Культура
ГРИГОРИЙ ДИТЯТКОВСКИЙ: ЗРИТЕЛЯ НАДО ВСЕ ВРЕМЯ ПРОВОЦИРОВАТЬ НА ЧУДО...
24 сентября
Начало нынешнего сезона ознаменовалась в театральных кругах сенсацией: Дитятковский стал штатным режиссером БДТ и на базе этого театра и Театральной академии на Моховой набрал новый актерский курс, для которого во дворе БДТ построено специальное здание.
- Какой театр вы исповедуете?
- Признаю всякий театр, главное, чтобы он был заразителен и нужен. А нужность его определяется, прежде всего, интересом тех, кто его создает. Если этот интерес передается другим - значит, удача, достигнут определенный результат. Не стоит исповедывать какой-то один театр. Себя обворуешь, обеднишь. Театр такое поприще, где актерское, человеческое начало способно обогащаться разными путями. И сколько существует проявлений этих путей, столько раз и хочется быть артистом. А если что и исповедовать, то только дорогу. Путь, который бесконечен. Бессмертие тех, кто был перед нами, в том, что они все время куда-то шли. Не останавливаясь. Они искали сущность, подлинность, свежесть, заразительность, сиюминутность. Ведь театр - это не то, что вчера, и не то, что завтра, это только то, что сегодня.
- Почему же сегодня театр перестал потрясать, во всяком случае так, как это было в 60-70-е годы и раньше? И может ли это мощное воздействие театра возродиться?
- А я не думаю, что потрясение из театра ушло. Оно есть, но мы им не пользуемся. Вот книжки, которые нас когда-то безумно увлекали, они же никуда не делись, стоят себе на полке. Мы их открываем или не открываем. В театре же если человек один раз испытал потрясение, о котором вы говорите, то он стремится получить этот электрический разряд большой мощности еще раз. Другое дело, если не знаешь, что это вообще возможно. Тогда относишься к театру как к чему-то похожему на ТВ. К чему-то элементарно информационному. Чем мир сейчас и грешит. Нас уже даже ужасающая информация не способна взволновать: 300 человек умерло, 500 погибло... Мы живем в эпоху информационного бума, который вырабатывает иммунитет к чуду. Чудесного не ждешь, а театр изначально построен на чудесном. Не в смысле сказки, хотя и сказка - это здорово. Кстати, обратите внимание, сказок теперь почти не ставят. А раньше сказку любили, ходили на нее и взрослые, и дети. Один провинциальный режиссер, которого я знал в советское время, говорил: "Сказка - это кормилица наша".
Хочется верить, что все-таки способность к восприятию чуда не утрачена. Но зрителя надо все время провоцировать на чудо. Он должен его все время ждать. Если зритель ничего не ждет, театр умирает.
- Ваше поколение режиссеров сейчас приходит к руководству театрами. То, от чего в первые перестроечные годы отказывались, стремясь насладиться свободой, теперь вновь возвращается - свободные художники становятся главными режиссерами, художественными руководителями... Как вы относитесь к модели нашего репертуарного театра? Надо ли цепляться за эту несовременную, неповоротливую систему?
- Советский театр был служивым и идеологически очень зависимым. Сегодняшний театр потерял эту завязку и пытается выжить как придется. В Москве выживают так, в провинции по-другому. Но главное, что ушел заказчик - государство, подарив свободу: мол, делайте, что хотите. Это неправильный выбор, поскольку сейчас развивается в основном театр, связанный с менеджментом, именами звезд, спонсорами, советами попечителей... Движение только в одну сторону губительно. К тому же очень жаль, что репертуарный театр оказался ненужным, потому что у государства нынче нет программы воспитания нации. Извините за высокие слова. Советская система была уродлива, но в государстве не должен отсутствовать заказ, связанный с культурным, идеологическим воспитанием народа. Ведь на Западе при всех свободах такие программы тоже есть и театр их осваивает. А о нашем репертуарном театре говорить невозможно, его практически не существует. Вернее, он просто доживает свой век. Весь быт этого театра трещит по всем швам. Назначить репетицию сегодня - проблема, потому что у артистов работа на стороне. Они уже не государственные служащие, для которых закон их театра, их службы незыблем...
- И тем не менее вы вступили в классический репертуарный театр, сменили свободу на трудовую книжку. Как складываются ваши отношения с БДТ?
- Не могу сказать, что только что вступил. Сотрудничаю с этим театром давно. А теперь стал штатным режиссером. Но в этом сыграло основную роль то, что я буду руководить студией, курсом. Просто театр не имеет другой должности, скажем, педагога, мастера курса. Однако я режиссер театра, служу в БДТ и буду делать все возможное, чтобы служить честно.
- А зачем вам, востребованному, известному режиссеру заниматься таким затратным, хлопотливым, непрестижным делом, как педагогика?
- Во-первых, есть иллюзия, увлеченность, если хотите, какой-то самообман. А потом, мне представляется, что этому театру не хватает молодых сил. Мы неоднократно говорили об этом с Лавровым. Первое время будет много кропотливого, мало кому заметного труда. Но есть благородная цель: чтобы у театра была возможность пользоваться своими силами. Ничего нельзя в театре планировать и совершать, если нет полноценной труппы. Сейчас такой труппы в БДТ нет. Есть звезды, замечательные артисты, которые служили в этом театре и продолжают служить, но труппы нет. Новая студия, мой курс - это попытка начала комплектации труппы Большого драматического театра.
- Болезненный вопрос: СМИ, некоторые каналы телевидения недавно сообщили, что Кирилл Лавров слагает с себя полномочия художественного руководителя и передает бразды правления молодому режиссеру Григорию Дитятковскому...
- Я думаю, этот вопрос за пределами обсуждения. Если обсуждать все, что говорится на ТВ и в газетах... Это очередная нестыковка, очередное невежество прессы, прошу прощения за резкие слова. Непроверенная информация дается только потому, что она "горячая". Лишь бы это было остро, а правда или неправда - неважно. Ну, в конце концов, каждый зарабатывает как может. Никакого ухода Лаврова с поста, никакого моего назначения в руководители БДТ не предвидится. Это измышления, которые пройдут как плохая погода.
- Но гипотетически вы могли бы возглавить БДТ через 5-10 лет?
- Не могу говорить об этом.
Хорошо, поставим вопрос по-другому, вы ощущаете себя главным режиссером?
- Нет. Таких амбиций у меня нет. Я - режиссер и хочу соответствовать этой профессии. А главный, не главный, первый-второй - вообще какие-то детские игры. Режиссер - он всегда первый, или он не режиссер.
- А новым зданием для студии вы довольны?
- Да. Это очень здорово. Замечательные репетиционные помещения, теоретические классы, душевые, настоящая, современная театральная школа.
- Какие-то постановки, проекты вне БДТ у вас будут?
- Мне пока никто ничего не предлагал. Наверное, думают, что я худрук БДТ и мне ничего нельзя предлагать. Так вот, хочу сказать, что можно. Но я сейчас постараюсь сосредоточиться на студии и постановке в театре "12-й ночи" Шекспира...
Александр УРЕС
- Какой театр вы исповедуете?
- Признаю всякий театр, главное, чтобы он был заразителен и нужен. А нужность его определяется, прежде всего, интересом тех, кто его создает. Если этот интерес передается другим - значит, удача, достигнут определенный результат. Не стоит исповедывать какой-то один театр. Себя обворуешь, обеднишь. Театр такое поприще, где актерское, человеческое начало способно обогащаться разными путями. И сколько существует проявлений этих путей, столько раз и хочется быть артистом. А если что и исповедовать, то только дорогу. Путь, который бесконечен. Бессмертие тех, кто был перед нами, в том, что они все время куда-то шли. Не останавливаясь. Они искали сущность, подлинность, свежесть, заразительность, сиюминутность. Ведь театр - это не то, что вчера, и не то, что завтра, это только то, что сегодня.
- Почему же сегодня театр перестал потрясать, во всяком случае так, как это было в 60-70-е годы и раньше? И может ли это мощное воздействие театра возродиться?
- А я не думаю, что потрясение из театра ушло. Оно есть, но мы им не пользуемся. Вот книжки, которые нас когда-то безумно увлекали, они же никуда не делись, стоят себе на полке. Мы их открываем или не открываем. В театре же если человек один раз испытал потрясение, о котором вы говорите, то он стремится получить этот электрический разряд большой мощности еще раз. Другое дело, если не знаешь, что это вообще возможно. Тогда относишься к театру как к чему-то похожему на ТВ. К чему-то элементарно информационному. Чем мир сейчас и грешит. Нас уже даже ужасающая информация не способна взволновать: 300 человек умерло, 500 погибло... Мы живем в эпоху информационного бума, который вырабатывает иммунитет к чуду. Чудесного не ждешь, а театр изначально построен на чудесном. Не в смысле сказки, хотя и сказка - это здорово. Кстати, обратите внимание, сказок теперь почти не ставят. А раньше сказку любили, ходили на нее и взрослые, и дети. Один провинциальный режиссер, которого я знал в советское время, говорил: "Сказка - это кормилица наша".
Хочется верить, что все-таки способность к восприятию чуда не утрачена. Но зрителя надо все время провоцировать на чудо. Он должен его все время ждать. Если зритель ничего не ждет, театр умирает.
- Ваше поколение режиссеров сейчас приходит к руководству театрами. То, от чего в первые перестроечные годы отказывались, стремясь насладиться свободой, теперь вновь возвращается - свободные художники становятся главными режиссерами, художественными руководителями... Как вы относитесь к модели нашего репертуарного театра? Надо ли цепляться за эту несовременную, неповоротливую систему?
- Советский театр был служивым и идеологически очень зависимым. Сегодняшний театр потерял эту завязку и пытается выжить как придется. В Москве выживают так, в провинции по-другому. Но главное, что ушел заказчик - государство, подарив свободу: мол, делайте, что хотите. Это неправильный выбор, поскольку сейчас развивается в основном театр, связанный с менеджментом, именами звезд, спонсорами, советами попечителей... Движение только в одну сторону губительно. К тому же очень жаль, что репертуарный театр оказался ненужным, потому что у государства нынче нет программы воспитания нации. Извините за высокие слова. Советская система была уродлива, но в государстве не должен отсутствовать заказ, связанный с культурным, идеологическим воспитанием народа. Ведь на Западе при всех свободах такие программы тоже есть и театр их осваивает. А о нашем репертуарном театре говорить невозможно, его практически не существует. Вернее, он просто доживает свой век. Весь быт этого театра трещит по всем швам. Назначить репетицию сегодня - проблема, потому что у артистов работа на стороне. Они уже не государственные служащие, для которых закон их театра, их службы незыблем...
- И тем не менее вы вступили в классический репертуарный театр, сменили свободу на трудовую книжку. Как складываются ваши отношения с БДТ?
- Не могу сказать, что только что вступил. Сотрудничаю с этим театром давно. А теперь стал штатным режиссером. Но в этом сыграло основную роль то, что я буду руководить студией, курсом. Просто театр не имеет другой должности, скажем, педагога, мастера курса. Однако я режиссер театра, служу в БДТ и буду делать все возможное, чтобы служить честно.
- А зачем вам, востребованному, известному режиссеру заниматься таким затратным, хлопотливым, непрестижным делом, как педагогика?
- Во-первых, есть иллюзия, увлеченность, если хотите, какой-то самообман. А потом, мне представляется, что этому театру не хватает молодых сил. Мы неоднократно говорили об этом с Лавровым. Первое время будет много кропотливого, мало кому заметного труда. Но есть благородная цель: чтобы у театра была возможность пользоваться своими силами. Ничего нельзя в театре планировать и совершать, если нет полноценной труппы. Сейчас такой труппы в БДТ нет. Есть звезды, замечательные артисты, которые служили в этом театре и продолжают служить, но труппы нет. Новая студия, мой курс - это попытка начала комплектации труппы Большого драматического театра.
- Болезненный вопрос: СМИ, некоторые каналы телевидения недавно сообщили, что Кирилл Лавров слагает с себя полномочия художественного руководителя и передает бразды правления молодому режиссеру Григорию Дитятковскому...
- Я думаю, этот вопрос за пределами обсуждения. Если обсуждать все, что говорится на ТВ и в газетах... Это очередная нестыковка, очередное невежество прессы, прошу прощения за резкие слова. Непроверенная информация дается только потому, что она "горячая". Лишь бы это было остро, а правда или неправда - неважно. Ну, в конце концов, каждый зарабатывает как может. Никакого ухода Лаврова с поста, никакого моего назначения в руководители БДТ не предвидится. Это измышления, которые пройдут как плохая погода.
- Но гипотетически вы могли бы возглавить БДТ через 5-10 лет?
- Не могу говорить об этом.
Хорошо, поставим вопрос по-другому, вы ощущаете себя главным режиссером?
- Нет. Таких амбиций у меня нет. Я - режиссер и хочу соответствовать этой профессии. А главный, не главный, первый-второй - вообще какие-то детские игры. Режиссер - он всегда первый, или он не режиссер.
- А новым зданием для студии вы довольны?
- Да. Это очень здорово. Замечательные репетиционные помещения, теоретические классы, душевые, настоящая, современная театральная школа.
- Какие-то постановки, проекты вне БДТ у вас будут?
- Мне пока никто ничего не предлагал. Наверное, думают, что я худрук БДТ и мне ничего нельзя предлагать. Так вот, хочу сказать, что можно. Но я сейчас постараюсь сосредоточиться на студии и постановке в театре "12-й ночи" Шекспира...
Александр УРЕС