Культура
ЖИЛ НА СВЕТЕ ПАВЕЛ БЕДНЫЙ...
29 октября
Ожидание очередной исторической картины известного российского режиссера длилось достаточно долго. Тому были и объективные, и субъективные обстоятельства. "Бедный, бедный Павел" Мельникова завершает собою историческую кинотрилогию, посвященную драматическим событиям восемнадцатого века, случившимся на Руси в борьбе за царский престол. И если "Царская охота" (первая по времени лента из этой серии) обернулась на экране мелодрамой, то "Царевич Алексей" cтал драмой, предопределив по-своему эстетику и грядущей картины режиссера об одном из самых противоречивых российских самодержцев, чья жизнь и судьба нынче предстает перед нами в трагически-мистических отсветах прошлого.
Роскошь, величие и блеск царского двора, которые на финише "века осьмнадцатого" были призваны свидетельствовать о мощи Российской империи, к счастью, не стали доминирующими признаками того экранного действа, которое cоздается в картине Мельникова о Павле Первом. Практически все сцены разворачиваются в студеной атмосфере русского холода, от которого ежатся все и везде - и на Гатчинском плацу, и в дворцовых покоях. Неуютность обстановки читается в кадре как знак некоторой неприкаянности главного героя, который практически нигде и ни с кем не может найти для себя доброго взгляда и душевного отдохновения. Недостроенный Михайловский замок, в который Павел переехал незадолго до своей гибели, стал одним из действующих лиц фильма. Его мрачноватый колорит предопределяет настроение, далекое от радужной веселости, хотя музыка Андрея Петрова в ряде случаев "интерпретирует" происходящие на экране безумства Павла Петровича в очень ироничной интонации.
Обо всем этом поневоле забываешь, когда в кадре появляются два главных действующих лица. Это - не оговорка, ибо вся композиция фильма, вся его драматургия выстроена таким образом, что событийный ряд воспринимается как драма характеров конкретных исторических лиц - императора Павла Первого и графа Палена. Выбор Виталием Мельниковым двух знаковых актеров разных поколений предопределил как замысел всего фильма, так и его убедительную реализацию.
Российский император обрел облик Виктора Сухорукова, буквально превзошедшего тем, как он сыграл эту роль, все, что было сделано им в кино и в театре ранее. Артист безнадежно влюблен в своего героя. Он отчаянно пытается его понять не только в соответствии с тем, каким изобразил Павла Дмитрий Мережковский, чьи произведения стали драматургической основой сценария картины. Сухоруков играет то, что на языке профессионалов называется "подтекстом", ибо он знает об императоре столько, сколько не может вместить ни один фильм. Его Павел трагичен оттого, что его не понимают те, кто вокруг, но еще более проистекает его трагедия, по версии Сухорукова и Мельникова, оттого, что большая часть жизни этого несчастного человека постоянно проходила в страхе и заточении. Тень Зигмунда Фрейда незримо присутствует и постоянно появляется из-за плеча Павла Петровича. Недаром императора называли еще и "русским Гамлетом".
Совестливость Павла, как это странно ни прозвучит, не позволяла ему быть последовательным и твердым в своих государственных решениях, что и сыграл Виктор Сухоруков. А его видимая взбалмошность есть серия элементарных нервных срывов. Перед нами - драма одинокого человека, у которого просто-напросто сдают нервы, но который в критические моменты судьбы проявляет истинно рыцарское величие и стойкость духа.
Виталий Мельников всегда в героях своих картин умеет найти то "человеческое, слишком человеческое", что превращает их из ходульных персонажей в реальные, а не условные характеры. Так и произошло с Павлом Петровичем Романовым, самодержцем российским, которому на его беду досталась не только громадная держава, но еще и непонятливые соратники, и - самое главное - граф Пален. Этому историческому персонажу "повезло" в том, что его роль в судьбе Павла стала в фильме едва ли не определяющей. И дело здесь не только в характере трактовки режиссером, но и в том, как сыграл остзейского дворянина Олег Янковский.
Его немногословная сдержанность оттеняет экспрессию Сухорукова-Павла. Такой молчаливый Пален вполне мог быть и доверенным лицом императора, и главой заговора против него. Янковский всегда мастерски держит паузу, он может одной улыбкой-ухмылкой выразить то, на что другим нужны пафосные длинные монологи. В картине Мельникова его герой вынужден больше молчать, чем говорить. Но его финальная реплика о похоронах восемнадцатого века и наступлении нового столетия выглядит как приговор, ибо ясно, что радости людям оно принесет не так много, как бы того хотелось. Смена самодержца на престоле путем цареубийства породила своеобразный комплекс вины в русской истории девятнадцатого века.
Виталий Мельников никоим образом не навязывает публике собственную версию истории. Он, если вспомнить общественную терминологию 80-х годов прошлого века, учитывает ее человеческий фактор. И поэтому все остальные исторические персонажи, существующие вокруг центрального дуэта в его фильме, выглядят интересными, корректно сыгранными в рамках необходимой узнаваемости зрителями.
По фильму "Бедный, бедный Павел" нынешний школьник или студент вряд ли сможет ответить на вопрос на экзамене по истории Отечества, который касается эпохи правления Павла Первого. Зато он вполне сможет прочувствовать, что в эту самую эпоху на троне оказался человек со многими слабостями и комплексами, кои и мешали ему довести все задуманные им реформы до конца. Впрочем, как известно, в нашей стране участь всех реформаторов трагична. И бедный Павел Петрович Романов - не исключение.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Роскошь, величие и блеск царского двора, которые на финише "века осьмнадцатого" были призваны свидетельствовать о мощи Российской империи, к счастью, не стали доминирующими признаками того экранного действа, которое cоздается в картине Мельникова о Павле Первом. Практически все сцены разворачиваются в студеной атмосфере русского холода, от которого ежатся все и везде - и на Гатчинском плацу, и в дворцовых покоях. Неуютность обстановки читается в кадре как знак некоторой неприкаянности главного героя, который практически нигде и ни с кем не может найти для себя доброго взгляда и душевного отдохновения. Недостроенный Михайловский замок, в который Павел переехал незадолго до своей гибели, стал одним из действующих лиц фильма. Его мрачноватый колорит предопределяет настроение, далекое от радужной веселости, хотя музыка Андрея Петрова в ряде случаев "интерпретирует" происходящие на экране безумства Павла Петровича в очень ироничной интонации.
Обо всем этом поневоле забываешь, когда в кадре появляются два главных действующих лица. Это - не оговорка, ибо вся композиция фильма, вся его драматургия выстроена таким образом, что событийный ряд воспринимается как драма характеров конкретных исторических лиц - императора Павла Первого и графа Палена. Выбор Виталием Мельниковым двух знаковых актеров разных поколений предопределил как замысел всего фильма, так и его убедительную реализацию.
Российский император обрел облик Виктора Сухорукова, буквально превзошедшего тем, как он сыграл эту роль, все, что было сделано им в кино и в театре ранее. Артист безнадежно влюблен в своего героя. Он отчаянно пытается его понять не только в соответствии с тем, каким изобразил Павла Дмитрий Мережковский, чьи произведения стали драматургической основой сценария картины. Сухоруков играет то, что на языке профессионалов называется "подтекстом", ибо он знает об императоре столько, сколько не может вместить ни один фильм. Его Павел трагичен оттого, что его не понимают те, кто вокруг, но еще более проистекает его трагедия, по версии Сухорукова и Мельникова, оттого, что большая часть жизни этого несчастного человека постоянно проходила в страхе и заточении. Тень Зигмунда Фрейда незримо присутствует и постоянно появляется из-за плеча Павла Петровича. Недаром императора называли еще и "русским Гамлетом".
Совестливость Павла, как это странно ни прозвучит, не позволяла ему быть последовательным и твердым в своих государственных решениях, что и сыграл Виктор Сухоруков. А его видимая взбалмошность есть серия элементарных нервных срывов. Перед нами - драма одинокого человека, у которого просто-напросто сдают нервы, но который в критические моменты судьбы проявляет истинно рыцарское величие и стойкость духа.
Виталий Мельников всегда в героях своих картин умеет найти то "человеческое, слишком человеческое", что превращает их из ходульных персонажей в реальные, а не условные характеры. Так и произошло с Павлом Петровичем Романовым, самодержцем российским, которому на его беду досталась не только громадная держава, но еще и непонятливые соратники, и - самое главное - граф Пален. Этому историческому персонажу "повезло" в том, что его роль в судьбе Павла стала в фильме едва ли не определяющей. И дело здесь не только в характере трактовки режиссером, но и в том, как сыграл остзейского дворянина Олег Янковский.
Его немногословная сдержанность оттеняет экспрессию Сухорукова-Павла. Такой молчаливый Пален вполне мог быть и доверенным лицом императора, и главой заговора против него. Янковский всегда мастерски держит паузу, он может одной улыбкой-ухмылкой выразить то, на что другим нужны пафосные длинные монологи. В картине Мельникова его герой вынужден больше молчать, чем говорить. Но его финальная реплика о похоронах восемнадцатого века и наступлении нового столетия выглядит как приговор, ибо ясно, что радости людям оно принесет не так много, как бы того хотелось. Смена самодержца на престоле путем цареубийства породила своеобразный комплекс вины в русской истории девятнадцатого века.
Виталий Мельников никоим образом не навязывает публике собственную версию истории. Он, если вспомнить общественную терминологию 80-х годов прошлого века, учитывает ее человеческий фактор. И поэтому все остальные исторические персонажи, существующие вокруг центрального дуэта в его фильме, выглядят интересными, корректно сыгранными в рамках необходимой узнаваемости зрителями.
По фильму "Бедный, бедный Павел" нынешний школьник или студент вряд ли сможет ответить на вопрос на экзамене по истории Отечества, который касается эпохи правления Павла Первого. Зато он вполне сможет прочувствовать, что в эту самую эпоху на троне оказался человек со многими слабостями и комплексами, кои и мешали ему довести все задуманные им реформы до конца. Впрочем, как известно, в нашей стране участь всех реформаторов трагична. И бедный Павел Петрович Романов - не исключение.
Сергей ИЛЬЧЕНКО