Культура
С ОГНЕМ, НО БЕЗ НАПРЯЖЕНИЯ
24 октября
"Мне предложили написать музыку для голливудского фильма, при условии что я шесть месяцев буду работать только над ним. Мне пятьдесят и, честно скажу, полгода отдать Голливуду - это слишком. Жизнь коротка, даже когда вам двадцать. Когда вам пятьдесят - вы паникуете". "Чем стоит заниматься, если не отдавать жизнь Голливуду?" - "Чем угодно: мыть свою машину, играть с детьми, играть музыку для вас - это более позитивные инвестиции в жизнь". Именно так говорил, однажды оказавшись в Петербурге, самый, пожалуй, знаменитый сейчас балканский композитор Горан Брегович.
Югослав Брегович делает сумасшедшие музыкальные проекты, собирая на одной сцене одномоментно: непонятно откуда взявшиеся цыганские музыкальные банды, болгарских народных певиц, русский православный хор и польских классических исполнителей - короче, по крошкам собирает воедино всю Восточную Европу. Пространство, заполненное музыкой Бреговича, напоминает то храм, то плац, то караван-сарай: здесь каждый чувствует себя как на передовой. Как выяснилось, эта музыка незадорого покупает среднестатистического петербургского сноба - живая, пульсирующая, лоскутная Восточная Европа сливается в единый вызов, возбуждающе жжет горячим дыханием, бесцеремонно вторгается в кровь. И питерский сноб (свидетельствуем: ничуть не хуже парижского, венского, римского, нью-йоркского или лондонского сноба) неожиданно для самого себя пускается в пляс и кричит нечеловеческим голосом "Впере-о-о-о-д!", согласившись на хулиганское предложение лукаво светящейся звезды подпеть в знаменитой композиции "Калашников" из фильма "Подполье" Эмира Кустурицы. Представьте себе, это форменное безобразие повторяется на бис два раза подряд.
Кстати, музыка к фильмам Кустурицы "Время цыган" и "Сны Аризоны" (Arizona Dream) - все это тоже Брегович. Причем когда эти двое познакомились, первый был никому не известен, а последнего боготворила вся югославская молодежь как лидера самой популярной и влиятельной в Югославии рок-группы Bijelo Dugme. Потом все изменилось, и Брегович привык выступать с огромными симфоническими оркестрами. Его In The Death Car в исполнении Игги Попа в один прекрасный момент стала всепланетным хитом. Он сотрудничал с такими музыкальными знаменитостями, как Скотт Уокер, Сезария Эвора и Офра Хаза. Под его мелодии появляются на большом экране Изабель Аджани в "Королеве Марго" и Пьер Ришар в "1001 рецепте влюбленного повара".
Впрочем, суть его натуры от всех этих побед мало изменилась. В интервью его спрашивают: "Как вы расслабляетесь?". "А я просто не напрягаюсь", - отвечает он.
Ника КУКОВИЦКАЯ