Общество
В НАШИ ШКОЛЫ ТОЖЕ ПРИДЕТ ЕГЭ
12 ноября
Правда, нынче участие будет относительно добровольным: ЕГЭ по русскому языку предстоит только тем, кто собирается поступать в высшие учебные заведения (результаты этого экзамена, сданного в школе, обязаны принимать в качестве вступительного все вузы Петербурга). Но если учесть, что подавляющее большинство одиннадцатиклассников планируют получение высшего образования, эксперимент для школьников можно считать обязательным.
Если честно, не очень верилось, что в Петербурге тоже когда-нибудь будут сдавать ЕГЭ, несмотря на то что эксперимент уверенно шагал по стране и чиновники торжественно рапортовали о победе на всех фронтах. Просто еще в сентябре об этом не было речи. Ректоры уверяли, что петербургских абитуриентов-2004 не ждут никакие потрясения. На городском педагогическом совете директорам школ объявили, что с экспериментом торопиться не будут. Наконец, первый заместитель министра образования РФ Виктор Болотов, встречаясь в северной столице с родительской общественностью, рассуждал о Едином государственном экзамене как бы теоретически: "Вот когда ваш город обратится к нам с просьбой о включении в эксперимент, мы приедем и всех научим".
И все-таки случилось. Соглашение между Министерством образования, администрацией Петербурга и советом ректоров петербургских вузов подписано. В качестве "жертвы" для эксперимента выбран русский язык - как предмет "наиболее массовый", то есть востребованный при поступлении в любое высшее учебное заведение. Но надо отдать должное работникам петербургской школы, от которых зависело принятие решения о вхождении в эксперимент: наш город держался до последнего. В этом году принять участие в эксперименте придется, поскольку в 2005-м ЕГЭ станет обязательным во всей стране. Дело в том, что на заседании Государственной комиссии по модернизации образования было принято решение сократить сроки проведения эксперимента. Значит, у нас остался только год, чтобы потренироваться и научиться на собственных ошибках.
Точнее, всего шесть месяцев, если считать и уже случившийся ноябрь. По мнению Министерства образования, уверявшего прежде, что обучение педагогов и подготовка ребят начнутся за год до эксперимента, нам, наверное, полугода вполне достаточно. Впрочем, учителя из регионов, уже вошедших в зону ЕГЭ, рассказывают, что с ними начинали заниматься и проводить семинары и вовсе в феврале. Между тем директора школ, где подготовка к экзаменам в форме тестов ведется давно (скорее в результате сотрудничества с иностранными образовательными учреждениями, нежели в качестве поддержки отечественного эксперимента), уверяют, что учить детей отвечать на тесты нужно... с первого класса, так как система подготовки и требования в данном случае совершенно иные.
Более того, мальчиков и девочек учить преодолению подобных испытаний следует по-разному. Именно об этом шла речь на круглом столе "Гендерные последствия введения ЕГЭ", проведенном в рамках III Международной научно-практической конференции "Гендерный подход в педагогике. От теории к практике". В Александринской женской гимназии № 628 с технологией тестов знакомы с 1994 года. У педагогов накоплен достаточный опыт, чтобы делать серьезные выводы. Например, для девочек важна узнаваемость задания. "Они привыкли работать по нормативам, а задания категории "С" подразумевают нестандартную ситуацию применения знаний", - объясняет директор гимназии, кандидат педагогических наук Елена Тихомирова. По мнению педагогов женской гимназии, учениц необходимо дольше готовить к тестам, учитывая все нюансы. Скажем, девочки привыкли работать с черновиком, им очень важно сделать все аккуратно, нужно особое внимание уделить оформлению титульного листа и правильному "попаданию" в клеточки. Наконец, они просто стесняются, когда за ними наблюдает незнакомый эксперт-статист. Последнее замечание имеет особое значение: министр образования заявил, что на ЕГЭ по русскому языку будут присутствовать только директора школ и сотрудники милиции.
"Нам кажется, что было бы неплохо оценить результаты Единого государственного экзамена с гендерных позиций: не только как сдают российские школьники ЕГЭ, но и как учились мальчики и девочки и насколько подтвердили свои оценки на тестировании", - замечает Елена Тихомирова.
Кстати, на круглом столе говорили не только о гендерных последствиях ЕГЭ, но и последствиях эксперимента для преподавателей. Педагоги из других городов давали петербургским коллегам советы. "Кто сказал, что школа должна готовить к ЕГЭ? Школа должна дать аттестат. Не берите на себя ответственность: ориентируйте детей на сдачу ЕГЭ в вузах - с теми, кто закончил школу не в этом году. Там и тесты легче, и результаты выше", - поделилась опытом директор лицея № 20 (Кострома) Светлана Полякова. В ее словах печальная правда: на учителей возложена огромная ответственность. За оставшиеся месяцы они должны подготовить учеников к не очень-то им самим понятному эксперименту и при этом не забыть о выпускном сочинении, так как этот экзамен пока никто не отменял. Более того, не исключено, что в вузах с высоким конкурсом окажется недостаточным принести результаты ЕГЭ по русскому языку и абитуриентам придется писать сочинение - ректоры престижных университетов не скрывают, что планируют вводить дополнительное испытание.
"Министерство образования должно нести ответственность за отсутствие программ подготовки к ЕГЭ, руководств и методичек для учителей, единых учебников. В России до сих пор даже не утверждены образовательные стандарты", - возмущались участники круглого стола. В петербургских школах между тем зреет идея написать открытое письмо министру образования Владимиру Филиппову. Удивительно, как федеральные чиновники умудрились испортить отношение учителей к ЕГЭ: прежде педагоги относились к новой форме испытаний скорее положительно, радуясь за своих учеников, для которых должны стать более доступными престижные вузы.
Утешением для взбудораженной педагогической, да и родительской общественности могут послужить два факта. Во-первых, мы далеко не первые и не единственные: в этом году в эксперименте с ЕГЭ будут участвовать кроме нас еще 63 региона Российской Федерации. Во-вторых, администрация Петербурга и совет ректоров отстояли право нашего города на так называемое "мягкое" вхождение в зону Единого государственного экзамена - чиновники из Министерства образования настаивали на том, чтобы питерские дети сдавали не один, а несколько экзаменов в форме тестов. Так что могло быть и хуже.
Шекия АБДУЛЛАЕВА
Если честно, не очень верилось, что в Петербурге тоже когда-нибудь будут сдавать ЕГЭ, несмотря на то что эксперимент уверенно шагал по стране и чиновники торжественно рапортовали о победе на всех фронтах. Просто еще в сентябре об этом не было речи. Ректоры уверяли, что петербургских абитуриентов-2004 не ждут никакие потрясения. На городском педагогическом совете директорам школ объявили, что с экспериментом торопиться не будут. Наконец, первый заместитель министра образования РФ Виктор Болотов, встречаясь в северной столице с родительской общественностью, рассуждал о Едином государственном экзамене как бы теоретически: "Вот когда ваш город обратится к нам с просьбой о включении в эксперимент, мы приедем и всех научим".
И все-таки случилось. Соглашение между Министерством образования, администрацией Петербурга и советом ректоров петербургских вузов подписано. В качестве "жертвы" для эксперимента выбран русский язык - как предмет "наиболее массовый", то есть востребованный при поступлении в любое высшее учебное заведение. Но надо отдать должное работникам петербургской школы, от которых зависело принятие решения о вхождении в эксперимент: наш город держался до последнего. В этом году принять участие в эксперименте придется, поскольку в 2005-м ЕГЭ станет обязательным во всей стране. Дело в том, что на заседании Государственной комиссии по модернизации образования было принято решение сократить сроки проведения эксперимента. Значит, у нас остался только год, чтобы потренироваться и научиться на собственных ошибках.
Точнее, всего шесть месяцев, если считать и уже случившийся ноябрь. По мнению Министерства образования, уверявшего прежде, что обучение педагогов и подготовка ребят начнутся за год до эксперимента, нам, наверное, полугода вполне достаточно. Впрочем, учителя из регионов, уже вошедших в зону ЕГЭ, рассказывают, что с ними начинали заниматься и проводить семинары и вовсе в феврале. Между тем директора школ, где подготовка к экзаменам в форме тестов ведется давно (скорее в результате сотрудничества с иностранными образовательными учреждениями, нежели в качестве поддержки отечественного эксперимента), уверяют, что учить детей отвечать на тесты нужно... с первого класса, так как система подготовки и требования в данном случае совершенно иные.
Более того, мальчиков и девочек учить преодолению подобных испытаний следует по-разному. Именно об этом шла речь на круглом столе "Гендерные последствия введения ЕГЭ", проведенном в рамках III Международной научно-практической конференции "Гендерный подход в педагогике. От теории к практике". В Александринской женской гимназии № 628 с технологией тестов знакомы с 1994 года. У педагогов накоплен достаточный опыт, чтобы делать серьезные выводы. Например, для девочек важна узнаваемость задания. "Они привыкли работать по нормативам, а задания категории "С" подразумевают нестандартную ситуацию применения знаний", - объясняет директор гимназии, кандидат педагогических наук Елена Тихомирова. По мнению педагогов женской гимназии, учениц необходимо дольше готовить к тестам, учитывая все нюансы. Скажем, девочки привыкли работать с черновиком, им очень важно сделать все аккуратно, нужно особое внимание уделить оформлению титульного листа и правильному "попаданию" в клеточки. Наконец, они просто стесняются, когда за ними наблюдает незнакомый эксперт-статист. Последнее замечание имеет особое значение: министр образования заявил, что на ЕГЭ по русскому языку будут присутствовать только директора школ и сотрудники милиции.
"Нам кажется, что было бы неплохо оценить результаты Единого государственного экзамена с гендерных позиций: не только как сдают российские школьники ЕГЭ, но и как учились мальчики и девочки и насколько подтвердили свои оценки на тестировании", - замечает Елена Тихомирова.
Кстати, на круглом столе говорили не только о гендерных последствиях ЕГЭ, но и последствиях эксперимента для преподавателей. Педагоги из других городов давали петербургским коллегам советы. "Кто сказал, что школа должна готовить к ЕГЭ? Школа должна дать аттестат. Не берите на себя ответственность: ориентируйте детей на сдачу ЕГЭ в вузах - с теми, кто закончил школу не в этом году. Там и тесты легче, и результаты выше", - поделилась опытом директор лицея № 20 (Кострома) Светлана Полякова. В ее словах печальная правда: на учителей возложена огромная ответственность. За оставшиеся месяцы они должны подготовить учеников к не очень-то им самим понятному эксперименту и при этом не забыть о выпускном сочинении, так как этот экзамен пока никто не отменял. Более того, не исключено, что в вузах с высоким конкурсом окажется недостаточным принести результаты ЕГЭ по русскому языку и абитуриентам придется писать сочинение - ректоры престижных университетов не скрывают, что планируют вводить дополнительное испытание.
"Министерство образования должно нести ответственность за отсутствие программ подготовки к ЕГЭ, руководств и методичек для учителей, единых учебников. В России до сих пор даже не утверждены образовательные стандарты", - возмущались участники круглого стола. В петербургских школах между тем зреет идея написать открытое письмо министру образования Владимиру Филиппову. Удивительно, как федеральные чиновники умудрились испортить отношение учителей к ЕГЭ: прежде педагоги относились к новой форме испытаний скорее положительно, радуясь за своих учеников, для которых должны стать более доступными престижные вузы.
Утешением для взбудораженной педагогической, да и родительской общественности могут послужить два факта. Во-первых, мы далеко не первые и не единственные: в этом году в эксперименте с ЕГЭ будут участвовать кроме нас еще 63 региона Российской Федерации. Во-вторых, администрация Петербурга и совет ректоров отстояли право нашего города на так называемое "мягкое" вхождение в зону Единого государственного экзамена - чиновники из Министерства образования настаивали на том, чтобы питерские дети сдавали не один, а несколько экзаменов в форме тестов. Так что могло быть и хуже.
Шекия АБДУЛЛАЕВА