Культура
ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН ВЛАДИМИРА ТЫККЕ
25 октября
С детства он был одержим жаждой знать все. В школе занимался пятиборьем, в которое входило и фехтование, и плавание, и конные скачки. Все это пригодилось ему в театре. Молодым актером он фехтовал в "Сирано", где играл Кристиана, а потом сам поставил пьесу Ростана. Ну а без умения крепко сидеть в седле он бы не состоялся как творческий лидер. В этом качестве всегда был для него примером главный режиссер Ленкома 70-80-х годов Геннадий Опорков. В его спектаклях сыграно немало дорогих сердцу ролей, в том числе и Дорн в "Чайке". В те годы артист начал пробовать себя в режиссуре.
- Владимир, какие качества Опоркова для вас особенно важны?
- В атмосфере его репетиций особенно ценным для меня было импровизационное состояние в работе с актерами. Мы все загорались от его идей. Это качество важно и мне в работе над спектаклем.
- А когда началось ваше приобщение к режиссуре?
- Еще на Моховой, в мастерской профессора Зона. В каждом из нас Борис Вульфович старался пробудить интерес к режиссуре. С нашего курса вышли четыре режиссера. И один из них - Лев Додин. Поработав актером, я получил потом и режиссерский диплом. Многому научился, посещая лабораторию Георгия Александровича Товстоногова. Ну а теперь и сам увлекся педагогикой. Руковожу кафедрой режиссуры и актерского мастерства в Университете культуры и искусств. Мои студенты уже выходят на сцену "Балтийского дома".
- Ленком и "Балтийский дом" - две разные театральные эпохи. А есть ли между ними что-то общее?
- Во все времена нас объединяет нежелание плыть по течению. В ту эпоху знаками времени были наши спектакли "Зримая песня", "Вестсайдская история", "С любимыми не расставайтесь". Ну а теперь, во многом благодаря инициативе директора театра Сергея Шуба, наш дом стал театром-фестивалем, центром крупных художестенных проектов.
"Балтийский дом" отмечает юбилей Владимира Тыкке показом его спектаклей. В праздничной декаде - и заново прочитанная комедия "Недоросль", и композиция "Медный всадник", и полный актерской импровизации спектакль "Двадцать два поцелуя, четыре обморока и одна мигрень" по Чехову. В нынешнем году режиссер поставил чеховский спектакль в театре шведского города Норрчопинга. Накануне юбилея артисты из Скандинавии приезжали к нам с этим спектаклем. В один вечер зрители увидели, как играют Чехова русские и шведские актеры. Ну а в новом сезоне режиссер поставит пьесу Людмилы Разумовской "Ваша сестра и пленница".
Вот уже без малого четыре десятилетия продолжается театральный роман Владимира Тыкке. Он остался верен одному театру, в котором, как ему порой кажется, уже прожито несколько жизней.
Олег СЕРДОБОЛЬСКИЙ
- Владимир, какие качества Опоркова для вас особенно важны?
- В атмосфере его репетиций особенно ценным для меня было импровизационное состояние в работе с актерами. Мы все загорались от его идей. Это качество важно и мне в работе над спектаклем.
- А когда началось ваше приобщение к режиссуре?
- Еще на Моховой, в мастерской профессора Зона. В каждом из нас Борис Вульфович старался пробудить интерес к режиссуре. С нашего курса вышли четыре режиссера. И один из них - Лев Додин. Поработав актером, я получил потом и режиссерский диплом. Многому научился, посещая лабораторию Георгия Александровича Товстоногова. Ну а теперь и сам увлекся педагогикой. Руковожу кафедрой режиссуры и актерского мастерства в Университете культуры и искусств. Мои студенты уже выходят на сцену "Балтийского дома".
- Ленком и "Балтийский дом" - две разные театральные эпохи. А есть ли между ними что-то общее?
- Во все времена нас объединяет нежелание плыть по течению. В ту эпоху знаками времени были наши спектакли "Зримая песня", "Вестсайдская история", "С любимыми не расставайтесь". Ну а теперь, во многом благодаря инициативе директора театра Сергея Шуба, наш дом стал театром-фестивалем, центром крупных художестенных проектов.
"Балтийский дом" отмечает юбилей Владимира Тыкке показом его спектаклей. В праздничной декаде - и заново прочитанная комедия "Недоросль", и композиция "Медный всадник", и полный актерской импровизации спектакль "Двадцать два поцелуя, четыре обморока и одна мигрень" по Чехову. В нынешнем году режиссер поставил чеховский спектакль в театре шведского города Норрчопинга. Накануне юбилея артисты из Скандинавии приезжали к нам с этим спектаклем. В один вечер зрители увидели, как играют Чехова русские и шведские актеры. Ну а в новом сезоне режиссер поставит пьесу Людмилы Разумовской "Ваша сестра и пленница".
Вот уже без малого четыре десятилетия продолжается театральный роман Владимира Тыкке. Он остался верен одному театру, в котором, как ему порой кажется, уже прожито несколько жизней.
Олег СЕРДОБОЛЬСКИЙ