Северо-Запад
ЗДЕСЬ ЕЗДИЛ МЫШКИН И ОТРЕКАЛСЯ НИКОЛАЙ
29 октября
В истории Пскова и Псковской земли железная дорога заняла особое место. Бывший центр некогда мощной республики стал к середине XIX века заброшенным провинциальным городком. Со столицей - Петербургом - он имел сообщение с помощью одного из 6 российских генеральных гужевых трактов 1-го класса - Петербург - Ковно. Почтовые станции, перевозы и переправы через реки, ожидание зимы - когда более или менее нормально было проехать по замерзшему тракту. Очень хорошо о тех дорогах писал Пушкин: "Сейчас у нас дороги плохи, мосты забытые гниют, на станциях клопы да блохи заснуть минуту не дают..." Транспорт - кровеносная система экономики, а посему и с промышленностью в губернии было так себе, и население 700 тысяч человек, в основном барщинных крестьян (сейчас барщины нет, правда, но население еще меньше). Но Пскову суждено было стоять на важнейших путях - к Варшаве и Риге.
КРУПНЕЙШАЯ В ЕВРОПЕ
15 февраля 1851 года вышел указ Николая Первого о проведении изысканий для постройки Санкт-Петербург-Варшавской железной дороги, в следующем году строительство началось. Но построили лишь 42 версты - участок от Петербурга до Гатчины. Потом кончились деньги, потом началась Крымская война. И в 1956 году решили привлечь иностранные капиталы. После создания Главного общества российских железных дорог (основной капитал - частные вложения, в том числе иностранные) дело пошло, тем более в России в результате реформ оживилась экономическая жизнь.. В итоге: 1857 - открыт и сразу введен в эксплуатацию участок Гатчина - Луга, 1859 - Луга - Псков, 1860 -участки Псков - Остров и Остров - Динабург (Даугавпилс) и, наконец, 15 декабря 1862 года торжественно открыта самая крупная в Европе магистраль - 2546 верст.
Та самая, по которой, как повествуется в романе Достоевского, как-то ехал князь Мышкин.
Строились станции. В 1858 году построен Псковский вокзал. Тогда это был маленький островок среди торфяного болота. Но постепенно рос станционный поселок, привносивший в жизнь местных людей новые, передовые вещи: здесь были жилые дома и лечебница, школа и лавки, своя полиция.
На дороге сделали 30 мостов - причем в отличие от Петербургско-Московской дороги, где мосты еще были из дерева, все мосты были металлические. Требовалось много рабочей силы. Увы, здесь все по Некрасову - потому были волнения, подавления народных выступлений. Было и обычное российское головотяпство - например, в Острове вокзал выстроили в трех с половиной верстах от города. По этому поводу ходил слух: подрядчики требовали взятку от "отцов города" и не сошлись с ними в цене...
Но жизнь закипела. Псков и Остров стали крупнейшими станциями по грузоотправлению в России. Возрос экспорт льна, зерна и муки, выросли пассажирские перевозки. Дорога была удобной и при всей дороговизне по ценам того времени все равно в несколько раз дешевле и быстрее, чем поездка в экипаже. Селившиеся в Пскове семьи путейцев дали много прославивших Псковщину талантов. Первый самодеятельный театр был создан именно железнодорожниками. Одновременно с дорогой строился телеграф, затем происходила ее телефонизация.
К НЕЗАМЕРЗАЮЩЕМУ РИЖСКОМУ ПОРТУ
Как это всегда было в России, помимо стратегических экономических целей (а то и в качестве первоочередной задачи), государство уделяло внимание военно-стратегическим целям. В 1883 году военный министр Ванновский представил царю (уже Александру Третьему) доклад о том, что положение России на западных границах все опаснее, а германцы с австрийцами делают большие успехи в железнодорожном строительстве, в результате "противники обеспечили себе самые решающие преимущества".
Изысканиями по постройке дороги Псков - Рига с веткой на Дерпт занималась особая комиссия, ее представителем от военного министерства назначен был полковник Генштаба Тимлер. Строительство этой линии велось не за счет акционерных обществ, а на казенные деньги. Дорогу обязались построить в рекордные сроки - 2 года и 8 месяцев, поэтому работы велись с двух направлений. Но линия была нужна не только военным - как прибалтийские купцы, так и российские предприниматели были в ней заинтересованы. Проект был утвержден в марте 1887 года, на ряде участков работа началась годом раньше, а в 1888 году все работы были завершены. По данным 1889 года, новая дорога сразу окупилась и начала приносить прибыль.
Следующим этапом стало строительство дорог, которое привело к созданию на территории губернии крупных железнодорожных узлов - Дно, Великие Луки, Новосокольники. Последней линией стала дорога Псков - Гдов - Нарва - уже в Первую мировую для нужд Северного фронта. Но этой линии не повезло. Она существовала до самой Второй мировой - использовалась для перевозки лесных грузов и небольшого числа пассажиров. Но немцы разобрали и увезли все верхнее строение пути. В дальнейшем участок не восстанавливался.
В общем и целом в начале двадцатого века в результате создания железнодорожной сети псковская земля из глухой, хотя и близкой к Петербургу, провинции стала территорией, связанной с крупными экономическими центрами запада разваливающейся империи, которые затем стали столицами независимых государств. Свое, так сказать, геополитическое положение Псковщина сохраняет и сейчас. Она граничит с Белоруссией, Латвией и Эстонией и развивает приграничное сотрудничество. Сейчас эта область опять является одной из беднейших на Северо-Западе. Но ее европейская перспектива в настоящее время серьезно обсуждается властями, бизнесом и обществом, что довелось почувствовать журналисту "НВ" во время пребывания на юбилейных торжествах ушедшего лета.
Светлана ГАВРИЛИНА
КРУПНЕЙШАЯ В ЕВРОПЕ
15 февраля 1851 года вышел указ Николая Первого о проведении изысканий для постройки Санкт-Петербург-Варшавской железной дороги, в следующем году строительство началось. Но построили лишь 42 версты - участок от Петербурга до Гатчины. Потом кончились деньги, потом началась Крымская война. И в 1956 году решили привлечь иностранные капиталы. После создания Главного общества российских железных дорог (основной капитал - частные вложения, в том числе иностранные) дело пошло, тем более в России в результате реформ оживилась экономическая жизнь.. В итоге: 1857 - открыт и сразу введен в эксплуатацию участок Гатчина - Луга, 1859 - Луга - Псков, 1860 -участки Псков - Остров и Остров - Динабург (Даугавпилс) и, наконец, 15 декабря 1862 года торжественно открыта самая крупная в Европе магистраль - 2546 верст.
Та самая, по которой, как повествуется в романе Достоевского, как-то ехал князь Мышкин.
Строились станции. В 1858 году построен Псковский вокзал. Тогда это был маленький островок среди торфяного болота. Но постепенно рос станционный поселок, привносивший в жизнь местных людей новые, передовые вещи: здесь были жилые дома и лечебница, школа и лавки, своя полиция.
На дороге сделали 30 мостов - причем в отличие от Петербургско-Московской дороги, где мосты еще были из дерева, все мосты были металлические. Требовалось много рабочей силы. Увы, здесь все по Некрасову - потому были волнения, подавления народных выступлений. Было и обычное российское головотяпство - например, в Острове вокзал выстроили в трех с половиной верстах от города. По этому поводу ходил слух: подрядчики требовали взятку от "отцов города" и не сошлись с ними в цене...
Но жизнь закипела. Псков и Остров стали крупнейшими станциями по грузоотправлению в России. Возрос экспорт льна, зерна и муки, выросли пассажирские перевозки. Дорога была удобной и при всей дороговизне по ценам того времени все равно в несколько раз дешевле и быстрее, чем поездка в экипаже. Селившиеся в Пскове семьи путейцев дали много прославивших Псковщину талантов. Первый самодеятельный театр был создан именно железнодорожниками. Одновременно с дорогой строился телеграф, затем происходила ее телефонизация.
К НЕЗАМЕРЗАЮЩЕМУ РИЖСКОМУ ПОРТУ
Как это всегда было в России, помимо стратегических экономических целей (а то и в качестве первоочередной задачи), государство уделяло внимание военно-стратегическим целям. В 1883 году военный министр Ванновский представил царю (уже Александру Третьему) доклад о том, что положение России на западных границах все опаснее, а германцы с австрийцами делают большие успехи в железнодорожном строительстве, в результате "противники обеспечили себе самые решающие преимущества".
Изысканиями по постройке дороги Псков - Рига с веткой на Дерпт занималась особая комиссия, ее представителем от военного министерства назначен был полковник Генштаба Тимлер. Строительство этой линии велось не за счет акционерных обществ, а на казенные деньги. Дорогу обязались построить в рекордные сроки - 2 года и 8 месяцев, поэтому работы велись с двух направлений. Но линия была нужна не только военным - как прибалтийские купцы, так и российские предприниматели были в ней заинтересованы. Проект был утвержден в марте 1887 года, на ряде участков работа началась годом раньше, а в 1888 году все работы были завершены. По данным 1889 года, новая дорога сразу окупилась и начала приносить прибыль.
Следующим этапом стало строительство дорог, которое привело к созданию на территории губернии крупных железнодорожных узлов - Дно, Великие Луки, Новосокольники. Последней линией стала дорога Псков - Гдов - Нарва - уже в Первую мировую для нужд Северного фронта. Но этой линии не повезло. Она существовала до самой Второй мировой - использовалась для перевозки лесных грузов и небольшого числа пассажиров. Но немцы разобрали и увезли все верхнее строение пути. В дальнейшем участок не восстанавливался.
В общем и целом в начале двадцатого века в результате создания железнодорожной сети псковская земля из глухой, хотя и близкой к Петербургу, провинции стала территорией, связанной с крупными экономическими центрами запада разваливающейся империи, которые затем стали столицами независимых государств. Свое, так сказать, геополитическое положение Псковщина сохраняет и сейчас. Она граничит с Белоруссией, Латвией и Эстонией и развивает приграничное сотрудничество. Сейчас эта область опять является одной из беднейших на Северо-Западе. Но ее европейская перспектива в настоящее время серьезно обсуждается властями, бизнесом и обществом, что довелось почувствовать журналисту "НВ" во время пребывания на юбилейных торжествах ушедшего лета.
Светлана ГАВРИЛИНА