Общество
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЖУРНАЛИСТА, ИЛИ УЧЕБНИК ВЫБОРОВ
24 сентября
Когда мы приглашали коллег на пресс-конференцию, еще не было известно, что выборы губернатора нашего города не закончатся в первом туре. Но так совпало. Поэтому разговор о романе, тема которого - избирательная кампания в вымышленном сибирском городке, получился достаточно эмоциональным и интересным. Как сказала социолог Татьяна Протасенко, подобные вещи нужно держать в качестве настольной книги тем, кто принимает профессиональное участие в избирательных кампаниях. Достаточно наглядно представлены методики кампании - "белые" и "черные", моральное состояние кандидатов, перемены в настроениях избирателей под воздействием тех или иных способов агитации.
Сюжет увлекателен. Действие начинается с того, что журналист (причем работающий в газете "Невское время" - образ собирательный, но описание редакции вполне достоверное), страдающий от отсутствия денег и поссорившийся с супругой, хочет занять 100 долларов у друга-пиарщика, уезжающего в далекий Ирхайск. По этому поводу он провожает его в аэропорт... и так получается, что, в чем был, летит в Ирхайск вместе с ним. В этот же город прибывает из разных городов России сплоченная команда бойцов пиара, созванных на почти заваленную другими технологами кампанию приличного человека, который вполне может быть хорошим мэром, но еще, как говорится, не раскручен. Ему противостоит действующий глава города - с бандитскими структурами, прикормленным избиркомом и т. д. В итоге, как полагается по закону жанра, победа. Как было замечено на пресс-конференции, книга - нечто вроде хорошего американского "производственного романа" в духе Хейли. Впрочем, герои романа, размышляя о своей профессии, колеблются между другими литературными ассоциациями - с "Бравым солдатом Швейком" Гашека и чем-то вроде Хайнлайна, "Звездная пехота"
Повествование перемежается текстами, которые дышат неподдельностью, реальностью - наказами избирателей, которые записывают агитаторы: "Дайте мне воду, Иван Дмитриевич, и я за вас два раза проголосую", "Надо обустроить детские площадки во дворах, вовремя выплачивать надбавки к пенсии, а также убрать с рынка грязь и азербайджанцев" (все мы знаем, что и так порой мыслят избиратели) и так далее. А чего стоят беседы агитаторов, которые ходят по квартирам (если пускают)! С теми, кто собирается голосовать или не собирается, со сторонниками коммунистов и просто неопределившимися людьми... Как постепенно находятся сторонники и помощники, как удается переломить страх председателя избиркома перед всевластным действующим мэром... Есть и элементы боевика - похищение юных агитаторов-школьников выпускного класса бандитами и героизм юноши-"очкарика", отказавшегося давать провокационные показания. И такие сцены - не преувеличение. Как рассказывает сам Логинов, в его практике поездок на избирательные кампании было немало драматических эпизодов, в том числе и с применением оружия.
По мнению автора, отличие выборов в небольших городах - меньшее влияние "телеящика" и большее значение фактора личного контакта - квартирных обходов, встреч. Учителя, врачи, участковые милиционеры, если их удается привлечь на свою сторону, могут сделать больше, чем самый дорогой телевизионный ролик. Впрочем, Логинов считает, что и в Петербурге фактор улицы пока недооценен, и зря.
В общем, книга интересна не только для "профессионалов" - журналистов и политтехнологов. А для всех читателей. Они же - избиратели.
Светлана ГАВРИЛИНА
Сюжет увлекателен. Действие начинается с того, что журналист (причем работающий в газете "Невское время" - образ собирательный, но описание редакции вполне достоверное), страдающий от отсутствия денег и поссорившийся с супругой, хочет занять 100 долларов у друга-пиарщика, уезжающего в далекий Ирхайск. По этому поводу он провожает его в аэропорт... и так получается, что, в чем был, летит в Ирхайск вместе с ним. В этот же город прибывает из разных городов России сплоченная команда бойцов пиара, созванных на почти заваленную другими технологами кампанию приличного человека, который вполне может быть хорошим мэром, но еще, как говорится, не раскручен. Ему противостоит действующий глава города - с бандитскими структурами, прикормленным избиркомом и т. д. В итоге, как полагается по закону жанра, победа. Как было замечено на пресс-конференции, книга - нечто вроде хорошего американского "производственного романа" в духе Хейли. Впрочем, герои романа, размышляя о своей профессии, колеблются между другими литературными ассоциациями - с "Бравым солдатом Швейком" Гашека и чем-то вроде Хайнлайна, "Звездная пехота"
Повествование перемежается текстами, которые дышат неподдельностью, реальностью - наказами избирателей, которые записывают агитаторы: "Дайте мне воду, Иван Дмитриевич, и я за вас два раза проголосую", "Надо обустроить детские площадки во дворах, вовремя выплачивать надбавки к пенсии, а также убрать с рынка грязь и азербайджанцев" (все мы знаем, что и так порой мыслят избиратели) и так далее. А чего стоят беседы агитаторов, которые ходят по квартирам (если пускают)! С теми, кто собирается голосовать или не собирается, со сторонниками коммунистов и просто неопределившимися людьми... Как постепенно находятся сторонники и помощники, как удается переломить страх председателя избиркома перед всевластным действующим мэром... Есть и элементы боевика - похищение юных агитаторов-школьников выпускного класса бандитами и героизм юноши-"очкарика", отказавшегося давать провокационные показания. И такие сцены - не преувеличение. Как рассказывает сам Логинов, в его практике поездок на избирательные кампании было немало драматических эпизодов, в том числе и с применением оружия.
По мнению автора, отличие выборов в небольших городах - меньшее влияние "телеящика" и большее значение фактора личного контакта - квартирных обходов, встреч. Учителя, врачи, участковые милиционеры, если их удается привлечь на свою сторону, могут сделать больше, чем самый дорогой телевизионный ролик. Впрочем, Логинов считает, что и в Петербурге фактор улицы пока недооценен, и зря.
В общем, книга интересна не только для "профессионалов" - журналистов и политтехнологов. А для всех читателей. Они же - избиратели.
Светлана ГАВРИЛИНА