Общество
ШЕСТОЙ ДЕНЬ ШЕСТИДНЕВКИ
17 октября
На первых страницах - естественно, портреты Владимира Ильича и Иосифа Виссарионовича. Хотя они нигде не изображены рядом, но Сталин, который присутствует даже на тех репродукциях, где Ильич - главный герой, кажется как-то осанистей и выше ростом. А на портретах, которые несут демонстранты на фотографии, он уже уверенно занимает первое место. Отдельная страница - "Сталин на защите Петрограда" (в 1919 году). Здесь, например, помещен приказ "К войскам, обороняющим Петроград!": тон его по-большевистски резок, но некоторые обороты ("паршивая овца, которая хочет перепортить все стадо", "Иуды-предатели") как будто выплыли из недавнего семинарского прошлого. Через несколько лет придется вспомнить и еще один: "Братья и сестры...".
Много страниц занимает раздел, посвященный индустрии Ленинграда и области: красно-черные диаграммы, улыбающиеся стахановцы предприятий города - Кировского завода, депо, Патефонного завода и даже Оптико-механического завода... имени ОГПУ. Что-то сталось с этими людьми?
Вот - вид на Стрелку Васильевского острова с самолета, и рядом - замечание товарища Жданова о том, что "Петр построил Петербург на довольно мокром месте" и теперь надо "исправлять эту историческую ошибку". На снимке - знакомые и одновременно незнакомые места: многие ли сейчас вспомнят, где находились набережная 9-го Января или Республиканский мост? А это Дворцовая набережная и одноименный мост. Биржевая площадь именно в 1937 году стала называться Пушкинской (и называлась так до 1989 года): тогда широко праздновали столетний "юбилей" смерти А.С. Пушкина и на этом месте планировали установить памятник, провели конкурс, но скульптуру так и не установили - помешала война. Вообще подписи под фотографиями часто вызывают недоумение: мне пришлось долго копаться в справочниках, чтобы выяснить, что Международным назывался Московский проспект. Первая волна переименований, когда были возвращены некоторые исторические названия, прокатилась только в 1944 году, вероятно, в связи со снятием блокады, а вторая - в 1952-м, накануне двухсотпятидесятилетия города.
Много сопоставлений снимков одного и того же места до революции и в тридцатые годы. Большинство сравнений - очевидно в пользу тридцатых, например, под таким заголовком: "На том месте, где был кабак... ныне светлый дворец культуры" (Дом культуры имени М. Горького). Однако архитектура новой эпохи иной раз производит куда более угнетающее впечатление, чем старые пустыри и бревенчатые развалюхи.
Вот - старые троллейбусы со скошенным передом, трамваи с единственной фарой. А рядом - почти современная фотография: пляж у стен Петропавловки.
Под рубрикой "Подъем материального положения и культуры трудящихся" после фотографии Мраморного дворца - как филиала Музея Ленина - вид новой школы: обычная для того времени архитектура, кроме круглой башенки над фасадом - это школьная обсерватория. Вот "новый звуковой кинотеатр". Вот румяные младенцы, которых кормят улыбающиеся женщины-рабочие: декретный отпуск был так мал, что молодые матери не успевали как следует прийти в себя после родов к тому времени, когда были обязаны снова выходить на работу. А вот уже подросшие дошкольники в одинаковых платьицах в учреждении под странным названием "деточаг" - вместо знакомого нам "детского сада". Целая галерея деятелей искусств - от А.Н. Толстого до художника И. Бродского, кисти которого принадлежит бесконечное число портретов Ленина, Сталина, Кирова, Ворошилова и картин вроде "Торжественное открытие II конгресса Коминтерна". Внешностью Бродский неуловимо напоминает нашего современника Глазунова...
В разделе о сельском хозяйстве меня особенно заинтересовал "Обряд "обнесения" плуга" крестьянами - сейчас на территории России вряд ли можно увидеть что-то подобное: советская власть боролась с языческими обрядами куда успешнее, чем церковь до революции. Вот два сельских календаря: старый, с Масленицей-объедухой, Родионом-ледоломом и Федосьей-гречишницей, и новый, основанный на производственном плане и приходно-расходной смете. И совсем уж неожиданные снимки: "Лов сельди в Баренцевом море" и "Оленеводы-колхозники"... На других страницах - фотографии новых районов Мурманска, заполярного Кировска, Новгорода - все они когда-то входили в состав Ленинградской области.
Почти в самом конце альбома - снимки военного парада на площади Урицкого (Дворцовой), портреты пограничников, моряков, женщин-парашютисток и летчиц. Очень скоро такие снимки выйдут на первые полосы. А последние страницы напоминают о грядущих выборах. Военно-политическое училище им. Ф. Энгельса выдвигает Ворошилова, Ленинградский университет - Литвинова, Кировскому заводу доверено выдвинуть самого товарища Сталина. Выбирают, очевидно, единогласно. И наконец - мини-плакат: листок календаря "12 декабря - День выборов в Верховный Совет СССР". Это был шестой день шестидневки двадцать первого года социалистической революции. Это был 1937 год.
Наталия ВИНОГРАДОВА
Много страниц занимает раздел, посвященный индустрии Ленинграда и области: красно-черные диаграммы, улыбающиеся стахановцы предприятий города - Кировского завода, депо, Патефонного завода и даже Оптико-механического завода... имени ОГПУ. Что-то сталось с этими людьми?
Вот - вид на Стрелку Васильевского острова с самолета, и рядом - замечание товарища Жданова о том, что "Петр построил Петербург на довольно мокром месте" и теперь надо "исправлять эту историческую ошибку". На снимке - знакомые и одновременно незнакомые места: многие ли сейчас вспомнят, где находились набережная 9-го Января или Республиканский мост? А это Дворцовая набережная и одноименный мост. Биржевая площадь именно в 1937 году стала называться Пушкинской (и называлась так до 1989 года): тогда широко праздновали столетний "юбилей" смерти А.С. Пушкина и на этом месте планировали установить памятник, провели конкурс, но скульптуру так и не установили - помешала война. Вообще подписи под фотографиями часто вызывают недоумение: мне пришлось долго копаться в справочниках, чтобы выяснить, что Международным назывался Московский проспект. Первая волна переименований, когда были возвращены некоторые исторические названия, прокатилась только в 1944 году, вероятно, в связи со снятием блокады, а вторая - в 1952-м, накануне двухсотпятидесятилетия города.
Много сопоставлений снимков одного и того же места до революции и в тридцатые годы. Большинство сравнений - очевидно в пользу тридцатых, например, под таким заголовком: "На том месте, где был кабак... ныне светлый дворец культуры" (Дом культуры имени М. Горького). Однако архитектура новой эпохи иной раз производит куда более угнетающее впечатление, чем старые пустыри и бревенчатые развалюхи.
Вот - старые троллейбусы со скошенным передом, трамваи с единственной фарой. А рядом - почти современная фотография: пляж у стен Петропавловки.
Под рубрикой "Подъем материального положения и культуры трудящихся" после фотографии Мраморного дворца - как филиала Музея Ленина - вид новой школы: обычная для того времени архитектура, кроме круглой башенки над фасадом - это школьная обсерватория. Вот "новый звуковой кинотеатр". Вот румяные младенцы, которых кормят улыбающиеся женщины-рабочие: декретный отпуск был так мал, что молодые матери не успевали как следует прийти в себя после родов к тому времени, когда были обязаны снова выходить на работу. А вот уже подросшие дошкольники в одинаковых платьицах в учреждении под странным названием "деточаг" - вместо знакомого нам "детского сада". Целая галерея деятелей искусств - от А.Н. Толстого до художника И. Бродского, кисти которого принадлежит бесконечное число портретов Ленина, Сталина, Кирова, Ворошилова и картин вроде "Торжественное открытие II конгресса Коминтерна". Внешностью Бродский неуловимо напоминает нашего современника Глазунова...
В разделе о сельском хозяйстве меня особенно заинтересовал "Обряд "обнесения" плуга" крестьянами - сейчас на территории России вряд ли можно увидеть что-то подобное: советская власть боролась с языческими обрядами куда успешнее, чем церковь до революции. Вот два сельских календаря: старый, с Масленицей-объедухой, Родионом-ледоломом и Федосьей-гречишницей, и новый, основанный на производственном плане и приходно-расходной смете. И совсем уж неожиданные снимки: "Лов сельди в Баренцевом море" и "Оленеводы-колхозники"... На других страницах - фотографии новых районов Мурманска, заполярного Кировска, Новгорода - все они когда-то входили в состав Ленинградской области.
Почти в самом конце альбома - снимки военного парада на площади Урицкого (Дворцовой), портреты пограничников, моряков, женщин-парашютисток и летчиц. Очень скоро такие снимки выйдут на первые полосы. А последние страницы напоминают о грядущих выборах. Военно-политическое училище им. Ф. Энгельса выдвигает Ворошилова, Ленинградский университет - Литвинова, Кировскому заводу доверено выдвинуть самого товарища Сталина. Выбирают, очевидно, единогласно. И наконец - мини-плакат: листок календаря "12 декабря - День выборов в Верховный Совет СССР". Это был шестой день шестидневки двадцать первого года социалистической революции. Это был 1937 год.
Наталия ВИНОГРАДОВА