Культура
СКАНДАЛЬНЫЕ ИГРЫ МОЛОДОГО РАЗУМА
24 сентября
Мировое кино не однажды осваивало бассейн как место действия. Достаточно вспомнить одноименную французскую же картину тридцатипятилетней давности с участием Алена Делона и Роми Шнайдер. Там, как и у Озона, была вилла с голубым бассейном. Там, как и у Озона, было совершено убийство. Но за эти годы кинематограф очень сильно изменился. А посему в "Бассейне" образца 2003 года не так уж и важно: кто кого убил. Совсем иное волнует и героинь картины, и ее создателя.
Франсуа Озон с видимым удовольствием начинает игру со зрителями под названием "вы смотрите детектив", но чем дальше развивается сюжет, тем все очевидней становится намерение режиссера рассказать публике отнюдь не детектив. Фабула фильма строится на том, что писательница-англичанка, популярный автор детективных романов (привет Агате Кристи!), по настоянию своего издателя отправляется на отдых. Ибо у нее случился творческий кризис. Издатель с удовольствием предоставляет в ее распоряжение собственную виллу. Туда и прибывает Сара Мортон (приятно увидеть Шарлотту Рэмплинг в этой роли). Здесь она собирается написать новый роман с убийством. Как снег на голову, является на виллу дочка издателя по имени Жюли (Людивин Санье). И начинается совсем другая жизнь, которую наблюдает Сара Мортон.
Жюли - девушка без комплексов. Она может и голышом загорать, и голышом купаться. Не отказывает она себе и в плотских утехах. Ее животная юность раздражает Сару и одновременно манит настолько, что англичанка готова пуститься во все тяжкие. Но хитрый Озон, намекнув на "розовость" отношений, ловко уводит интригу в криминальную сторону. Все дело в официанте, который однажды вечером прислуживал барышням. С ним у Жюли начиналось что-то вроде флирта. Наутро официант исчез, а в голубой воде бассейна обнаруживается кровь. Чья? На этот вопрос и придется ответить Саре Мортон, потому что именно ее детективный писательский опыт может помочь ей распутать сей клубок запутанных отношений, которые завязались на загородной вилле под ярким солнцем.
В предыдущей картине "Восемь женщин" Озон вовсю поиздевался на феминизмом и его криминальными проявлениями, явно спародировав конструкцию герметичного детектива. Там, как я помню, тоже выясняли: кто приложил руку к трупу? Развязка была насмешливой и ироничной. Нынче, в "Бассейне", Озон все снимает всерьез. Он создает еще более изощренную сюжетную ситуацию, когда даже и не предвидится появление трупа. Зато Сара Мортон может дать волю собственной фантазии. А это заводит ее не только в дебри расследования криминального случая, но и в дебри собственных желаний и потаенных фантазий. Именно такой сдержанно страдающей Шарлотте Рэмплинг и определил в пару юную сексапилку Людивин Санье Франсуа Озон. Он хотел сотворить из девушки-подростка, каковой она являлась в его предыдущих картинах, "Мэрилин Монро Средиземноморья". Отчасти ему это удалось. Так же, как удалось и госпоже Рэмплинг заставить нас вспомнить о своем звездном часе в "Ночном портье". Тогда она страдала и любила своего мучителя. Нынче она страдает и тянется к своей невольной мучительнице.
Скандальность молодого, но уже известного Франсуа Озона приобрела в "Бассейне" совсем иное качество. Она стала более респектабельной и буржуазной. Недаром эту картину, в отличие от его предыдущих работ, пригласили в официальный конкурс Каннского кинофестиваля. Если раньше режиссер мог позволить себе экранизировать пьесу мятежного Фасбиндера или приглашать ту же Рэмплинг играть в откровенно натуралистических сценах, то сегодня он вполне разумно предлагает публике интеллектуально-сексуальную игру на грани пристойности. Для большей привлекательности в ход идет и привычная жанровая оболочка детектива.
Разгадка криминальной интриги в такой системе координат для Франсуа Озона фактически лишена смысла. Для него гораздо важнее другое: Cара Мортон вновь возьмется за перо. Она пишет новую книгу. И было бы очень интересно всем зрителям "Бассейна" ее прочитать.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Франсуа Озон с видимым удовольствием начинает игру со зрителями под названием "вы смотрите детектив", но чем дальше развивается сюжет, тем все очевидней становится намерение режиссера рассказать публике отнюдь не детектив. Фабула фильма строится на том, что писательница-англичанка, популярный автор детективных романов (привет Агате Кристи!), по настоянию своего издателя отправляется на отдых. Ибо у нее случился творческий кризис. Издатель с удовольствием предоставляет в ее распоряжение собственную виллу. Туда и прибывает Сара Мортон (приятно увидеть Шарлотту Рэмплинг в этой роли). Здесь она собирается написать новый роман с убийством. Как снег на голову, является на виллу дочка издателя по имени Жюли (Людивин Санье). И начинается совсем другая жизнь, которую наблюдает Сара Мортон.
Жюли - девушка без комплексов. Она может и голышом загорать, и голышом купаться. Не отказывает она себе и в плотских утехах. Ее животная юность раздражает Сару и одновременно манит настолько, что англичанка готова пуститься во все тяжкие. Но хитрый Озон, намекнув на "розовость" отношений, ловко уводит интригу в криминальную сторону. Все дело в официанте, который однажды вечером прислуживал барышням. С ним у Жюли начиналось что-то вроде флирта. Наутро официант исчез, а в голубой воде бассейна обнаруживается кровь. Чья? На этот вопрос и придется ответить Саре Мортон, потому что именно ее детективный писательский опыт может помочь ей распутать сей клубок запутанных отношений, которые завязались на загородной вилле под ярким солнцем.
В предыдущей картине "Восемь женщин" Озон вовсю поиздевался на феминизмом и его криминальными проявлениями, явно спародировав конструкцию герметичного детектива. Там, как я помню, тоже выясняли: кто приложил руку к трупу? Развязка была насмешливой и ироничной. Нынче, в "Бассейне", Озон все снимает всерьез. Он создает еще более изощренную сюжетную ситуацию, когда даже и не предвидится появление трупа. Зато Сара Мортон может дать волю собственной фантазии. А это заводит ее не только в дебри расследования криминального случая, но и в дебри собственных желаний и потаенных фантазий. Именно такой сдержанно страдающей Шарлотте Рэмплинг и определил в пару юную сексапилку Людивин Санье Франсуа Озон. Он хотел сотворить из девушки-подростка, каковой она являлась в его предыдущих картинах, "Мэрилин Монро Средиземноморья". Отчасти ему это удалось. Так же, как удалось и госпоже Рэмплинг заставить нас вспомнить о своем звездном часе в "Ночном портье". Тогда она страдала и любила своего мучителя. Нынче она страдает и тянется к своей невольной мучительнице.
Скандальность молодого, но уже известного Франсуа Озона приобрела в "Бассейне" совсем иное качество. Она стала более респектабельной и буржуазной. Недаром эту картину, в отличие от его предыдущих работ, пригласили в официальный конкурс Каннского кинофестиваля. Если раньше режиссер мог позволить себе экранизировать пьесу мятежного Фасбиндера или приглашать ту же Рэмплинг играть в откровенно натуралистических сценах, то сегодня он вполне разумно предлагает публике интеллектуально-сексуальную игру на грани пристойности. Для большей привлекательности в ход идет и привычная жанровая оболочка детектива.
Разгадка криминальной интриги в такой системе координат для Франсуа Озона фактически лишена смысла. Для него гораздо важнее другое: Cара Мортон вновь возьмется за перо. Она пишет новую книгу. И было бы очень интересно всем зрителям "Бассейна" ее прочитать.
Сергей ИЛЬЧЕНКО