Культура

ДОКТОР ДЛЯ ДУШИ

20 ноября
В юности этого молодого человека ждала блистательная театральная карьера. Дядя и тетя (Николай Баталов и Ольга Андровская) были звездами советского МХАТа еще во времена Станиславского и Немировича-Данченко. Он и играл на театральных подмостках несколько лет, пока его не призвала под свои знамена обновлявшаяся в нашей стране десятая муза. Случилось так, что первой настоящей ролью Алексея Баталова в кино стал пролетарий Журбин в картине Иосифа Хейфеца "Большая семья" (1954). И с той поры закрепилось за артистом амплуа простого труженика, которому по силам было и за баранкой сидеть, и своими руками что-то мастерить. Поэтому когда Марк Донской взялся экранизировать роман Горького "Мать" (1956), то Алексею досталась та самая роль Павла Власова, какую сыграл на тридцать лет раньше в одноименном немом фильме Всеволода Пудовкина его родной дядя.
Естественная простота актера в кадре вовсе не означала отсутствия напряженной работы мысли. Наоборот, работа ума в его героях всегда сочеталась с искренней добротой и верой в людей, лучшие их качества. Он и в жизни такой же, как и на экране. Не поддаться его обаянию невозможно. Алексей Баталов, как знак, является в картинах, определяющих в нашем кино поворотные моменты движения от абстрактных и выспренных идей к показу человеческого в человеке. Порою, как в калатозовском шедевре "Летят журавли" (1957), ему достаточно побыть в кадре всего несколько минут, чтобы влюбить в себя не только героиню, но и всех зрителей. Недаром Михаил Ромм доверил Баталову роль физика-интеллектуала в "Девяти днях одного года" (1962), а Владимир Меньшов счастливо угадал с приглашением артиста на роль работяги Гоши в бесспорном кинохите "Москва слезам не верит" (1980).
Киногерои Баталова на экране выглядят порою слишком благородными и добрыми, но никак не добренькими. Они могут сомневаться, растеряться, запутаться в жизненных коллизиях, в конце концов даже напиться. Но они никогда не предадут. На них можно положиться. Артист счастливо интеллигентен. Он не самолюбив и не зол на то, что жизнь принудила его переживать драму, которая могла бы сломать кого угодно, но только не его. У Алексея Владимировича хватает сил и на своего ребенка, и на чужих детей, которым он передает секреты мастерства такой неблагодарной, но такой завораживающей профессии, как артист.
Баталовские герои владеют разными профессиями. И мысленно просматривая их перечень, почему-то замечаешь, что очень часто они имели отношение к медицине. И Борис Бороздин, и Володя Устименко ("Дорогой мой человек"), и Гуров ("Дама с собачкой"). Совпадение? Может быть. Однако есть в этом что-то мистически доброе, когда понимаешь и чувствуешь: от этого человека никак не может исходить Зло. Баталов всегда лечит душу, даже тогда, когда как режиссер экранизирует Гоголя ("Шинель") и Достоевского ("Игрок"). Поэтому я так люблю его киносказку "Три толстяка", где рассказана история о мальчике, обнаружившем, что у него есть сердце. А значит, есть и душа.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+1
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Слабый дождь