Культура

ЖИЗНЬ ХУДОЖНИКА - ЭТО БОРЬБА С ПАЛИТРОЙ

16 октября
Это было известно всегда, что судьба художника - непростой и часто очень болезненный путь. Это сложный выбор, когда из множества простых и комфортных вариантов человек сознательно избирает самый трудный и порой трагичный.
"Передо мной, как перед художником, война, и ее я бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары - это другой вопрос, вопрос моего таланта, и я бью с размаху и без пощады". Так о своем назначении художника писал в 1887 г. В.В. Верещагин. Война также стала главной вехой в творчестве известного режиссера и художника Юзефа Шайны и театрального художника Анджея Кройца Маевского, чьи работы представлены на выставке "Современное польское искусство", которая проходит в выставочном центре Союза художников.
Себя и Юзефа Шайну Маевский называет военным поколением. "Моя жизнь, - говорит художник, - это постоянная борьба с палитрой, со стеной и с самими собой". И в этой борьбе рождались проекты декораций к произведению Кшиштофа Пендерецкого "Страсти Господни по св. Луке", к повести Гофмана, к "Мастеру и Маргарите", представленные на выставке. Творческую карьеру Шайна начал как театральный художник, но большую известность получили его театральные постановки. Как режиссер, поставил около 30 спектаклей, в том числе "Данте" (1974), который в России показали впервые в 1987-м, "Сервантес" (1976), "Маяковский" (1978).
В графическом цикле "Муравейники" (1996) художник разрабатывает тему растущей в мире унификации. "Унификация привела к тому, что мы снова стали тем, чем были в концлагерях, - сегодня мы ниже нашего вытатуированного номера. Да, я так обвиняю современность". Похоже на зрительный ряд, который видит актер со сцены: тысячи нечетких силуэтов, нет лиц. Лишь на одной работе из серии испуганные глаза. Это образ мира или сам художник? Коллаж "Отражение" (1993) также намекает на самого художника. Лицо разделено вертикально на две части, так же, как и сама жизнь Шайны разбита войной.
"Что было и есть самое главное обвинение нашей эпохи? Два события: первое - концентрационные лагеря... и второе - атомная бомба. Именно эти два жестоких факта показали нам, насколько человек беззащитен, насколько он всего лишь вещь".
Искусство Юзефа Шайны и Анджея Маевского отражает послевоенную эпоху, процесс девальвации мира, разрушения нравственных ценностей и идеалов. Разбирая их работы, мы четко можем определить, какому времени они принадлежат.
Виктория ИВАНЦОВА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Слабый дождь