Культура
ЕГО ПРИМЕР - ДРУГИМ НАУКА...
20 ноября
Нынче это кажется диким - назвать театр именем государственного учреждения. Но тогда, в 1953 году, было в порядке вещей - популярному Новому театру дали имя Ленсовета. Другое удивительно: это имя приросло навечно, и другие не приживаются. Попытка поменять Ленсовета на Открытый успеха не имела.
Веселое имя - театр Ленсовета. Веселое, хотя на его сцене шли и драмы, даже трагедии, зрители переживали и плакали, но судьба этого коллектива какая-то ладная, творчески предельно насыщенная, какие бы времена ни стояли на дворе. Говорят, все дело в ауре места, - бывший купеческий клуб с игорным залом и рестораном передал из ХIХ века в середину ХХ стихию игры, азарта. Действительно, достаточно вспомнить знаменитые шлягеры Игоря Владимирова 70-х годов: "Укрощение строптивой", "Люди и страсти", "Левша", "Дульсинея Тобосская", "Трубадур и его друзья", не говоря уж о до сих пор сохраняющихся на афишах гоголевских "Игроках".
Но ведь и до переезда в здание на Владимирском проспекте, с самого первого спектакля молодого коллектива - "Бешеных денег" Островского, встреченных публикой с восторгом, дух студийности, поиска, азарта жил в этом театре и сумел продержаться все 70 лет его существования. До сих пор это молодой, по сути студийный, полный энергии и интереса к жизни творческий организм. Несмотря на звание "академического" театр Ленсовета не превратился в памятник самому себе, как это случалось подчас даже с интересными поначалу коллективами.
Думается, здесь дело в том, что этому театру везло, как в карточной игре, на руководителей. Начиная с первого - одаренного мейерхольдовца Исаака Кролля. А потом были мхатовец, талантливейший Борис Сушкевич, проведший коллектив через трудные годы войны, выдающийся художник и режиссер Николай Акимов, на знаменитые спектакли которого лишний билетик спрашивали от угла Невского и Владимирского. А вскоре в театре на Владимирском появился победительно красивый Игорь Владимиров, и опять билеты на спектакли с участием Алисы Фрейндлих, Михаила Боярского, Алексея Петренко, Анатолия Равиковича ловили от Невского проспекта.
В 1996 году Владислав Пази, режиссер тонкого, изысканного стиля, как-то очень естественно и, казалось, легко и просто подхватил знамя театра Ленсовета. И без всяких революционных преобразований снова повел коллектив по дороге аншлагов, молений о лишнем билете и всего того, чем сопровождается заслуженный, устойчивый успех у публики. Он опять, как в былые годы, собрал звездную труппу. На этой сцене играют Сергей Мигицко, Лариса Луппиан, Анна Алексахина, Семен Стругачев, Светлана Письмиченко, Владимир Матвеев, Константин Хабенский... По сути дела перечислять надо чуть ли не всю труппу. Даже совсем молодые, студенты курса В. Пази, играющие на сцене театра, уже заслужили внимание зрителей и успели получить престижные награды.
Словом, театр Ленсовета везунчик и баловень судьбы. А уж из какого сора, как сказал поэт, из каких трудов растут цветы блестящих спектаклей этого театра, публику интересует не слишком сильно. Во всяком случае, на вчерашнем юбилейном вечере в честь 70-летия прославленного театра пели и говорили о другом...
Александр УРЕС
Веселое имя - театр Ленсовета. Веселое, хотя на его сцене шли и драмы, даже трагедии, зрители переживали и плакали, но судьба этого коллектива какая-то ладная, творчески предельно насыщенная, какие бы времена ни стояли на дворе. Говорят, все дело в ауре места, - бывший купеческий клуб с игорным залом и рестораном передал из ХIХ века в середину ХХ стихию игры, азарта. Действительно, достаточно вспомнить знаменитые шлягеры Игоря Владимирова 70-х годов: "Укрощение строптивой", "Люди и страсти", "Левша", "Дульсинея Тобосская", "Трубадур и его друзья", не говоря уж о до сих пор сохраняющихся на афишах гоголевских "Игроках".
Но ведь и до переезда в здание на Владимирском проспекте, с самого первого спектакля молодого коллектива - "Бешеных денег" Островского, встреченных публикой с восторгом, дух студийности, поиска, азарта жил в этом театре и сумел продержаться все 70 лет его существования. До сих пор это молодой, по сути студийный, полный энергии и интереса к жизни творческий организм. Несмотря на звание "академического" театр Ленсовета не превратился в памятник самому себе, как это случалось подчас даже с интересными поначалу коллективами.
Думается, здесь дело в том, что этому театру везло, как в карточной игре, на руководителей. Начиная с первого - одаренного мейерхольдовца Исаака Кролля. А потом были мхатовец, талантливейший Борис Сушкевич, проведший коллектив через трудные годы войны, выдающийся художник и режиссер Николай Акимов, на знаменитые спектакли которого лишний билетик спрашивали от угла Невского и Владимирского. А вскоре в театре на Владимирском появился победительно красивый Игорь Владимиров, и опять билеты на спектакли с участием Алисы Фрейндлих, Михаила Боярского, Алексея Петренко, Анатолия Равиковича ловили от Невского проспекта.
В 1996 году Владислав Пази, режиссер тонкого, изысканного стиля, как-то очень естественно и, казалось, легко и просто подхватил знамя театра Ленсовета. И без всяких революционных преобразований снова повел коллектив по дороге аншлагов, молений о лишнем билете и всего того, чем сопровождается заслуженный, устойчивый успех у публики. Он опять, как в былые годы, собрал звездную труппу. На этой сцене играют Сергей Мигицко, Лариса Луппиан, Анна Алексахина, Семен Стругачев, Светлана Письмиченко, Владимир Матвеев, Константин Хабенский... По сути дела перечислять надо чуть ли не всю труппу. Даже совсем молодые, студенты курса В. Пази, играющие на сцене театра, уже заслужили внимание зрителей и успели получить престижные награды.
Словом, театр Ленсовета везунчик и баловень судьбы. А уж из какого сора, как сказал поэт, из каких трудов растут цветы блестящих спектаклей этого театра, публику интересует не слишком сильно. Во всяком случае, на вчерашнем юбилейном вечере в честь 70-летия прославленного театра пели и говорили о другом...
Александр УРЕС