Культура
ПУСТЬ ПОПРОБУЕТ КТО-НИБУДЬ СПЕТЬ, КАК Я!
03 октября
- Александр Борисович, сколько лет вы сочиняете оперу на сюжет "Мастера и Маргариты"?
- Cам уже сбился со счета. Скажу точно, что этим я начал заниматься после того, как написал музыку к фильму Кончаловского "Романс о влюбленных".
- А что мешает завершить работу над ней? Вы вроде человек дисциплинированный...
- Это только так вам кажется. Помните, что роман Булгакова - вещь абсолютно мистическая. Но я не тороплюсь. Идея должна созреть окончательно и бесповоротно. Жизнь, ее суета, оказывает влияние на мое свободное время. Вот, например, строительство Театра песни, на который правительство Москвы выделило 22 миллиона долларов. Надо их осваивать.
- А строительство дачи вы завершили?
- Почти. Строю-то на века. Сам рассчитал толщину стен, размер перекрытий и балок...
- Cтроительство - ваше хобби?
- Нет. Просто я считаю, что настоящий мужчина должен уметь делать все своими руками и заботиться о членах своей семьи. Вот построю дачу, тогда заботиться станет легче. История же с проектом дачи не выглядит такой уж и сложной. Надо было просто заложить определенный запас прочности. Переговорил со знакомыми инженерами-строителями. Расспросил их о том, что и какого размера должно быть, чтобы дача не рухнула. Дальше проще - взял и сосчитал.
- А свою концертную деятельность вы тоже также тщательно рассчитываете?
- Талантливый человек должен быть уметь администратором собственного таланта, чтобы ни от кого не зависеть. Ни от продюсеров, ни от каких кланов. Я выступаю на сцене только тогда, когда ко мне поступают конкретные предложения. В принципе, я могу петь и перед теплой дружеской компанией, и на стадионе. Могу и в Карнеги-холл. Но я буду петь по-разному. Однажды, когда я выступал в Петербурге, во Дворце культуры имени Ленсовета, то пел достаточно мощно, не жалея связок. Тут-то мне кто-то и крикнул: "Потише!"
- Вы обиделись?
- Нет. Просто приглушил музыку и сделал от микрофона шаг назад. Любой профессионал должен уметь соотносить силу извлекаемого звука с акустикой зала.
- Ваше участие в программе Евгения Светланова "Хиты уходящего века" стало сенсацией, учитывая ваше эстрадное прошлое...
- Учтите и мое консерваторское образование. Увы! Евгения Федоровича нет на свете. Это большая потеря для меня лично, потому что у меня с ним были доверительные отношения. Ведь это именно он пригласил меня петь партию Зведочета в опере "Сказка о золотом петушке" в Большом театре. Да и программа "Хиты уходящего века" была отличным ходом для того, чтобы представить классику эстрадного жанра именно как классику.
- Вы бы смогли ее повторить?
- Смысл? Этот проект умер вместе с кончиной Светланова. Хотя в дуэте с Ларисой Долиной я бы еще попробовал спеть. Когда она занимается настоящей музыкой, с ней приятно работать.
- С кем бы еще вы хотели бы спеть дуэтом?
- С теми, кого я уважаю как настоящего музыканта. И с теми, кто сможет взять верхнее "ми" второй октавы. Пусть попробует спеть кто-нибудь, как я. Тогда посмотрим, что мы сможем исполнять дуэтом.
- Вы думаете, что в России много найдется таких певцов?
- Таланты в нашей стране были, есть и будут. Просто их надо продвигать, а не задвигать. Я ненавижу, когда с экрана телевизора какой-нибудь якобы деятель начинает рассуждать о том, что мы - не великая страна. Это абсолютная чушь! Возьмите музыку и исполнительское искусство. По всему свету в лучших симфонических оркестрах сидят выпускники Ленинградской и Московской консерваторий.
- Вы - патриот?
- Любой здравомыслящий человек - патриот своей страны, если он не сволочь. Но я не страдаю от квасного патриотизма. И когда я был в Америке, то ловил кайф от того, что могу свободно общаться с жителями Нью-Йорка, например. Хотя, конечно, они знают нас хуже, чем мы их. Мы как-то пристально за ними следим, а им до нас нет никакого дела до тех пор, пока мы не затрагиваем их интересов.
- Вас не приглашали заняться политикой? Украсить собою какой-нибудь партийный список?
- Мне это не нужно. Я могу собрать концертный зал "Россия" и без мелькания моего лица по телевидению. В политику идут те, кто ничего не может достичь как профессионал.
- Баскова и Волочкову имеете в виду?
- А они разве профессионалы? Если твоя физиономия появляется через день на каждом телеканале, то сие вовсе не значит, что ты хорошо поешь. У меня есть стойкое убеждение в том, что каждый человек должен заниматься своим делом. Композитор должен сочинять музыку, а певец или музыкант ее исполнять. А лезть на экран за славой - гиблое дело.
- Похоже, что вам не нравится нынешнее телевидение...
- Я его принципиальный противник в том виде, в каком оно существует сегодня. Когда сгорела Останкинская телебашня, то не надо было ее и восстанавливать, чтобы не вводить народ во искушение снова усесться перед "ящиком" для промывки мозгов.
- Вы совсем не смотрите телевизор?
- Почему же? Cмотрю новости и еще смотрю, когда поет Александр Градский.
- Вам нравится, как он это делает?
- У меня к нему нет претензий.
- Вы очень тщательно отбираете тексты для своих песен. Есть ли для вас здесь безусловные авторитеты?
- В поэзии для меня бог один - Александр Сергеевич Пушкин. "Авторитет" - cлово из другой лексики. Процесс общения с поэзией интимного происхождения. На каждый возраст, на каждое состояние есть свой поэт. Когда - Набоков, когда - Саша Черный.
- Когда вы читаете чьи-то стихи, то сразу появляется ощущение, что они могут лечь на музыку?
- Процесс сочинения музыки - это вещь мистическая и метафизическая. Спланировать написание песни на стихи Роберта Бернса невозможно. Для того чтобы такое произошло, многое в моей жизни, как композитора, должно совпасть. Даже то, хорошо ли я позавтракал с утра.
- На заказ сможете сочинить песню?
- Мог и могу. Особенно если это музыка к кино. Не так давно получил большое удовольствие от того, что работал над музыкой к фильму "В августе 44-го...". Погружался в ту далекую, драматическую эпоху. Вот где настоящие страсти! Вот где настоящие характеры!
- Когда мы увидим ваш новый альбом?
- Надеюсь, что он появится очень скоро. Лет десять я не занимался выпуском альбомов. Много чего было сочинено за эти годы.
- Однако ваши новые песни были очень уж жесткими... Особенно моя любимая - "Три ноля". Неужели вас ничего не радовало в ушедшем веке?
- Меня радовали мои родные и близкие. И самые светлые воспоминания об ушедшем веке - это те дни, когда мы были вместе.
- Что огорчало?
- Огорчает постоянное желание "опустить" мою страну тех, кто мнит себя вершителями судеб, только потому, что успел подсуетиться при приватизации или залезть на самую вершину власти. А еще огорчают постоянные попытки бездарностей пролезть всеми мыслимыми и немыслимыми способами на эстраду. Не люблю начальников. Они слишком много всем нам попортили крови и жизни в прошлом веке. Вряд ли сам когда-нибудь смогу им стать.
- А как же руководство тем Театром песни, который вы строите?
- Придется быть начальником по необходимости, чтобы ставить заслон халтуре и бездарностям. Дабы у зрителей не испортился вкус к настоящему искусству.
- А определять, настоящее оно или нет, будете вы сами?
- Не только я. Есть объективные критерии. Они необязательно зависят от количества собравшейся на концерт публики.
- Можем представить себе ситуацию, когда Александру Градскому заказывают написать хит для Филиппа Киркорова?
- Как говорится в одном рекламном ролике, это сукно - не моей мануфактуры.
Написать-то я напишу, да сможет ли он в ноты попасть? Вот в чем вопрос. Попса и вокальное искусство - это вещи очень далекие друг от друга. Вот рок - это другое дело. Там есть драйв, напор, мысли, чувства.
- Неужели у всех подряд?
- Конечно, нет. Но здесь схалтурить гораздо труднее. Потому что рок в России всегда пели нутром, а не под фонограмму.
- Ваш артистизм виден невооруженным глазом. В кино или в театр не звали?
- Звал и Алексей Герман, звал и Ваня Дыховичный. Но я - гордый и долго размышлял над предложениями. А потому еще и хотел играть не так, как нужно было режиссерам, а как роль виделась мне. Какой режиссер станет такое терпеть? Наверное, хорошо, что эти проекты для меня не состоялись. Иначе не смог заниматься любимым делом - музыкой.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
- Cам уже сбился со счета. Скажу точно, что этим я начал заниматься после того, как написал музыку к фильму Кончаловского "Романс о влюбленных".
- А что мешает завершить работу над ней? Вы вроде человек дисциплинированный...
- Это только так вам кажется. Помните, что роман Булгакова - вещь абсолютно мистическая. Но я не тороплюсь. Идея должна созреть окончательно и бесповоротно. Жизнь, ее суета, оказывает влияние на мое свободное время. Вот, например, строительство Театра песни, на который правительство Москвы выделило 22 миллиона долларов. Надо их осваивать.
- А строительство дачи вы завершили?
- Почти. Строю-то на века. Сам рассчитал толщину стен, размер перекрытий и балок...
- Cтроительство - ваше хобби?
- Нет. Просто я считаю, что настоящий мужчина должен уметь делать все своими руками и заботиться о членах своей семьи. Вот построю дачу, тогда заботиться станет легче. История же с проектом дачи не выглядит такой уж и сложной. Надо было просто заложить определенный запас прочности. Переговорил со знакомыми инженерами-строителями. Расспросил их о том, что и какого размера должно быть, чтобы дача не рухнула. Дальше проще - взял и сосчитал.
- А свою концертную деятельность вы тоже также тщательно рассчитываете?
- Талантливый человек должен быть уметь администратором собственного таланта, чтобы ни от кого не зависеть. Ни от продюсеров, ни от каких кланов. Я выступаю на сцене только тогда, когда ко мне поступают конкретные предложения. В принципе, я могу петь и перед теплой дружеской компанией, и на стадионе. Могу и в Карнеги-холл. Но я буду петь по-разному. Однажды, когда я выступал в Петербурге, во Дворце культуры имени Ленсовета, то пел достаточно мощно, не жалея связок. Тут-то мне кто-то и крикнул: "Потише!"
- Вы обиделись?
- Нет. Просто приглушил музыку и сделал от микрофона шаг назад. Любой профессионал должен уметь соотносить силу извлекаемого звука с акустикой зала.
- Ваше участие в программе Евгения Светланова "Хиты уходящего века" стало сенсацией, учитывая ваше эстрадное прошлое...
- Учтите и мое консерваторское образование. Увы! Евгения Федоровича нет на свете. Это большая потеря для меня лично, потому что у меня с ним были доверительные отношения. Ведь это именно он пригласил меня петь партию Зведочета в опере "Сказка о золотом петушке" в Большом театре. Да и программа "Хиты уходящего века" была отличным ходом для того, чтобы представить классику эстрадного жанра именно как классику.
- Вы бы смогли ее повторить?
- Смысл? Этот проект умер вместе с кончиной Светланова. Хотя в дуэте с Ларисой Долиной я бы еще попробовал спеть. Когда она занимается настоящей музыкой, с ней приятно работать.
- С кем бы еще вы хотели бы спеть дуэтом?
- С теми, кого я уважаю как настоящего музыканта. И с теми, кто сможет взять верхнее "ми" второй октавы. Пусть попробует спеть кто-нибудь, как я. Тогда посмотрим, что мы сможем исполнять дуэтом.
- Вы думаете, что в России много найдется таких певцов?
- Таланты в нашей стране были, есть и будут. Просто их надо продвигать, а не задвигать. Я ненавижу, когда с экрана телевизора какой-нибудь якобы деятель начинает рассуждать о том, что мы - не великая страна. Это абсолютная чушь! Возьмите музыку и исполнительское искусство. По всему свету в лучших симфонических оркестрах сидят выпускники Ленинградской и Московской консерваторий.
- Вы - патриот?
- Любой здравомыслящий человек - патриот своей страны, если он не сволочь. Но я не страдаю от квасного патриотизма. И когда я был в Америке, то ловил кайф от того, что могу свободно общаться с жителями Нью-Йорка, например. Хотя, конечно, они знают нас хуже, чем мы их. Мы как-то пристально за ними следим, а им до нас нет никакого дела до тех пор, пока мы не затрагиваем их интересов.
- Вас не приглашали заняться политикой? Украсить собою какой-нибудь партийный список?
- Мне это не нужно. Я могу собрать концертный зал "Россия" и без мелькания моего лица по телевидению. В политику идут те, кто ничего не может достичь как профессионал.
- Баскова и Волочкову имеете в виду?
- А они разве профессионалы? Если твоя физиономия появляется через день на каждом телеканале, то сие вовсе не значит, что ты хорошо поешь. У меня есть стойкое убеждение в том, что каждый человек должен заниматься своим делом. Композитор должен сочинять музыку, а певец или музыкант ее исполнять. А лезть на экран за славой - гиблое дело.
- Похоже, что вам не нравится нынешнее телевидение...
- Я его принципиальный противник в том виде, в каком оно существует сегодня. Когда сгорела Останкинская телебашня, то не надо было ее и восстанавливать, чтобы не вводить народ во искушение снова усесться перед "ящиком" для промывки мозгов.
- Вы совсем не смотрите телевизор?
- Почему же? Cмотрю новости и еще смотрю, когда поет Александр Градский.
- Вам нравится, как он это делает?
- У меня к нему нет претензий.
- Вы очень тщательно отбираете тексты для своих песен. Есть ли для вас здесь безусловные авторитеты?
- В поэзии для меня бог один - Александр Сергеевич Пушкин. "Авторитет" - cлово из другой лексики. Процесс общения с поэзией интимного происхождения. На каждый возраст, на каждое состояние есть свой поэт. Когда - Набоков, когда - Саша Черный.
- Когда вы читаете чьи-то стихи, то сразу появляется ощущение, что они могут лечь на музыку?
- Процесс сочинения музыки - это вещь мистическая и метафизическая. Спланировать написание песни на стихи Роберта Бернса невозможно. Для того чтобы такое произошло, многое в моей жизни, как композитора, должно совпасть. Даже то, хорошо ли я позавтракал с утра.
- На заказ сможете сочинить песню?
- Мог и могу. Особенно если это музыка к кино. Не так давно получил большое удовольствие от того, что работал над музыкой к фильму "В августе 44-го...". Погружался в ту далекую, драматическую эпоху. Вот где настоящие страсти! Вот где настоящие характеры!
- Когда мы увидим ваш новый альбом?
- Надеюсь, что он появится очень скоро. Лет десять я не занимался выпуском альбомов. Много чего было сочинено за эти годы.
- Однако ваши новые песни были очень уж жесткими... Особенно моя любимая - "Три ноля". Неужели вас ничего не радовало в ушедшем веке?
- Меня радовали мои родные и близкие. И самые светлые воспоминания об ушедшем веке - это те дни, когда мы были вместе.
- Что огорчало?
- Огорчает постоянное желание "опустить" мою страну тех, кто мнит себя вершителями судеб, только потому, что успел подсуетиться при приватизации или залезть на самую вершину власти. А еще огорчают постоянные попытки бездарностей пролезть всеми мыслимыми и немыслимыми способами на эстраду. Не люблю начальников. Они слишком много всем нам попортили крови и жизни в прошлом веке. Вряд ли сам когда-нибудь смогу им стать.
- А как же руководство тем Театром песни, который вы строите?
- Придется быть начальником по необходимости, чтобы ставить заслон халтуре и бездарностям. Дабы у зрителей не испортился вкус к настоящему искусству.
- А определять, настоящее оно или нет, будете вы сами?
- Не только я. Есть объективные критерии. Они необязательно зависят от количества собравшейся на концерт публики.
- Можем представить себе ситуацию, когда Александру Градскому заказывают написать хит для Филиппа Киркорова?
- Как говорится в одном рекламном ролике, это сукно - не моей мануфактуры.
Написать-то я напишу, да сможет ли он в ноты попасть? Вот в чем вопрос. Попса и вокальное искусство - это вещи очень далекие друг от друга. Вот рок - это другое дело. Там есть драйв, напор, мысли, чувства.
- Неужели у всех подряд?
- Конечно, нет. Но здесь схалтурить гораздо труднее. Потому что рок в России всегда пели нутром, а не под фонограмму.
- Ваш артистизм виден невооруженным глазом. В кино или в театр не звали?
- Звал и Алексей Герман, звал и Ваня Дыховичный. Но я - гордый и долго размышлял над предложениями. А потому еще и хотел играть не так, как нужно было режиссерам, а как роль виделась мне. Какой режиссер станет такое терпеть? Наверное, хорошо, что эти проекты для меня не состоялись. Иначе не смог заниматься любимым делом - музыкой.
Сергей ИЛЬЧЕНКО