые режиссеры отказываются ставить в "Приюте" только потому, что их не устраивает слишком тесный зал.
- И на какой же зал вы уже "положили глаз"?
- Я не очень понимаю политику администрации относительно кинотеатров. Кажется, ее просто нет. Посмотрите, сколько кинотеатров, состоящих в ведении комитета по культуре, просто не работают как кинотеатры...
Но в принципе режиссеры с удовольствием сотрудничают с "Приютом", потому что творческие плюсы для них очевидны: постановщики могут набрать лучших артистов из разных театров. При этом я не отвергаю театров с постоянными труппами, БДТ или, скажем, Александринка должны оставаться такими театрами. Но систему, по которой живет наш театр, я бы стал потихоньку расширять.
- Если так все складно, почему же пока нет у вас прямых последователей?
- Думаю, проблема в кадрах. Не могу для своего театра найти толкового театрального администратора. В городе жуткий дефицит менеджеров в сфере культуры. А чтобы пойти по нашему пути, нужен хороший профессионал. Надо уметь все просчитать, уметь искать спонсоров... Кстати, в этой области, кажется, появилась положительная динамика. Вот недавно я встречался с людьми из одной строительной компании, которая строит и продает жилье в основном среднего уровня. Они стали спонсорами последних гастролей московского Ленкома. Потратили приличную сумму и очень довольны. Вложили деньги в раскрученный брэнд, а та аудитория, которая шла на спектакли по билетам от 300 до 3000 рублей, - это их целевая аудитория, покупатели их квартир. Нынче уже появились организации, понимающие, что вложение в культуру - имиджевая вещь, а создание положительного имиджа - целая наука, во всяком случае, на Западе.
- А ваша аудитория, какова она?
- Наш зритель на 80 процентов - это молодые люди до 30 лет с высшим или неоконченным высшим образованием.
- Чем вы привлекли такую завидную аудиторию?
- Наверно, названиями, которые тщательно выбираем. Молодыми артистами, молодежным драйвом. Приветливостью билетеров, хорошим буфетом, комфортом. Отсутствием халтуры, общей атмосферой. Отношением персонала к своему делу. У нас даже рабочие сцены ходят за кулисами в сменной обуви...
Александр УРЕС
- Начиная с 20 лет, пока учился на режиссерском факультете Театральной академии на Моховой, параллельно занимался продюсированием. Удалось привезти в Питер на гастроли Театр на Таганке, организовать приезд русской антрепризы Михаила Козакова из Израиля, отправить на гастроли в Лондон наш Театр Комедии. После этих акций поступило предложение занять должность директора театра, хотя никакого экономического образования у меня не было. Только высшее режиссерское.
С самого прихода в театр меня волновал один вопрос: почему, на каком основании актерам, которые не заняты в репертуаре, не работают, нужно платить деньги? Мое пребывание в "Приюте комедианта" разделилось на две части. Первые 4 года я был директором, а Юрий Томашевский художественным руководителем, театр находился на Малой Морской. Театр со штатной труппой: 30 ставок, заполнено 18, реально играли 6 артистов. 12 просто приходили и получали деньги. Это было одно из первых моих недоумений. Мы - государственная бюджетная организация, существуем на деньги налогоплательщика. Почему кто-то должен кого-то обеспечивать просто так? Если государство финансирует здравоохранение, медсестра работает, уборщица работает, врач, само собой, трудится... У нас артист может месяц сидеть ни в чем не занятым. Потом выйти один раз на сцену и получить свою ставку. Иногда более высокую, чем медсестра или учитель...
Потом Томашевский ушел из театра. Я предложил комитету по культуре свою модель. Меня предупреждали, что я иду на страшный риск, отказываясь от штатного расписания. Говорили: как же ты будешь рассчитываться с артистами? А налоги на зарплату с начислениями? Я сказал - это мои проблемы. А как же ты будешь делать спектакли: декорации, гонорары приглашенным режиссерам? И это мои проблемы. Мне сказали: ты самоубийца! Но мы это принимаем. Это новое, а мы - новаторы, демократы...
Я не камикадзе, поэтому мне было очень страшно. Существуют пять критериев: процент наполняемости зала, ценовая политика, нахождение спонсоров, выбор аудитории, имена режиссеров и артистов, которых надо приглашать. Эти пять позиций были тщательно изучены и просчитаны. Система доказала свою жизнеспособность, она существует уже три года. Но для ее внедрения надо получать дополнительное образование, интересоваться маркетинговыми исследованиями, читать умные книжки, консультироваться с серьезными специалистами... Есть наука - маркетинг, есть наука - рекламная деятельность, еще одна наука - продавать товар. А в том, что спектакль - это тоже товар, теперь уже никто не сомневается...
Результат: существует театр "Приют комедианта", в репертуаре которого 23 названия, в них заняты 115 артистов, хотя ни один из них не зачислен в штат. Эти артисты зарабатывают у нас от 300 до 600 рублей за спектакль - при маленьком зале в 160 мест. Государство дотирует нас на 45 процентов, остальное - наши доходы. Я ставлю цель довести это соотношение до 20 к 80. Но при зале в 160 мест решить такую задачу трудновато. Нам уже тесно - полторы тысячи костюмов, декорации, мы уже весь двор оккупировали на Садовой. Устроил бы зал на 600-700 мест. Маленький зал можно было бы оставить для экспериментов, а в большом показывать, так сказать, товар лицом. Ведь некоторые режиссеры отказываются ставить в "Приюте" только потому, что их не устраивает слишком тесный зал.
- И на какой же зал вы уже "положили глаз"?
- Я не очень понимаю политику администрации относительно кинотеатров. Кажется, ее просто нет. Посмотрите, сколько кинотеатров, состоящих в ведении комитета по культуре, просто не работают как кинотеатры...
Но в принципе режиссеры с удовольствием сотрудничают с "Приютом", потому что творческие плюсы для них очевидны: постановщики могут набрать лучших артистов из разных театров. При этом я не отвергаю театров с постоянными труппами, БДТ или, скажем, Александринка должны оставаться такими театрами. Но систему, по которой живет наш театр, я бы стал потихоньку расширять.
- Если так все складно, почему же пока нет у вас прямых последователей?
- Думаю, проблема в кадрах. Не могу для своего театра найти толкового театрального администратора. В городе жуткий дефицит менеджеров в сфере культуры. А чтобы пойти по нашему пути, нужен хороший профессионал. Надо уметь все просчитать, уметь искать спонсоров... Кстати, в этой области, кажется, появилась положительная динамика. Вот недавно я встречался с людьми из одной строительной компании, которая строит и продает жилье в основном среднего уровня. Они стали спонсорами последних гастролей московского Ленкома. Потратили приличную сумму и очень довольны. Вложили деньги в раскрученный брэнд, а та аудитория, которая шла на спектакли по билетам от 300 до 3000 рублей, - это их целевая аудитория, покупатели их квартир. Нынче уже появились организации, понимающие, что вложение в культуру - имиджевая вещь, а создание положительного имиджа - целая наука, во всяком случае, на Западе.
- А ваша аудитория, какова она?
- Наш зритель на 80 процентов - это молодые люди до 30 лет с высшим или неоконченным высшим образованием.
- Чем вы привлекли такую завидную аудиторию?
- Наверно, названиями, которые тщательно выбираем. Молодыми артистами, молодежным драйвом. Приветливостью билетеров, хорошим буфетом, комфортом. Отсутствием халтуры, общей атмосферой. Отношением персонала к своему делу. У нас даже рабочие сцены ходят за кулисами в сменной обуви...
Александр УРЕС